СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются виды общения и простые правила построения диалога

Просмотр содержимого документа
«Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.»

Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан

Западный межрайонный центр «Семья»

Служба семьи в Туймазинском районе и г.Туймазы
















Тема: «Психология общения: виды общения

и 5 простых правил диалога»



















Составила:

психолог Усманова Р.Н.



2022

Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.



Общение необходимо нам как воздух. Вне социума мы чувствуем себя некомфортно. Но не всегда и в обществе людей мы чувствуем себя уверенно. Что необходимо знать, чтобы улучшить ситуацию?

Каждый день мы общаемся с определенным количеством людей. Чтобы чувствовать себя комфортно, человеку необходимо в день пообщаться минимум с шестью людьми.

Это интересное замечание. Но что делать, если у человека трудности в общении? Бывает сложно найти общий язык. Иногда общение по какой-то причине не складывается.

В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. При подобном общении партнер выступает как объект воздействия, как пассивная, «страдательная» сторона. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Но есть и серьезное отличие между этими двумя типами общения. Партнер находится в неведении, что от него хотят что-то получить или установить над ним контроль. Чаще всего это достигается благодаря подмене истинных намерений ложными.

В манипулятивном общении человек воспринимается не как уникальная и целостная личность, а как набор неких полезных свойств и качеств, которыми можно воспользоваться или получить от этого личную выгоду. Например, доброта манипулятором будет восприниматься не как прекрасное человеческое качество, а как свойство, которым можно воспользоваться в угоду себе.

Здесь есть опасность не только попасться на удочку манипулятора. Сами манипуляторы часто страдают от своей стратегии общения с людьми. Они перестают сами себя воспринимать, как целостную, уникальную личность. Как бы изнутри они себя расщепляют на составляющие. В итоге поведение таких людей часто похоже на набор заученных действий. Появляется неестественность в их проявлениях. Это часто приводит к тому, что манипулятор оказывается в изоляции, а отношения в его жизни теряют доверительный характер, разрушаются.

Императивное и манипулятивное общение имеют еще одну общую черту — монолог. В данных случаях общение ведется как бы с самим собой. Другой человек в данных типах взаимодействия не воспринимается, как объект общения. Во главе такого взаимодействия стоят личные задачи и интересы ведущего собеседника. А. Ухтомский заметил, что в данных случаях человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

Альтернатива этих вариантов общения — диалогическое общение. В этой форме взаимодействия преодолевается эгоцентричность и фиксированность на себе. Включается интерес к собеседнику и осознание его присутствия в системе общения.

Есть несколько правил, при которых можно сказать, что диалог состоится или состоялся:

-- В первую очередь оба собеседника настраиваются не только на свое психологическое состояние, но на состояние собеседника. Кроме того важны и актуальные желания и переживания двух сторон. Общение в данном случае строится по принципу «здесь и сейчас».

 _-Также важно безоценочное восприятие партнера. Любые оценки выбивают собеседника из доверительного и открытого диалога.

 -Ваш партнер по общению воспринимается как равный. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, на свой взгляд на ситуацию. Это важно понимать в двухстороннем порядке.

-Содержание общения должно строится не на установках, истинах и догмах. Полноценное и продуктивное общение в первую очередь решает актуальные вопросы и задачи.

-В диалогическом общении важно идти от себя. В этом процессе важны Ваши чувства, желания, цели равно как и чувства, желания и цели Вашего собеседника. Третьи лица и мнения авторитетов в данном случае снижают эффективность общения.

 Такая форма взаимодействия дает глубину контакта. В таком общении человек исцеляется, получает психотерапевтический эффект, находит ответы на свои вопросы, осознает свое присутствие в этом мире и собственную значимость.

Мы все стремимся общаться. Но обычные коммуникации не несут столько радости, сколько близкое взаимодействие с другим человеком. Это и доверие, и истинная ценность в жизненной системе людей.

 Радостного и полноценного общения Вам!