СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология как наука о поведении - 3 этап (середина XIX в. – середина XX в.)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психология как наука о поведении - 3 этап (середина XIX в. – середина XX в.)»

III психология как наука о поведении   (середина XIX в. – середина XX в.) Автор: Ванзина Анастасия Дмитриевна

III

психология как наука о поведении (середина XIX в. – середина XX в.)

Автор:

  • Ванзина Анастасия Дмитриевна
Вильгельм Вундт (1832 –1920) Узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания. Он организовывал первые специализированные институты психологической науки. В его лаборатории проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира). В 1881 г. он основал научный журнал «Философские исследования», вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам.

Вильгельм Вундт

(1832 –1920)

  • Узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.
  • Он организовывал первые специализированные институты психологической науки. В его лаборатории проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира).
  • В 1881 г. он основал научный журнал «Философские исследования», вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам.
Лаборатория В. Вундта

Лаборатория В. Вундта

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 Психоанализ –метод устранения проблем психологического характера. Принципы психоанализа: Принцип детерминизма; Топографический подход; Динамический принцип; Генетический подход.

Зигмунд Фрейд

(1856 – 1939

  • Психоанализ –метод устранения проблем психологического характера.

Принципы психоанализа:

  • Принцип детерминизма;
  • Топографический подход;
  • Динамический принцип;
  • Генетический подход.
Методы психоанализа Метод свободных ассоциаций С целью исследования глубинных психических явлений и процессов. С целью исследования глубинных психических явлений и процессов. Метод толкования сновидений Сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. Чем страннее сон, тем больше в нем скрытого. Сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. Чем страннее сон, тем больше в нем скрытого. Метод интерпретации Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом. Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом.

Методы психоанализа

Метод свободных ассоциаций

  • С целью исследования глубинных психических явлений и процессов.
  • С целью исследования глубинных психических явлений и процессов.

Метод толкования сновидений

  • Сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. Чем страннее сон, тем больше в нем скрытого.
  • Сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. Чем страннее сон, тем больше в нем скрытого.

Метод интерпретации

  • Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом.
  • Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом.
аналитическая психология К.Г. Юнга Инд. психология А. Адлера теория глубинных источников тревоги К. Хорни

аналитическая психология К.Г. Юнга

Инд. психология А. Адлера

теория глубинных источников тревоги

К. Хорни

Бихевиоризм  ( англ. behavior — поведение )  - наука о поведении Направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. 5

Бихевиоризм  ( англ. behavior — поведение )  - наука о поведении

Направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия.

5

1913 г. - статья «Психология с точки зрения бихевиориста» Автор критиковал психологию за субъективизм, а также за практическую бесполезность. Психология - естественная наука, пользующаяся объективными экспериментальными методами. Джон Уотсон (1878-1958)

1913 г. - статья «Психология с точки зрения бихевиориста»

Автор критиковал психологию за субъективизм, а также за практическую бесполезность.

Психология - естественная наука, пользующаяся объективными экспериментальными методами.

Джон Уотсон (1878-1958)

Психология с точки зрения бихевиориста Организм - «самоорганизующаяся машина». Вся психическая деятельность проявляется в поведении, «реакциях». Психология – естественная наука. Предмет психологии – поведение. Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями и изучить процессы научения 5

Психология с точки зрения бихевиориста

  • Организм - «самоорганизующаяся машина».
  • Вся психическая деятельность проявляется в поведении, «реакциях».
  • Психология – естественная наука.
  • Предмет психологии – поведение.
  • Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями и изучить процессы научения

5

Изучать можно только то, что. объективно наблюдаемо, т.е. поведение Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды Среда формирует путём стимулов и подкреплений Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи Основные положения бихевиоризма

Изучать можно только то, что. объективно наблюдаемо, т.е. поведение

Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды

Среда формирует путём стимулов и подкреплений

Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи

Основные положения бихевиоризма

 Поведение - совокупность реакций (R) организма на стимулы (S) внешней среды  Формула поведения:  Стимул → реакция S →R «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или - если дана реакция - какой ситуацией данная реакция вызвана»  Дж. Уотсон.

Поведение - совокупность реакций (R) организма на стимулы (S) внешней среды

Формула поведения:

Стимул → реакция

S →R

«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или - если дана реакция - какой ситуацией данная реакция вызвана»

Дж. Уотсон.

 Эксперимент «Маленький Альберт» Цель - сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.  Уотсон пытался доказать, что эмоциональным поведением можно управлять. «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков»  Дж.Уотсон

Эксперимент «Маленький Альберт»

Цель - сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.

Уотсон пытался доказать, что эмоциональным поведением можно управлять.

«Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков»

Дж.Уотсон

 Классическое обусловливание Безусловный Безусловная  стимул реакция СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ ПИЩА Условная Реакция СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ Условный  стимул КОЛОКОЛЬЧИК

Классическое обусловливание

Безусловный

Безусловная

стимул

реакция

СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ

ПИЩА

Условная

Реакция

СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ

Условный

стимул

КОЛОКОЛЬЧИК

Представитель необихевиоризма. Его теория получила название «оперантного бихевиоризма». Выдвинул концепцию оперантного научения , согласно которому организм приобретает новые реакции, только сам подкрепляя их. Ему принадлежит главная заслуга применения в педагогике идей программированного обучения.  Беррес Фредерик Скиннер ( 1904 – 1990)

Представитель необихевиоризма. Его теория получила название «оперантного бихевиоризма».

Выдвинул концепцию оперантного научения , согласно которому организм приобретает новые реакции, только сам подкрепляя их.

Ему принадлежит главная заслуга применения в педагогике идей программированного обучения.

Беррес Фредерик Скиннер

( 1904 – 1990)

СТИМУЛ → РЕАКЦИЯ → ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЕДЕНИЯ → ПОВЕДЕНИЕ В БУДУЩЕМ Неблагоприятные последствия Благоприятные последствия Вероятность повторения этого действия в будущем увеличивается Вероятность повторения этого действия в будущем уменьшается

СТИМУЛ → РЕАКЦИЯ → ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЕДЕНИЯ → ПОВЕДЕНИЕ В БУДУЩЕМ

Неблагоприятные

последствия

Благоприятные

последствия

Вероятность

повторения этого

действия в

будущем

увеличивается

Вероятность

повторения этого

действия в

будущем

уменьшается

 Свои исследования Б. Скиннер в основном проводил на крысах и голубях. Разработанную для знаменитых опытов над грызунами экспериментальную клетку потом так и назвали — скиннеровский ящик. Его главный элемент — рычаг, нажав на который крыса (или птица) получала пищу. Рычагов могло быть два, получение пищи связано со светом (и цветом) лампочки и т. д., что позволяло варьировать ситуации и производить самые разнообразные опыты.

Свои исследования Б. Скиннер в основном проводил на крысах и голубях. Разработанную для знаменитых опытов над грызунами экспериментальную клетку потом так и назвали — скиннеровский ящик.

Его главный элемент — рычаг, нажав на который крыса (или птица) получала пищу. Рычагов могло быть два, получение пищи связано со светом (и цветом) лампочки и т. д., что позволяло варьировать ситуации и производить самые разнообразные опыты.

Благодарим за внимание!

Благодарим

за

внимание!