Психология больших социальных групп
План:
- Психология больших социальных групп.
- Методы изучения больших социальных групп.
- Психология нации.
- Психология социальных классов.
- Стихийные группы и массовые движения.
5.1. Толпа.
5.2. Масса.
5.3. Публика.
6. Социальное движение.
1. В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.
Структура группы:
- психологический склад (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);
- эмоциональная сфера (потребности, настроения, интересы).
2. Методы изучения больших соц.групп:
- методы этнографии (анализ продуктов культуры разных народов, религии);
- методы социологии (различные приемы статисти-ческого анализа);
- приемы языкознания (анализ знаковых систем);
- методы изучения художественной литературы, журналистики;
- современные сравнительные, межкультурные исследовательские методы социальных представлений.
3. Психология нации:
Этнос (нация) – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.
Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация .
Отличие нации от племени:
- объединяет людей, характеризуется социальным неравенством;
- возникновением государства, четких границ расселе-ния, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка;
- формированием и развитием национальной гордос-ти, проявлением национализма и шовинизма.
Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации.
Национальная психика – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента.
Структура национальной психологии – совокупность национально-психических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.
К системообразующим относятся:
- национальное самосознание;
- национальный характер;
- национальные интересы, ориентации;
- национальные чувства и настроения;
- традиции и привычки.
Динамические компоненты:
- мотивационные особенности
- интеллектуально-познавательные особенности,
- эмоционально-волевые особенности
- коммуникативно-поведенческие особенности
- национально-психологические особенности.
4. Психология социальных классов
Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Структура психологии классов:
- верхний (политическая, экономическая элита; верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий); средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий); базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики); низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры; социальное дно.
- верхний (политическая, экономическая элита;
- верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий);
- средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий);
- базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики);
- низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры;
- социальное дно.
5.1. Толпа – изначально неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утрачиваемая ей и находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения.
Виды толпы:
- пассивная – любопытствующая (эмоциональ-
ный фон слабо выражен, проявляется лишь в заражении любопытством).
- активная – эмоциональный фон отчетливо выражен.
- агрессивная (доминируют эмоции – гнева);
- паническая (главная эмоция – страх);
- стяжательная (продовольственные
программы);
- демонстрирующая (показать себя).
Закон единства толпы (Лебон):
- происходит уравнение всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений, возникает однородность людей. Люди руководствуются лишь бессознательно – инстинктами, сознательная часть перестает функционировать;
- толпа интеллектуально ниже индивидов ее состав-ляющих, она склонна к быстрым переносам внимания;
- человек в толпе способен совершать более агрессив-ные действия, чем в обычной жизнедеятельности, т.к. существующие проблемы ответственности, которые размываются в толпе;
- отличается повышенной импульсивностью и эмоциональностью.
Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства:
2. заражение – бессознательная, невольная подвер-женность индивида определенным психическим состояниям.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след-
ствием, либо дефицита, либо избытка информации).
3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
5.2. Масса – более стабильное образование с довольно нечеткими границами.
Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобное толпе, она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, манифестации, митинга.
Организаторы известны заранее, действие их более четкие, продуманные, тактика поведения.
5.3. Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем (зрительный зал, стадион).
В более замкнутых помещениях, публику часто именуют аудиторией .
Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, есть нормы поведения, требующие от этого зрелища, но достаточно инцидента и публика может стать неуправляемой.
6. Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
Социальные движения обладают разным уровнем:
- широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний); локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств); движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение
- широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний); локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств); движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение
- широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний);
- локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств);
- движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение
кого-либо из членов администрации).
- кого-либо из членов администрации).
- кого-либо из членов администрации).
Основные черты:
- движения подготавливает определенное общественное мнение;
- целью имеет изменение ситуации;
- формируются программы движения;
- отдается отчет об использовании средств, которые могут быть использованы для достижения целей;
- используют различные проявления массового поведения (демонстрации, манифестации, съезды, митинга и пр.).
Успех движения зависит во многом от прочности позиции лидера и его авторитета.
Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения (о телевизионных роликах)
Посмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике.
Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой?
- Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью – дети или взрослые?
- Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?
№
Реклами-руемый товар
1.
Основное лицо, рекламирующее товар
2.
Типы убеждающих обращений
3.
4.
5.