СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития творческого потенциала ребёнка работа должна вестись имен­но с эмоциональным содержанием. В жизни человек чувствует - затем думает - и затем говорит или совершает какие-то дей­ствия. Чувства не требуют особой проработки до тех пор, пока не происходит «сбой» в восприятии окружающего, в отношениях, или в решении какой-то задачи.

Просмотр содержимого документа
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.»

Тимахова Т.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.


В осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний необходима постоянная поддержка со стороны взрослого. Поддер­живая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также и адекватность реакции ребенка на данную ситуацию и наоборот. Сред­ства выражения собственных эмоциональ­ных реакций и состояний, являющиеся по своей природе коммуника­тивными средствами, это не что иное, как выражение собственной индивидуальности.

Но средствам вы­ражения собственных эмоциональных состояний необ­ходимо обучаться. Взрослый предоставляет ребенку образцы средств эмоционального самовыражения. Успешность этого обучения зависит от того, как эта поддержка, которую оказывает взрос­лый, соотносится с собственными попытками ребенка использовать эти средства для выражения своих эмо­циональных состояний. Учитывая, что творчество есть не что иное, как реализация че­ловеком собственной индивидуальности, роль взрослого в развитии творческого потенциала ребенка заключается в обеспечении его эмоционального самовыражения.

Для развития творческого потенциала ребёнка работа должна вестись имен­но с эмоциональным содержанием. В жизни человек чувствует - затем думает - и затем говорит или совершает какие-то дей­ствия. Чувства не требуют особой проработки до тех пор, пока не происходит «сбой» в восприятии окружающего, в отношениях, или в решении какой-то задачи. Тогда человеку для того, чтобы разобраться, что произошло, необходимо понять какие чувства (а не мысли) воз­никают у него по этому поводу [2, c. 31]. При развитии творческого потенциала ребёнка педагог должен си­стематически осуществлять обращение к собственным эмоциональным переживаниям, целенаправленно переводя интеллектуальную пробле­му в эмоциональную. Проблемой должно становится не вы­полняемое задание, а эмоциональное отношение к этому заданию. Это эмоциональное от­ношение принимается как самодостаточное проявление индивидуальности.

Реализация собственной индивидуальности (или эмоциональные реакции и состояния принимаются как её самодостаточные проявления) по­зволяет ребёнку воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении возможностями - в том числе и теми интеллектуальными и творческими возможностя­ми, которые ранее были блокированы. Это и есть одно из основных условий реализация и развития творческого потенциала.

Второе основное психологическое условие развития творческого потенциала это организация взаимодействия детей и взрослых в соот­ветствии с принципами гуманистической психологии. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Тем не менее, умение предъявить себя миру - выразить свою уникальность - является проблемой для большинства не только детей, но и взрослых.

А ведь выражение себя и есть не что иное, как выражение сво­их чувств, относящихся к какому-либо событию, ка­кой-либо ситуации. Всякая реакция на жизненные события эмо­ционально окрашена, и именно эта эмоциональная окрашенность и делает реакции индивидуальными. Не будь этой эмоциональной окрашенности реакции - не было бы и собственно переживания. Но переживание чувства и его выражение - разные вещи.

Для того, чтобы выражение чувства могло быть проявлением истинной индивидуальности оно должно соответствовать ситуации, и в первую очередь - самому чувству. Этого не происходит в результате обучения, которому в обычной школе часто подвергаются дети. Такое не­согласование между испытываемым чувством и его выражением лежит в основе многих внутренних кон­фликтов. При помощи системы внешних оценок ребенка с первых дней жизни обучают испытывать то или иное чувство через систему поощрений и наказаний, запретов и разреше­ний («правильно - неправильно», «хорошо - плохо»). Это и есть система социальных норм, кото­рую ребенок усваивает очень рано.

Палитра человеческих эмоциональных пережи­ваний широка и разнообразна. Однако все они строят­ся на базовых эмоциональных переживаниях, количе­ство которых довольно ограниченно (страх, радость, гнев, удовольствие, неудовольствие) и которые даны человеку как биологическому существу для обеспече­ния его выживания [4, c. 37]. В зависимости от социальных норм общества ребенка обучают испытывать в конкретных ситуациях те или иные переживания. Они представляют собой внутренние оценки происходя­щих событий. Тем самым закладывается основа для внутренних конфликтов, поскольку социальные нормы в области эмоциональных переживаний часто проти­воречат собственной реакции человека. В результате такого типа обучения ребёнок обучается стереотипам эмоционального реагирования, которые не соответ­ствуют его истинному отношению к этим событиям. В таких условиях, когда дети лишены возможности вы­разить свое истинное отношение к событию, ни о ка­ком творчестве говорить не приходится. Постоянно подавляя самих себя (т.е. подавляя свои ресурсы, свои возможности), дети не могут вырасти в творческих личностей.

При работе по развитию творческого потенциа­ла наши усилия направлены на:

- демонстрацию детям широкого спектра воз­можных эмоциональных реакций и состояний;

- обучение детей средствам эмоционального самовыражения;

- оказание безус­ловной поддержки эмоциональным реакциям и состояниям.

Тем самым мы показываем безусловную само-­ценность каждой личности. В результате дети прихо­дят к осознанию собственной индивидуальности и её отличия от индивидуальности других людей.

У ребенка может быть высокая или низкая самооценка, позитивная или негативная Я – концепция. В зависимости от этого на одну и ту же си­туацию могут возникать различные эмоциональные реакции. В соответствии с нашим подходом все эти реакции принимаются, поддерживаются, что подтверждает ребенку его собственную «истинность». В любой ситуации у ребенка имеется выбор: продемонстрировать свою собственную эмоциональ­ную реакцию или социально одобряемую реакцию (которые могут совпадать, а могут и не совпадать). Поддержка только социально одобряемых реакций блокирует эмоцио­нальное самовыражение ребенка, а тем самым блоки­рует и его творческие проявления. Напротив, под­держка всех эмоциональных реакций обеспечивает полноту эмоционального самовыражения и создает условия для творческих проявлений [1, c. 24].

Поэтому одним из существенных психологических условий развития творческого потенциала мы считаем соблюдение принципов гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка.

Их реализацию осуществляем посредством соблюдения сле­дующих положений:

  1. Восхищаться каждой идеей ребёнка, как вос­хищаются его первыми шагами. Для этого:

- позитивно подкреплять все его ответы;

- использовать любую ошибку как возможность ново­го взгляда на что-то привычное;

- максимально адаптироваться ко всем выска­зываниям и действиям детей.

  1. Создать климат взаимного доверия.

  2. Обеспечить (в дальнейшем) независимость в выборе и при­нятии решений, с возможностью контролировать соб­ственное продвижение.

При обучении детей способам эмоционального самовыражения, мы, прежде всего, стараемся создать такие условия, в которых дети использу­ют способы, которыми они никогда не пользо­вались, которых им не могли предложить ни родители, ни педагоги ОУ. Это как вербальные, так и невер­бальные средств самовыражения. Но простое расширение репертуара средств само­выражения без их соотнесённости с внутренним эмо­циональным переживанием приведет лишь к углубле­нию конфликта между эмоциональным состоянием и формами его выражения. Поэтому при обучении детей способам эмоцио­нального самовыражения очень важно использовать ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное - предоставить им «право на ошибку». Оно фактически означает, что ошибок не существует вообще. Одобряется все, что бы ни делал ребенок, поскольку в этой области «ошибка» (т.е. несовпадение с существующей нормой) пред­ставляет собой всего лишь еще одну возможность по - иному посмотреть на ситуацию. «Право на ошибку» - это не просто право; это одно из условий развития творчества, понимаемого, как выражение своих собственных чувств и ощущений [1, c. 63].

Для обучения средствам эмоционального само­выражения используются все сенсорные ощущения: запах, вкус, цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения. Дети обучаются распознавать свои ощущения и выражать их вербально. Средством развития творчества, такое обучение яв­ляется еще и потому, что занятия проводятся в группе, и ребенок видит, что на одну и ту же ситуацию можно реагировать по-другому. Для обучения детей средствам эмоционального самовыражения мы используем различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации (решение какой-нибудь проблемы), драматизацию си­туаций, придуманных детьми, конфликтных ситуаций из реальной жизни или из литературы, различные игры. Все эти занятия направлены на развитие у детей умения распознавать и выражать свои собственные эмоциональные состояния. Поэтому главным момен­том занятия такого типа является то, что дети выра­жают свое настроение до и после занятия. Основным используемым способом выражения детьми своего на­строения является рисунок, чаще простейший знак, символ. Детям предлагается изобразить свое настроение до проведения занятия, а затем - после его проведения. Сопоставляя свои «оценки» до и после проведе­ния занятия, дети видят, как изменилось их настроение в результате занятия, осознают, что с ними произошло. При этом изменения настроения не требуется ни оправдывать, ни обосновывать - т.е. не требуется ло­гической аранжировки настроения. Настроение нужно лишь выразить - так полно, как только это возможно. По желанию ребенок может дополнить «оценку» дви­жением, либо полностью заменить её движением. Все эти экспрессивные средства предлагаются одновременно, и могу быть использова­ны по выбору ребенка.

Логический компонент добавляется лишь после того, как настроение полностью выражено. Выразив свое настроение рисунком, движением, словом, дети рассказывают о том, что именно с ними произошло - почему их настроение изменилось в лучшую или худ­шую сторону, что повлияло на изменение настроения. При этом очень важна безоценочность - объяснения детей не обсуждаются и не оцениваются - они просто принимаются [3, c. 59].

Мы используем также ряд других специальных упражнений, направленных на развитие умения выра­жать свои чувства (свои эмоциональные состояния). Так, ребенок, испытывающий определенное настрое­ние, пытается выразить его невербально - пантомими­ческими средствами. Другие дети пытаются догадать­ся, о чем идет речь, после чего ребенок разыгрывавший состояние, описывает его вербально.

Используется и обратный вариант: сначала на­строение описывается вербально, а затем ребенок разыгрывает его пантомимически, в то время как остальные дети оценивают точность изображения на­строения.

Используется также игра в «загадки»: детям предлагается изобразить в движении определен­ное животное, фрукт или овощ, транспорт, профессию, литературного героя, мебель и др. Все эти упражнения направлены на развитие средств эмоциональной экс­прессивности, эмпатии.

Иногда собственное эмоциональное отношение человека не совпадает с эмоциональным отношением остальных. Противопоставить свое отношение эмоциональному отношению большинства можно лишь тогда, когда тебя кто-то поддерживает. На наших за­нятиях таким человеком является педагог.

Третьим важным условием развития творческо­го потенциала личности ребёнка является исполь­зование принципов развивающего обучения.

Суть развивающего обучения и отличие его от обучения в широком смысле слова очень четко форму­лирует В.В. Репкин: «Развивающее обучение - это об­учение, содержание, методы и форма организации ко­торого прямо ориентированы на закономерности раз­вития» [3, c.21] Этот подход, однако, обладает рядом специфических особенностей по сравнению с тем, что принято считать развивающим обучением. Прежде всего, при всех различиях разных подходов к развивающему обучению, они в той или иной форме ориентированы на интеллектуальное развитие - на развитие мышления (эмпирического, теоретического, научного, творческого, диалектического и т.д.). Пред­метом нашего внимания является творческость, которую мы рассматриваем как реализацию человеком собственной индивидуальности; а самодостаточным проявлением индивидуальности для нас являются эмо­циональные реакции и состояния ребёнка.

Поэтому в центре нашего внимания при работе с детьми находится эмоциональная сфера ребёнка.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М: Изд МГУ, 1998.

  2. Козлова С.А. Мой мир. М: «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998.

  3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. М: «Просвещение», 2006.

  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М: «Педагогика», 2001.