СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое занятие по развитию навыков самоорганизации и управления временем для учащихся 3-4 классов «Путешествие в Страну Времени – учимся быть Хозяевами своего Дня!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка может служить основой для занятия по формированию у младших школьников начальных представлений о самоорганизации и управлении временем через игру и практические задания.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие по развитию навыков самоорганизации и управления временем для учащихся 3-4 классов «Путешествие в Страну Времени – учимся быть Хозяевами своего Дня!»»

АНО СОШ «Академическая гимназия»















Психологическое занятие

по развитию навыков самоорганизации и управления временем для учащихся 3-4 классов

«Путешествие в Страну Времени –

учимся быть Хозяевами своего Дня!»











Разработала: Мурашкина Ю.А.,
педагог – психолог, нейропсихолог, специалист

Службы психолого-педагогического сопровождения

АНО СОШ «Академическая гимназия»









г. Москва 2025 г.

Актуальность. Развитие самоорганизации и навыков управления временем (тайм-менеджмента) у учащихся 3-4 классов является актуальной задачей школьной психологии и педагогики. Рассмотрим ключевые факторы данного возрастного периода.

1. Возрастные особенности и сензитивный период.

Формирование произвольности. Возраст 9-11 лет — критический период для развития произвольной регуляции поведения, внимания, познавательных процессов. Дети становятся более способными к планированию, контролю и оценке своих действий по собственной инициативе.

Потребность в самостоятельности. Усиливается стремление к самостоятельности и независимости. Навыки самоорганизации — инструмент для ее реализации без хаоса.

Готовность к структурированию. Мышление становится более логичным и системным. Дети способны понимать причинно-следственные связи («если сделаю уроки сейчас, то потом смогу спокойно играть») и работать с простыми структурами (последовательность, приоритеты).

2. Усложнение учебной нагрузки.

Переход к предметному обучению. В 3-4 классе количество предметов и объем информации увеличиваются. Появляется больше учителей, разные требования. Без навыков организации легко «утонуть» в заданиях.

Рост ответственности. Требования к самостоятельному выполнению домашних заданий, подготовке к урокам, контролю за своими вещами (портфель, форма) возрастают.

Подготовка к средней школе. 4 класс — последняя ступень перед переходом в среднее звено, где нагрузка и требования к самостоятельности возрастают многократно. Навыки самоорганизации — ключевой ресурс для успешной адаптации в 5 классе.

3. Профилактика учебных и личностных трудностей.

Снижение стресса и тревожности. Хаос, забытые задания, постоянные опоздания, «цейтнот» ведут к хроническому стрессу, страху неудачи, снижению самооценки. Умение планировать и управлять временем дает чувство контроля и уверенности.

Профилактика прокрастинации. Привычка откладывать неприятные дела (домашние задания) на потом формируется рано. Занятия учат стратегиям («съесть лягушку» — сделать сложное/неприятное первым).

Повышение учебной мотивации и успеваемости. Когда ребенок успешен (все успевает, получает хорошие оценки за вовремя сданную работу), его мотивация к учебе растет. Организованность напрямую влияет на эффективность обучения.

Развитие ответственности. Умение планировать свое время и следовать плану воспитывает ответственность за свои действия и их последствия.


4. Формирование жизненно важных метапредметных компетенций:

Целеполагание. Умение ставить перед собой конкретные, достижимые цели (сделать уроки за час, убрать комнату).

Планирование. Способность определять последовательность действий, распределять время и ресурсы.

Контроль и самоконтроль. Умение сверяться с планом, оценивать свое продвижение, корректировать действия.

Принятие решений и расстановка приоритетов. Понимание, что важно/срочно, а что может подождать.

Рефлексия. Анализ своих успехов и неудач в организации времени, понимание причин.

5. Улучшение качества жизни и здоровья.

Баланс «Надо» и «Хочу». Навык управления временем позволяет находить время не только для учебы и обязанностей, но и для отдыха, хобби, общения с семьей и друзьями, что критически важно для психоэмоционального благополучия.

Формирование здоровых привычек. Режим дня, своевременное выполнение дел, планирование отдыха способствуют снижению утомляемости, улучшению сна, общему физическому и психическому здоровью.

Профилактика перегрузок. Умение адекватно оценивать время на задачи помогает избегать ситуаций хронической усталости из-за попыток «объять необъятное».

6. Современные вызовы.

Информационная перегрузка. Дети окружены огромным количеством стимулов (гаджеты, кружки, соцсети). Навыки фильтрации информации и управления вниманием тесно связаны с тайм-менеджментом.

Цифровая среда. Умение планировать свой режим дня помогает контролировать время, проводимое за экранами, выделяя его осознанно, а не «залипая».

Таким образом психологические занятия по развитию самоорганизации и управлению временем в 3-4 классах — это настоятельная необходимость.

Инвестиции в развитие этих навыков на данном этапе окупаются многократно повышением эффективности, снижением стресса и ростом личностной зрелости ребенка.


Психологическое занятие

по развитию навыков самоорганизации и управления временем

«Путешествие в Страну Времени –

учимся быть Хозяевами своего Дня!»

Цель: Формирование у обучающихся начальных представлений о самоорганизации и управлении временем через игровые и практические методы.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «время», «порядок дел», «распорядок дня», «важные и срочные дела»;

  2. Развивать навыки планирования простой последовательности действий;

  3. Тренировать умение различать основные категории дел (обязательные, желательные, отдых);

  4. Формировать положительное отношение к организованности и ответственности;

  5. Мотивировать к применению простых приемов тайм-менеджмента в повседневной жизни.

Целевая аудитория: учащиеся 3-4 классов (9-11 лет).

Время: 40 - 45 минут.

Материалы и оборудование:

  1. Проектор/интерактивная доска или большой лист бумаги (ватман).

  2. Картинки или слайды (часы, календарь, ребенок делает уроки, играет, спит, убирает комнату, опаздывает, успевает все сделать с улыбкой).

  3. Раздаточный материал - Шаблон «Мой День» (таблица с колонками: Время, Что делаю? Важно? Срочно? Сделал?).

  4. Цветные карандаши или фломастеры (на каждого ученика).

  5. Большие бумажные «часы» (шаблон циферблата) или изображение часов на доске.

  6. Несколько мячиков или мягких игрушек.

  7. Колокольчик или таймер.

  8. Нарисованный «Остров Важных Дел» и «Остров Желаний» на ватмане.

  9. Небольшие наклейки или смайлики для поощрения.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Введение в тему (5 минут).

Упражнение №1. Приветствие с движением.

Дети стоят в кругу. Каждый ребёнок по очереди говорит: «Привет, я (имя)» и показывает любое движение (например, хлопок, прыжок, покачивание). Группа повторяет имя и движение.

Психолог: Здравствуйте, юные путешественники! Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие – в Страну Времени! В этой стране живут минутки, часики и целые дни. Но иногда они убегают от нас, и мы не успеваем сделать все, что хотим. Во время нашего путешествия мы научимся быть настоящими Хозяевами своего Времени.

Упражнение №2. «Мозговой штурм». 

Психолог: Как вы думаете, что такое ВРЕМЯ? (Выслушать короткие ответы детей). Правильно, это то, что течет: секунды, минуты, часы, дни. А что значит УПРАВЛЯТЬ временем? (Выслушать). Это значит успеть сделать важные дела, поиграть и отдохнуть, не спеша и не опаздывая! А САМООРГАНИЗАЦИЯ – это когда мы сами, без постоянных напоминаний, знаем, что и когда нужно сделать, и делаем это.

Упражнение №3. Проблемная ситуация (на примере картинок). 

Психолог (показывает картинки: ребенок опаздывает в школу, в спешке делает уроки вечером, не может найти тетрадь, выглядит уставшим): Как вы думаете, что случилось с этим мальчиком/девочкой? Почему он/она не успевает? Чего ему/ей не хватает?

(Подвести к выводу, что не хватает порядка, плана, умения распоряжаться временем).

2. Основная часть (30 минут).

Упражнение №4. Игра «Часики и Дела» (10 минут).

На доске или ватмане – большие «часы».

Психолог: Весь наш день – это большой круг, как эти часы. Утро, день, вечер, ночь. Давайте наполним наш день разными делами! Какие дела вы делаете каждый день? (Дети называют: проснуться, умыться, позавтракать, пойти в школу, выполнить домашнее задание, кружки, погулять, поужинать, почитать, лечь спать и т.д.).

Задание: Детям предлагается условно распределить названные дела по секторам часов (утро, день, вечер) с помощью картинок или записей. (А когда вы обычно гуляете? А уроки делаете?).

Психолог: Видите, у каждого дела есть свое время! Если мы делаем дела примерно в одно и то же время, нам легче все успеть. Это и есть начало РАСПОРЯДКА ДНЯ.

Знакомство с «Важными» и «Срочными» делами (10 минут).

Психолог: Но все дела разные! Одни дела – ОЧЕНЬ важные, их нельзя пропустить. Другие – тоже нужные, но их можно сделать чуть позже. А есть дела, которые просто приятные – наши желания.

Упражнение №5. Игра «Острова». 

На ватмане нарисованы два «острова»: «Остров Важных Дел» (можно добавить подпись «Надо!») и «Остров Желаний» (подпись «Хочу!»).

Психолог раздает детям карточки с разными делами (сделать домашние задания, пойти к стоматологу, погулять с собакой, поиграть в компьютер, почитать книгу, помочь маме с уборкой, посмотреть мультики, лечь спать вовремя, сходить на тренировку). Дети по очереди «высаживают» каждое дело на нужный остров. Обсуждение: Почему выполнение домашнего задания – на остров Важных? Почему мультики – на остров Желаний? А если собака ждет прогулки, это важно? А если тренировка сегодня? (Мягко вводим идею срочности: Это важно и нужно сделать СЕГОДНЯ/СЕЙЧАС).

Ключевая мысль: «Хороший Хозяин Времени старается сначала сделать самые важные и срочные дела (с «Острова Важных Дел!»), а потом уже отправляется на «Остров Желаний», чтобы отдохнуть и порадоваться. Так мы все успеваем и не волнуемся!

Упражнение №6. Практикум «План моего Вечера» (10 минут).

Психолог: Давайте попробуем составить небольшой план прямо сейчас! Представьте, что вы пришли из школы. Что вам нужно сделать до сна?

(Раздает упрощенные шаблоны «Мой Вечер» (например, табличка: Время / Что сделаю? / Галочка «Сделал» / Смайлик «Как получилось?»). Можно добавить по желанию колонку с рисунком (ребенок рисует символ дела: книга, мяч, тарелка, кровать).

Задание:

      1. Дети записывают (или рисуют) 3-4 ключевых дела на вечер (например, переодеться и поесть, отдохнуть 30 минут, сделать уроки, ужин, собрать портфель, почитать/поиграть 20 минут, подготовиться ко сну).

      2. Примерное распределение времени (не обязательно точное, например, «после ужина», «перед сном»). Психолог помогает: «Сколько примерно времени уходит на уроки? На сбор портфеля?»

      3. Обсуждение очередности выполнения дел: «Что лучше сделать сначала – уроки или поиграть? Почему? (Подводим к мысли: важное/сложное – сначала).

      4. Дети раскрашивают дела разными цветами (например, важные – желтым, отдых – зеленым).

Психолог: Это ваш личный план. Не обязательно делать все минута в минуту! Главное – знать, что нужно сделать, и стараться следовать своему плану. Галочка и смайлик в конце дня помогут понять, что получилось хорошо, а что можно улучшить завтра!

3. Рефлексия. Подведение итогов (8 минут).

Упражнение №7. Игра «Мяч пожеланий». 

Дети встают в круг.

Психолог начинает: «Я научился(ась) сегодня, что сначала нужно делать... (важные дела)» и бросает мяч одному из детей. Тот продолжает: «А я запомнил(а), что полезно иметь... (план на вечер)» и бросает следующему. И так по кругу. Каждый говорит одно открытие или мысль.

Вопросы для закрепления:

«Кто такой Хозяин своего Времени?»

«Что помогает нам все успевать?» (План, распорядок дня, дела по порядку).

«Какие дела делаем в первую очередь?» (Важные и срочные).

«Почему после важных дел хорошо отдохнуть?» (Заслужили!).

Психолог: Молодцы, путешественники! Вы сделали первые шаги в Стране Времени! Теперь вы знаете секреты Хозяев Времени: Планируйте свой день (хотя бы вечер!), делайте важные дела первыми, не забывайте про отдых и радость! Попробуйте сегодня вечером использовать свой план. Завтра мы можем поделиться, как это получилось! Помните, стать организованным – это навык, как кататься на велосипеде. Чем больше тренируешься, тем лучше получается!

Психолог в качестве поощрения раздает всем маленькие смайлики или наклейки с надписью «Молодец!», «Хозяин Времени!» или «Я умею планировать!».

4. Домашнее задание (по желанию/на усмотрение педагога) (2 минуты)

Психолог: Попробуй вечером следовать своему плану! Поставь галочки и нарисуй смайлик, как получилось.

Нарисуй свой идеальный распорядок выходного дня (когда встанешь, что будешь делать утром, днем, вечером). Используй разные цвета для важных дел и отдыха.

Понаблюдай за собой: сколько времени у тебя занимает сбор портфель? Чтение одной главы книги? Запиши или запомни.

Методические рекомендации:

  1. Игровая форма. Весь ход занятия должен быть максимально игровым, динамичным. Используйте метафоры, образы (Страна Времени, Хозяин Времени, Острова).

  2. Доброжелательность. Создайте атмосферу поддержки. Подчеркивайте, что учиться планировать – это нормально, не всегда получается сразу, и это не страшно.

  3. Простота. Избегайте сложных терминов, говорите «важные дела», «дела по порядку», «план», «распорядок».

  4. Наглядность. Картинки, схемы, цвета – обязательны для этой возрастной группы.

  5. Активность детей. Максимально вовлекайте детей в обсуждение, выполнение заданий. Пусть они сами предлагают идеи.

  6. Гибкость. Будьте готовы скорректировать ход занятия по реакции детей. Если какая-то игра не пошла, переключитесь быстрее. Если дети увлеклись обсуждением – дайте им немного больше времени.

  7. Связь с жизнью. Все примеры должны быть понятны и актуальны для жизни ребенка 9-11 лет (школа, уроки, кружки, помощь по дому, игры, отдых).

  8. Поощрение малых шагов. Хвалите за любую попытку планировать, за осознание, за честность в рефлексии («Да, сегодня не получилось сделать уроки первыми, но ты это заметил(а) – это уже хорошо!).

  9. Работа с родителями. Хорошо бы проинформировать родителей о теме занятия и дать им простые рекомендации, как поддерживать ребенка дома в развитии этих навыков (ненавязчиво напоминать о плане, хвалить за самостоятельность, обсуждать вечером, что получилось).


Литература:

  1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (часть 2: 3-4 класс);

  2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4)»;

  3. Светланова И.Ф. «Тайм-менеджмент для школьников»;

  4. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. - М.: Вита-Пресс;

  5. Мороз А. «Сделать счастливыми наших детей. Начальная школа»;

  6. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.