СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 12 ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина "Психология Общения" является обязательной частью общепрофессионального гуманитарного и социально-экономического цикла.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ЛР:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания | |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны | ЛР 1 | |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций | ЛР 2 | |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих | ЛР 3 | |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 | |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ЛР 5 | |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ЛР 6 | |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 | |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ЛР 8 | |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | ЛР 9 | |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | ЛР 10 | |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры | ЛР 11 | |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ЛР 12 | |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности |
Демонстрирующий готовность и способность вести с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности | ЛР 13 | |
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | ЛР 14 | |
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем | ЛР 15 | |
МР 1 | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др |
МР 2 | владение умениями работать с учебной и внеучебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации в том числе материалы на электронных носителях |
МР 3 | способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) |
МР 5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России |
МР 6 | приобретение потребностей поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности |
МР 7 | Способность осуществлять информационный поиск, в том числе способность анализировать различные виды исторических и других источников |
МР 8 | усовершенствование умений передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами) |
ПРб 1 | воспроизведение информации, содержащейся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации |
ПРб 2 | умения спорить и отстаивать свои взгляды |
ПРб 3 | умения спорить и отстаивать свои взгляды |
ПРб 4 | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия событий и явлений |
ПРб 5 | овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
ПРб 6 | умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
ПРб 7 | расширение опыта оценочной деятельности |
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 9 | -Применять техники приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; | взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; приемы саморегуляции в процессе общения. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Всего занятий | 48 |
теоретических | 38 |
том числе: | |
практические занятия | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общая психология | 14 | |
Тема 1.1 Предмет психологии | Содержание учебного материала. История развития психологии. Цель и задачи психологии как науки. Отрасли и методы психологии. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9,ЛР 4, ЛР 7, ЛР7-8, |
Тема 1.2 Эмоциональные процессы и состояния | Содержание учебного материала. Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект». Функции эмоций и чувств. Принципы работы с негативными эмоциями и чувствам. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9,ЛР1-5 |
Практическое занятие № 1 Эмоциональные процессы и состояния | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9,ЛР 11-12 |
Тема 1.3. Стресс | Содержание учебного материала. Понятия «стресс», «эустресс», «дисстресс». Фазы развития стресса. Профилактика стресса. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР 11-12 |
Тема 1.4. Личность | Содержание учебного материала Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Структура и психологические свойства личности. Основные потребности личности (пирамида А.Маслоу). Система способностей, обеспечивающая успех деятельности. Свойства личности и личностные факторы, влияющие на эффективность общения. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР 4, ЛР 7, ЛР7-8, |
Тема 1.5. Темперамент и характер | Содержание учебного материала Сущность и особенности темперамента. Экстраверсия, интроверсия, эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость. Акцентуация характера как грань нормы. Типы акцентуации и их особенности. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР 4, ЛР 7, ЛР7-8, |
Практическое занятие № 2 Личность. Темперамент, характер, способности. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР 4, ЛР7-8, |
Раздел 2. Социальная психология | 34 | |
Тема 2.1. Социальная психология групп | Содержание учебного материала Социальная психология: предмет, задачи, методы. Понятия «группа», «социум», «групповая динамика», «социальные роли». Виды групп. Фазы развития группы. Классификация социальных ролей, причины их выбора. Адаптация в группе. | 4 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9,ЛР 1-12 |
Практическое занятие № 3 Социальная психология групп. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР 1-12 |
Тема 2.2. Общение. Конфликты. Агрессия. | Содержание учебного материала Общение: понятие, виды и средства. Цели общения. Функции общения. Многоплановый характер общения. Коммуникативная компетентность, виды компетентности. Основные приемы эффективной коммуникации. Коммуникативные барьеры. Понятие конфликта. Виды конфликтов. Пути разрешения конфликта. | 14 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР 4, ЛР7-8, |
Практическое занятие № 4 Общение. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР 1-12 |
Практическое занятие № Конфликты и пути их разрешения. Конфликты и пути их разрешения. | 2 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР 4, ЛР7-8, |
Тема 2.3. Психология семьи | Содержание учебного материала Понятия «семья», «брак», «супружество», «родительство». Классификации Понятия «семья», «брак», «супружество», «родительство». Классификации и функции семьи. Семейные кризисы. Признаки функциональной семьи. | 4 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ЛР1-9 |
Тема 2.4. Психология профессиональной деятельности | Содержание учебного материала Понятия «профессия», «профессиональная пригодность», Понятия «профессия», «профессиональная пригодность», «профессионально важные качества», «профессиональная адаптация». Этапы профессионального становления. Деловое общение. Психология выступления. | 4 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9,ЛР 1-12 |
Дифференцированный зачёт | 2 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: посадочными местами по количеству студентов, рабочим место преподавателя, демонстрационными пособиями, учебной доской; техническими средствами обучения: мультимедийным проектором, интерактивной доской/экраном, мультимедийными средствами и т.п. реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Корягина М.А., Антонова Н.В. Психология общения. М.: Изд. Юрайт, 2018 г
2. Корягина М.А., Антонова Н.В. Социальная психология. М.: Изд. Юрайт, 2018 г
3. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г
4. Панфилова А.П. Психология общения. М.: ОИЦ «Академия», 2018 г.
5. Столяренко Л.Д. Психология общения: учебник / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. Изд. 2-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2017. (Среднее профессиональное образование).
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Панфилова, А.П. Психология общения. М.: Академия-Медиа, 2018 г.
2. Шеламова, Г.М. и др. Основы деловой культуры. М.: Академия-Медиа, 2017 г.
3. Шеламова, Г.М. и др. Основы этики и психологии профессиональной деятельности. М.: Академия-Медиа, 2018 г
3.2.3 Дополнительные источники
1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология: учебное пособие. СПб: Питер, 2017 г
2. Зарецкая И.И. Основы этики и психологии делового общения: учеб.пособие для студ. учреждений сред. .образования / И.И.Зарецкая. – М.: Оникс, 2015.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2017 г
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; приемы саморегуляции в процессе общения. | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов Поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии. | Текущий контроль при проведении: - устного опроса; -тестирования; Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде тестирования. |
Уметь: Применять техники приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов Поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии. | Текущий контроль при проведении: - устного опроса; -тестирования; Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде тестирования. |