Психологическое занятие «Мои ощущения»
Участники: учащиеся 1-2 классов.
Количество участников: группы по 10-15 человек
Задачи:
показать роль ощущений в познании окружающего мира;
познакомить детей с предметным содержанием понятия "ощущение" и с видами ощущений;
развивать осознание различных видов ощущений.
Материалы: набор предметов с различным запахом и вкусом, яркий, необычный по внешнему виду предмет, набор мелких предметов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
Игра "Четыре стихии"
Психолог: Эта игра на внимание. Четыре стихии - это вода, воздух, огонь и земля. По команде "земля" - опустите руки вниз; по команде "воздух" - поднимите руки вверх; по команде "вода" - вытяните руки вперед и делайте ими плавательные движения; по команде "огонь"- вращайте кистями. Кто ошибется - тот проиграл и выбывает из игры.
Беседа по теме "Мои ощущения"
Психолог: Тема нашего занятия - "Мои ощущения". Сегодня на уроке мы узнаем, зачем нам нужны ощущения и какими они бывают.
Ребята, а теперь ответьте на вопросы:
Что мы можем ощущать?
Что произойдет с человеком, если у него не будет ощущений, т.е. он не будет ни видеть, ни слышать, ни чувствовать вкуса и запахов, ни чувствовать предметов на ощупь?
2. Работа по теме.
Психолог: Сейчас вы будете выполнять задания-загадки, отвечать на вопросы.
Первое задание называется "Что за звуки?". Закройте глазки и не открывайте, пока я не скажу. Слушайте звуки, которые я буду производить. Всего будет пять звуков. Отвечать, что это за звуки, можно только по моей команде.
Психолог производит разные звуки, например: шелестит пакетом, зажигает спичку, пишет на доске мелом, трогает зубья расчески, роняет тяжелый предмет, включает музыку.
Психолог: Что за звуки вы слышали?
Ответы детей.
Психолог: Итак, мы можем ощущать различные звуки (шумы, речь, музыку). Тогда у нас возникают слуховые ощущения. Запишите это в своем Психологическом альбоме. Через какую часть тела они поступают?
Дети: Через уши.
Психолог: Запишем это - от словосочетания "слуховые ощущения" проведите стрелку и под ней напишите "через уши".
Психолог демонстрирует схему "Мои ощущения"
Психолог: Второе задание называется "Что я вижу?". Посмотрите, что вы видите?
Психолог показывает какой-нибудь яркий, необычный по внешнему виду предмет.
Психолог: Какого он цвета? Какой формы? Какого размера - большой или маленький? Объемный он или плоский? А теперь что вы видите?
Психолог показывает какой-нибудь обыкновенный предмет и просит детей описать его свойства.
Психолог: Когда вы ощущаете цвет, форму, размер предмета, т.е. видите его, то какие ощущения у вас возникают? Правильно, зрительные.
тела они поступают к нам? Правильно, через глаза.
Психолог: Третье задание - "Что я чувствую?". Каждый из вас получил бутылочку, причем ее содержание у всех разное. Не открывайте крышку бутылочки, сначала внимательно рассмотрите ее. Что находится в бутылочке? Правильно, какой-то порошок. Можете сейчас сказать, какой он на запах? Почему? Как мы можем определить, какой на запах данный порошок? Правильно, понюхать. А чем мы нюхаем? Носом. Откройте крышку бутылочки и осторожно понюхайте порошок. Когда вы нюхаете, работает ваше обоняние. Итак, что же вы почувствовали? Верно, это запах различных приправ -ванили, кардамона, кориандра, душистого перца, корицы, чеснока. Когда вы обоняете, т.е. чувствуете различные запахи, какие же ощущения у вас возникают?
Дети: Обонятельные.
Психолог: Через какой орган чувств мы чувствуем запахи? Правильно, через нос.
Психолог: Следующее задание - "Что я осязаю?". Закройте глаза, правую руку поставьте локтем на парту и ладошкой поверните вверх. Глаза, пока я не разрешу, открывать нельзя - иначе будет неинтересно. Сейчас я положу каждому на ладошку предмет. Вы будете его осязать, т.е. чувствовать его прикосновение. (Психолог кладет на ладошки скрепки.) Ощупайте его. Что вы чувствуете на ощупь, т.е. что вы осязаете? Правильно, этот маленький, металлический, продолговатый предмет - скрепка. Откройте глаза - проверьте, правильно ли вы угадали предмет.
Снова закройте глаза и вытяните руку ладошкой вверх. Сейчас я положу другой предмет. (Кладется кусочек ваты.) Что вы чувствуете на ощупь? Глаза не открывайте! Скажите, этот предмет -легкий или тяжелый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий, теплый или холодный? А теперь угадайте, что вы осязали? Правильно, это вата. Откройте глазки, проверьте, верно ли вы угадали. Как вы думаете, когда вы осязаете, т.е. чувствуете предметы на ощупь, какие же ощущения у вас возникают?
Дети: Осязательные.
Психолог: Последнее задание - "Попробуй на вкус". Сейчас мы будем пробовать жидкость, которая налита в бутылочку, на вкус. Посмотрите на нее. Вы можете сказать, какова жидкость на вкус? Почему? Да, надо попробовать. А чем мы пробуем еду, жидкость на вкус? Правильно, языком. Откройте рот и вытяните язычок. Я сейчас капну этой жидкости (капается пипеткой соленая вода), а вы определите, какая она на вкус. Итак, какой вкус вы почувствовали? А теперь я капну другой жидкости (капается сок лимона). Попробуйте ее на вкус. Вкус чего вы почувствовали? Правильно. Это вкус кислого, а точнее лимона. Подумайте: когда вы ощущаете вкус чего-то, то какие ощущения у вас возникают?
Дети: Вкусовые.
Психолог; Через какой орган чувств поступают к нам вкусовые ощущения? Правильно, через язык. Итак, мы с вами познакомились с нашими умными помощниками в деле познания окружающего мира - с нашими ощущениями. Какие бывают ощущения - расскажите.
Дети рассказывают на основе составленной ими схемы "Мои ощущения
3. Задание "Чудесный мешочек"
Психолог: В этом задании вы будете не слушать, а осязать предметы на ощупь и рисовать то, что вы почувствовали. Каждый из вас по очереди, не заглядывая в "чудесный мешочек", выбирает только один предмет и изучает его на ощупь. Нужно изучить выбранный предмет на ошупь, не видя его, а потом нарисовать его так, чтобы другие угадали. Другим сообщать, что вы осязали, нельзя. Кто нарушит это правило, тот в разгадывании не участвует. Итак, сначала каждый ощупывает, изучает, а потом молча рисует.
Организовать выполнение данного задания можно следующим образом: половина группы ("художники") будет ощупывать предметы, а другая половина ("угадывающие") будет их угадывать по рисункам.
Психолог: Вторая часть нашего задания-загадки называется "Найти предмет на ощупь по рисунку". Нужно на ощупь найти предмет из "чудесного мешочка", полагаясь только на чужой рисунок. Подсказывать, что вы нарисовали, не нужно - угадывайте предмет на ощупь без подсказки.
Подгруппа "угадывающих" ощупывает предметы в "чудесном мешочке" и находит те, которые соответствуют рисунку. Психолог помогает детям, предлагая при затруднениях "художникам" назвать свойства загаданного предмета - гладкий или шершавый, мягкий или твердый, теплый или холодный и т.п.
4.Подведение итогов.
Психолог: Ребята, может ли человек прожить без ощущений? Назовите органы чувств - те части тела, которые отвечают за наши ощущения.