Психология новорожденного
Выполнила ПДО Киреева Есения Андреевна
Новорожденность — возрастной период от рождения до достижения четырех–шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.
У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные
стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми.
В конце первого месяца появляется « социальная » улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.
Основная особенность новорожденного - безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения.
Кризис новорожденности
Процесс рождения - тяжелый, переломным момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период – кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
-физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Комплекс оживления
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития.
Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому (вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные крики, плачь для привлечения внимания к себе)
Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым.
Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям взрослого. Она открывает широкие возможности обучения. В семь - девять месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого.
Центральным новообразованием новорожденного является появление индивидуальной психической жизни ребенка.
Жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.
Появление на свет - важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий, один мир от другого.
Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще до рождения ребенка. А после они все время должны быть рядом с ним, любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним.
Список литературы
1. Валлон А. Психологическое развитие ребёнка/ А. Валлон – М.: Просвещение, 1997. — 24с.
2. Смирнова Е.О. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е. О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Ч.Ч. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова, А.О. Дробинская - М.: АРКТИ, 2004. — 160с.
3. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания/ Р.П. Ефимкина – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник/ Т.Д. Марцинковская– Москва: Гардарики, 2000. – 255 с
5. Смирнова Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова М.: Владос , 2003. –368 с.
6. Туревская Е.И. Возрастная психология/ Е.И. Туревская – Тула: ТГПУ им Л.Н. Толстого, 2002.
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология/ И.В. Шаповаленко – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.