Тимахова Т.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.
В осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний необходима постоянная поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также и адекватность реакции ребенка на данную ситуацию и наоборот. Средства выражения собственных эмоциональных реакций и состояний, являющиеся по своей природе коммуникативными средствами, это не что иное, как выражение собственной индивидуальности.
Но средствам выражения собственных эмоциональных состояний необходимо обучаться. Взрослый предоставляет ребенку образцы средств эмоционального самовыражения. Успешность этого обучения зависит от того, как эта поддержка, которую оказывает взрослый, соотносится с собственными попытками ребенка использовать эти средства для выражения своих эмоциональных состояний. Учитывая, что творчество есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности, роль взрослого в развитии творческого потенциала ребенка заключается в обеспечении его эмоционального самовыражения.
Для развития творческого потенциала ребёнка работа должна вестись именно с эмоциональным содержанием. В жизни человек чувствует - затем думает - и затем говорит или совершает какие-то действия. Чувства не требуют особой проработки до тех пор, пока не происходит «сбой» в восприятии окружающего, в отношениях, или в решении какой-то задачи. Тогда человеку для того, чтобы разобраться, что произошло, необходимо понять какие чувства (а не мысли) возникают у него по этому поводу [2, c. 31]. При развитии творческого потенциала ребёнка педагог должен систематически осуществлять обращение к собственным эмоциональным переживаниям, целенаправленно переводя интеллектуальную проблему в эмоциональную. Проблемой должно становится не выполняемое задание, а эмоциональное отношение к этому заданию. Это эмоциональное отношение принимается как самодостаточное проявление индивидуальности.
Реализация собственной индивидуальности (или эмоциональные реакции и состояния принимаются как её самодостаточные проявления) позволяет ребёнку воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении возможностями - в том числе и теми интеллектуальными и творческими возможностями, которые ранее были блокированы. Это и есть одно из основных условий реализация и развития творческого потенциала.
Второе основное психологическое условие развития творческого потенциала это организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Тем не менее, умение предъявить себя миру - выразить свою уникальность - является проблемой для большинства не только детей, но и взрослых.
А ведь выражение себя и есть не что иное, как выражение своих чувств, относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации. Всякая реакция на жизненные события эмоционально окрашена, и именно эта эмоциональная окрашенность и делает реакции индивидуальными. Не будь этой эмоциональной окрашенности реакции - не было бы и собственно переживания. Но переживание чувства и его выражение - разные вещи.
Для того, чтобы выражение чувства могло быть проявлением истинной индивидуальности оно должно соответствовать ситуации, и в первую очередь - самому чувству. Этого не происходит в результате обучения, которому в обычной школе часто подвергаются дети. Такое несогласование между испытываемым чувством и его выражением лежит в основе многих внутренних конфликтов. При помощи системы внешних оценок ребенка с первых дней жизни обучают испытывать то или иное чувство через систему поощрений и наказаний, запретов и разрешений («правильно - неправильно», «хорошо - плохо»). Это и есть система социальных норм, которую ребенок усваивает очень рано.
Палитра человеческих эмоциональных переживаний широка и разнообразна. Однако все они строятся на базовых эмоциональных переживаниях, количество которых довольно ограниченно (страх, радость, гнев, удовольствие, неудовольствие) и которые даны человеку как биологическому существу для обеспечения его выживания [4, c. 37]. В зависимости от социальных норм общества ребенка обучают испытывать в конкретных ситуациях те или иные переживания. Они представляют собой внутренние оценки происходящих событий. Тем самым закладывается основа для внутренних конфликтов, поскольку социальные нормы в области эмоциональных переживаний часто противоречат собственной реакции человека. В результате такого типа обучения ребёнок обучается стереотипам эмоционального реагирования, которые не соответствуют его истинному отношению к этим событиям. В таких условиях, когда дети лишены возможности выразить свое истинное отношение к событию, ни о каком творчестве говорить не приходится. Постоянно подавляя самих себя (т.е. подавляя свои ресурсы, свои возможности), дети не могут вырасти в творческих личностей.
При работе по развитию творческого потенциала наши усилия направлены на:
- демонстрацию детям широкого спектра возможных эмоциональных реакций и состояний;
- обучение детей средствам эмоционального самовыражения;
- оказание безусловной поддержки эмоциональным реакциям и состояниям.
Тем самым мы показываем безусловную само-ценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и её отличия от индивидуальности других людей.
У ребенка может быть высокая или низкая самооценка, позитивная или негативная Я – концепция. В зависимости от этого на одну и ту же ситуацию могут возникать различные эмоциональные реакции. В соответствии с нашим подходом все эти реакции принимаются, поддерживаются, что подтверждает ребенку его собственную «истинность». В любой ситуации у ребенка имеется выбор: продемонстрировать свою собственную эмоциональную реакцию или социально одобряемую реакцию (которые могут совпадать, а могут и не совпадать). Поддержка только социально одобряемых реакций блокирует эмоциональное самовыражение ребенка, а тем самым блокирует и его творческие проявления. Напротив, поддержка всех эмоциональных реакций обеспечивает полноту эмоционального самовыражения и создает условия для творческих проявлений [1, c. 24].
Поэтому одним из существенных психологических условий развития творческого потенциала мы считаем соблюдение принципов гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка.
Их реализацию осуществляем посредством соблюдения следующих положений:
Восхищаться каждой идеей ребёнка, как восхищаются его первыми шагами. Для этого:
- позитивно подкреплять все его ответы;
- использовать любую ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное;
- максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей.
Создать климат взаимного доверия.
Обеспечить (в дальнейшем) независимость в выборе и принятии решений, с возможностью контролировать собственное продвижение.
При обучении детей способам эмоционального самовыражения, мы, прежде всего, стараемся создать такие условия, в которых дети используют способы, которыми они никогда не пользовались, которых им не могли предложить ни родители, ни педагоги ОУ. Это как вербальные, так и невербальные средств самовыражения. Но простое расширение репертуара средств самовыражения без их соотнесённости с внутренним эмоциональным переживанием приведет лишь к углублению конфликта между эмоциональным состоянием и формами его выражения. Поэтому при обучении детей способам эмоционального самовыражения очень важно использовать ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное - предоставить им «право на ошибку». Оно фактически означает, что ошибок не существует вообще. Одобряется все, что бы ни делал ребенок, поскольку в этой области «ошибка» (т.е. несовпадение с существующей нормой) представляет собой всего лишь еще одну возможность по - иному посмотреть на ситуацию. «Право на ошибку» - это не просто право; это одно из условий развития творчества, понимаемого, как выражение своих собственных чувств и ощущений [1, c. 63].
Для обучения средствам эмоционального самовыражения используются все сенсорные ощущения: запах, вкус, цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения. Дети обучаются распознавать свои ощущения и выражать их вербально. Средством развития творчества, такое обучение является еще и потому, что занятия проводятся в группе, и ребенок видит, что на одну и ту же ситуацию можно реагировать по-другому. Для обучения детей средствам эмоционального самовыражения мы используем различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации (решение какой-нибудь проблемы), драматизацию ситуаций, придуманных детьми, конфликтных ситуаций из реальной жизни или из литературы, различные игры. Все эти занятия направлены на развитие у детей умения распознавать и выражать свои собственные эмоциональные состояния. Поэтому главным моментом занятия такого типа является то, что дети выражают свое настроение до и после занятия. Основным используемым способом выражения детьми своего настроения является рисунок, чаще простейший знак, символ. Детям предлагается изобразить свое настроение до проведения занятия, а затем - после его проведения. Сопоставляя свои «оценки» до и после проведения занятия, дети видят, как изменилось их настроение в результате занятия, осознают, что с ними произошло. При этом изменения настроения не требуется ни оправдывать, ни обосновывать - т.е. не требуется логической аранжировки настроения. Настроение нужно лишь выразить - так полно, как только это возможно. По желанию ребенок может дополнить «оценку» движением, либо полностью заменить её движением. Все эти экспрессивные средства предлагаются одновременно, и могу быть использованы по выбору ребенка.
Логический компонент добавляется лишь после того, как настроение полностью выражено. Выразив свое настроение рисунком, движением, словом, дети рассказывают о том, что именно с ними произошло - почему их настроение изменилось в лучшую или худшую сторону, что повлияло на изменение настроения. При этом очень важна безоценочность - объяснения детей не обсуждаются и не оцениваются - они просто принимаются [3, c. 59].
Мы используем также ряд других специальных упражнений, направленных на развитие умения выражать свои чувства (свои эмоциональные состояния). Так, ребенок, испытывающий определенное настроение, пытается выразить его невербально - пантомимическими средствами. Другие дети пытаются догадаться, о чем идет речь, после чего ребенок разыгрывавший состояние, описывает его вербально.
Используется и обратный вариант: сначала настроение описывается вербально, а затем ребенок разыгрывает его пантомимически, в то время как остальные дети оценивают точность изображения настроения.
Используется также игра в «загадки»: детям предлагается изобразить в движении определенное животное, фрукт или овощ, транспорт, профессию, литературного героя, мебель и др. Все эти упражнения направлены на развитие средств эмоциональной экспрессивности, эмпатии.
Иногда собственное эмоциональное отношение человека не совпадает с эмоциональным отношением остальных. Противопоставить свое отношение эмоциональному отношению большинства можно лишь тогда, когда тебя кто-то поддерживает. На наших занятиях таким человеком является педагог.
Третьим важным условием развития творческого потенциала личности ребёнка является использование принципов развивающего обучения.
Суть развивающего обучения и отличие его от обучения в широком смысле слова очень четко формулирует В.В. Репкин: «Развивающее обучение - это обучение, содержание, методы и форма организации которого прямо ориентированы на закономерности развития» [3, c.21] Этот подход, однако, обладает рядом специфических особенностей по сравнению с тем, что принято считать развивающим обучением. Прежде всего, при всех различиях разных подходов к развивающему обучению, они в той или иной форме ориентированы на интеллектуальное развитие - на развитие мышления (эмпирического, теоретического, научного, творческого, диалектического и т.д.). Предметом нашего внимания является творческость, которую мы рассматриваем как реализацию человеком собственной индивидуальности; а самодостаточным проявлением индивидуальности для нас являются эмоциональные реакции и состояния ребёнка.
Поэтому в центре нашего внимания при работе с детьми находится эмоциональная сфера ребёнка.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М: Изд МГУ, 1998.
Козлова С.А. Мой мир. М: «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. М: «Просвещение», 2006.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М: «Педагогика», 2001.