СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психология дошкольника»

Психология дошкольника

Психология дошкольника

План Социальная ситуация развития.  2. Ведущая деятельность.  3. Психологические новообразования возраста. 4.Развитие психических познавательных процессов. 5. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школе.    

План

  • Социальная ситуация развития.

2. Ведущая деятельность.

3. Психологические новообразования возраста.

4.Развитие психических познавательных процессов.

5. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школе.

 

 

Дошкольный возраст, с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения, можно разделить на: Младший дошкольный возраст – 3-4 года Средний дошкольный возраст – 4-5 лет Старший дошкольный возраст – 5-6/7  

Дошкольный возраст, с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения, можно разделить на:

Младший дошкольный возраст – 3-4 года

Средний дошкольный возраст – 4-5 лет

Старший дошкольный возраст – 5-6/7  

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ социальной ситуации развития существенно отличают ее от условий предыдущего этапа по двум основаниям: - появляется ориентация на совместную деятельность со сверстниками; - увеличивается количество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведению дошкольника: соблюдение правил и норм общественной морали.  Вывод: социальная ситуация развития заключается в том, что возникают осознанные переживания ребенка по поводу взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

социальной ситуации развития существенно отличают ее от условий предыдущего этапа по двум основаниям:

- появляется ориентация на совместную деятельность со сверстниками;

- увеличивается количество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведению дошкольника: соблюдение правил и норм общественной морали.

Вывод: социальная ситуация развития заключается в том, что возникают осознанные переживания ребенка по поводу взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

   СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения. Младшие дошкольники (3–4 года) в основном играют в одиночку. Продолжительность игр, как правило, ограничивается 10-15 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми. Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней. В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.

Младшие дошкольники (3–4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 10-15 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.

СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ: роли , которые берут на себя дети (продавец, врач, мама, дочка, папа и т.д.) игровые действия , посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; роли , которые берут на себя дети (продавец, врач, мама, дочка, папа и т.д.) игровые действия , посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; 3.игровое употребление предметов , при котором реальные предметы замещены игровыми предметами (например стул – поезд, куклы – дети, бумажки – деньги и т.д.) 4.реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях которыми регулируется весь ход игры.

СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

  • роли , которые берут на себя дети (продавец, врач, мама, дочка, папа и т.д.) игровые действия , посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
  • роли , которые берут на себя дети (продавец, врач, мама, дочка, папа и т.д.)
  • игровые действия , посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

3.игровое употребление предметов , при котором реальные предметы замещены игровыми предметами (например стул – поезд, куклы – дети, бумажки – деньги и т.д.)

4.реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях которыми регулируется весь ход игры.

 Психические новообразования, возникающие в сюжетно-ролевой игре Иерархия (соподчинение) мотивов Внутренний план действий Произвольность Умение следовать правилам   Это основные предпосылки учебной деятельности.

Психические новообразования, возникающие в сюжетно-ролевой игре

  • Иерархия (соподчинение) мотивов
  • Внутренний план действий
  • Произвольность
  • Умение следовать правилам

Это основные предпосылки учебной деятельности.

 Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста  Сюжетно-ролевая игра – отражение реальной действительности в воображаемой ситуации.   У дошкольников свои представления о реальности (Баба Яга также реальна как врач, парикмахер, мама).

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра – отражение реальной действительности в воображаемой ситуации.

У дошкольников свои представления о реальности (Баба Яга также реальна как врач, парикмахер, мама).

Влияние игры на психическое развитие дошкольника 1 . Начинает формироваться произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти). Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. 2. Развивается мышление. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учиться мыслить о реальном предмете. 3. Развивается воображение, поскольку в игровой деятельности ребенок учиться замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия. 4. Развивается речь. Ребенок называет предметы и действия, производимые с ними. 4. Развитие личности ребенка. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образцу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. 5.В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование)  

Влияние игры на психическое развитие дошкольника

1 . Начинает формироваться произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти). Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.

2. Развивается мышление. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учиться мыслить о реальном предмете.

3. Развивается воображение, поскольку в игровой деятельности ребенок учиться замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия.

4. Развивается речь. Ребенок называет предметы и действия, производимые с ними.

4. Развитие личности ребенка. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образцу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

5.В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование)

 

Психологические новообразования возраста 1. Соподчинение мотивов (преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу»)   2. Развитие самооценки   3. Усвоение этических норм поведения.

Психологические новообразования возраста

1. Соподчинение мотивов (преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу»)

2. Развитие самооценки

3. Усвоение этических норм поведения.

 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают:  адаптацию - усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и друг с другом;  индивидуализацию - стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей;  интеграцию - гармонизацию неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять только то в нем, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения его перехода на новый этап общественного воспитания - в школу.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают:

  • адаптацию - усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и друг с другом;

  • индивидуализацию - стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей;

  • интеграцию - гармонизацию неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять только то в нем, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения его перехода на новый этап общественного воспитания - в школу.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Личностное развитие дошкольника включает: 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире; 2) развитие эмоциональной и волевой сферы. Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности. При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами: 1) подражая близким людям; 2) наблюдая за трудом взрослых; 3) слушая чтение рассказов, сказок, стихов; 4) подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых; 5) через средства массовой информации, прежде всего телевидение

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Личностное развитие дошкольника включает:

1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.

При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами:

1) подражая близким людям;

2) наблюдая за трудом взрослых;

3) слушая чтение рассказов, сказок, стихов;

4) подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;

5) через средства массовой информации, прежде всего телевидение

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию. Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.  Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

- «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников».

Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника». Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д.

При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.