СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология больших социальных групп

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Психология больших социальных групп»

Психология больших социальных групп

Психология больших социальных групп

План: Психология больших социальных групп. Методы изучения больших социальных групп. Психология нации. Психология социальных классов. Стихийные группы и массовые движения. 5.1. Толпа. 5.2. Масса. 5.3. Публика. 6. Социальное движение.

План:

  • Психология больших социальных групп.
  • Методы изучения больших социальных групп.
  • Психология нации.
  • Психология социальных классов.
  • Стихийные группы и массовые движения.

5.1. Толпа.

5.2. Масса.

5.3. Публика.

6. Социальное движение.

1. В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.

1. В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.

Структура группы: психологический склад (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы); эмоциональная сфера (потребности, настроения, интересы).

Структура группы:

  • психологический склад (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);
  • эмоциональная сфера (потребности, настроения, интересы).
2. Методы изучения больших соц.групп: методы этнографии (анализ продуктов культуры разных народов, религии); методы социологии (различные приемы статисти-ческого анализа); приемы языкознания (анализ знаковых систем); методы изучения художественной литературы, журналистики; современные сравнительные, межкультурные исследовательские методы социальных представлений.

2. Методы изучения больших соц.групп:

  • методы этнографии (анализ продуктов культуры разных народов, религии);
  • методы социологии (различные приемы статисти-ческого анализа);
  • приемы языкознания (анализ знаковых систем);
  • методы изучения художественной литературы, журналистики;
  • современные сравнительные, межкультурные исследовательские методы социальных представлений.
3. Психология нации: Этнос (нация)  – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

3. Психология нации:

Этнос (нация) – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация . Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких границ расселе-ния, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордос-ти, проявлением национализма и шовинизма.

Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация .

Отличие нации от племени:

  • объединяет людей, характеризуется социальным неравенством;
  • возникновением государства, четких границ расселе-ния, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка;
  • формированием и развитием национальной гордос-ти, проявлением национализма и шовинизма.
Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации. Национальная психика  – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента. Структура национальной психологии  – совокупность национально-психических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.

Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации.

Национальная психика – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента.

Структура национальной психологии – совокупность национально-психических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.

К системообразующим относятся: национальное самосознание; национальный характер; национальные интересы, ориентации; национальные чувства и настроения; традиции и привычки.

К системообразующим относятся:

  • национальное самосознание;
  • национальный характер;
  • национальные интересы, ориентации;
  • национальные чувства и настроения;
  • традиции и привычки.
Динамические компоненты: мотивационные особенности интеллектуально-познавательные особенности, эмоционально-волевые особенности коммуникативно-поведенческие особенности национально-психологические особенности.

Динамические компоненты:

  • мотивационные особенности
  • интеллектуально-познавательные особенности,
  • эмоционально-волевые особенности
  • коммуникативно-поведенческие особенности
  • национально-психологические особенности.
4. Психология социальных классов Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

4. Психология социальных классов

Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Структура психологии классов: верхний (политическая, экономическая элита; верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий); средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий); базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики); низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры; социальное дно. верхний (политическая, экономическая элита; верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий); средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий); базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики); низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры; социальное дно.

Структура психологии классов:

  • верхний (политическая, экономическая элита; верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий); средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий); базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики); низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры; социальное дно.
  • верхний (политическая, экономическая элита;
  • верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий);
  • средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий);
  • базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики);
  • низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры;
  • социальное дно.
5.1. Толпа – изначально неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утрачиваемая ей и находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения.

5.1. Толпа – изначально неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утрачиваемая ей и находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения.

Виды толпы: пассивная – любопытствующая (эмоциональ- ный фон слабо выражен, проявляется лишь в заражении любопытством). активная – эмоциональный фон отчетливо выражен.  агрессивная (доминируют эмоции – гнева);  паническая (главная эмоция – страх);  стяжательная (продовольственные программы); демонстрирующая (показать себя).

Виды толпы:

  • пассивная – любопытствующая (эмоциональ-

ный фон слабо выражен, проявляется лишь в заражении любопытством).

  • активная – эмоциональный фон отчетливо выражен.
  • агрессивная (доминируют эмоции – гнева);
  • паническая (главная эмоция – страх);
  • стяжательная (продовольственные

программы);

  • демонстрирующая (показать себя).
Закон единства толпы (Лебон): происходит уравнение всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений, возникает однородность людей. Люди руководствуются лишь бессознательно – инстинктами, сознательная часть перестает функционировать;  толпа интеллектуально ниже индивидов ее состав-ляющих, она склонна к быстрым переносам внимания;  человек в толпе способен совершать более агрессив-ные действия, чем в обычной жизнедеятельности, т.к. существующие проблемы ответственности, которые размываются в толпе;  отличается повышенной импульсивностью и эмоциональностью.

Закон единства толпы (Лебон):

  • происходит уравнение всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений, возникает однородность людей. Люди руководствуются лишь бессознательно – инстинктами, сознательная часть перестает функционировать;
  • толпа интеллектуально ниже индивидов ее состав-ляющих, она склонна к быстрым переносам внимания;
  • человек в толпе способен совершать более агрессив-ные действия, чем в обычной жизнедеятельности, т.к. существующие проблемы ответственности, которые размываются в толпе;
  • отличается повышенной импульсивностью и эмоциональностью.
Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства: анонимность; 2. заражение – бессознательная, невольная подвер-женность индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след- ствием, либо дефицита, либо избытка информации).  3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства:

  • анонимность;

2. заражение – бессознательная, невольная подвер-женность индивида определенным психическим состояниям.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след-

ствием, либо дефицита, либо избытка информации).

3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

5.2. Масса – более  стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобное толпе, она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, манифестации, митинга. Организаторы известны заранее, действие их более четкие, продуманные, тактика поведения.

5.2. Масса более стабильное образование с довольно нечеткими границами.

Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобное толпе, она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, манифестации, митинга.

Организаторы известны заранее, действие их более четкие, продуманные, тактика поведения.

5.3. Публика  – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем (зрительный зал, стадион). В более замкнутых помещениях, публику часто именуют аудиторией . Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, есть нормы поведения, требующие от этого зрелища, но достаточно инцидента и публика может стать неуправляемой.

5.3. Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем (зрительный зал, стадион).

В более замкнутых помещениях, публику часто именуют аудиторией .

Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, есть нормы поведения, требующие от этого зрелища, но достаточно инцидента и публика может стать неуправляемой.

6. Социальное движение  – достаточно организованное единство людей, ставящих определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

6. Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Социальные движения обладают разным уровнем:

  • широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний); локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств); движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение
  • широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний); локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств); движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение
  • широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний);
  • локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств);
  • движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение

кого-либо из членов администрации).

  • кого-либо из членов администрации).
  • кого-либо из членов администрации).
Основные черты:  движения подготавливает определенное общественное мнение; целью имеет изменение ситуации; формируются программы движения; отдается отчет об использовании средств, которые могут быть использованы для достижения целей; используют различные проявления массового поведения (демонстрации, манифестации, съезды, митинга и пр.). Успех движения зависит во многом от прочности позиции лидера и его авторитета.

Основные черты:

  • движения подготавливает определенное общественное мнение;
  • целью имеет изменение ситуации;
  • формируются программы движения;
  • отдается отчет об использовании средств, которые могут быть использованы для достижения целей;
  • используют различные проявления массового поведения (демонстрации, манифестации, съезды, митинга и пр.).

Успех движения зависит во многом от прочности позиции лидера и его авторитета.

Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения (о телевизионных роликах) Посмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обра­щение, используемое в рекламном ролике. Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой? Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью – дети или взрослые? Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему? № Реклами-руемый товар 1. Основное лицо, рекламирующее товар 2. Типы убеждающих обращений 3. 4. 5.

Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения (о телевизионных роликах)

Посмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обра­щение, используемое в рекламном ролике.

Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой?

  • Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью – дети или взрослые?
  • Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?

Реклами-руемый товар

1.

Основное лицо, рекламирующее товар

2.

Типы убеждающих обращений

3.

4.

5.