Просмотр содержимого документа
«Психология успеха и психология поражения, или психология победителя и психология проигравшего.»
Психология успеха и психология поражения, или психология победителя и психология проигравшего.
«Наша задача – подготовить наших детей к дороге, а не готовить дорогу для наших детей».
Венди Могель - доктор, психолог.
«Всё время побеждать невозможно, но можно сделать себя непобедимым».
Сунь Цзы, китайский стратег и мыслитель VI в. до н. э.
Проследите жизненный путь успешных людей из любой сферы человеческой деятельности, и вы увидите, что практически у всех он состоит из череды «взлетов» и «падений». И очень часто мощной мотивацией после поражения служили для них именно «проигранные партии». Извлечение уроков из неудач, осознание ошибок, приводили к выработке новой «стратегии и тактики» в игре под названием «жизнь», и к новому взлету.
Действительно, большинство из нас признает, что фиаско, особенно в состязательных испытаниях, творческих конкурсах, – это реальность жизни, и они даже необходимы для неуклонного роста. Но почему, признавая разумом, что поражение – это слагаемое успеха, мы так его боимся? Давайте разбираться!
Победы и поражения – великолепная кривая подъема.
Психолог Мартин Ковингтон из Калифорнийского университета (США) считает, что психология успеха и поражения напрямую связана с чувством собственного достоинства. Ошибочная его трактовка: потерпел поражение – значит, некомпетентен, недостоин победы, включает в сознании человека защитные механизмы для сохранения самоуважения. Чаще всего это проявляется в воздержании от конкурентной борьбы вообще и в запрете участвовать в каких-либо состязаниях в принципе. При этом совсем не учитывается бесспорность другого тезиса: поражения влияют на психологию, а не на умения и способности.
Родители, отказывающиеся признавать, что поражения – это неизбежное, которое происходит в жизни каждого из нас, не хотят или не умеют прощать свои ошибки. Соответственно, они отказывают в праве иметь неудачи в жизненном «формуляре» и своим детям. Страх поражения – это заразно. Ребенок прекращает стремиться к успеху не только в отдельных случаях, но и в целом.
Пытаясь из «благих побуждений» полностью оградить своих детей от переживания поражения, а, значит, конкурентной борьбы, родители:
- пестуют детскую инфантильность;
- культивируют беспомощность перед трудностями;
- лишают ребенка возможности извлекать уроки из поражений;
- не позволяют ему раскрывать и использовать новый потенциал для победного результата.
Так в юном возрасте у ребенка формируется психология поражения, не допускающая в полной мере:
- раскрывать свои способности;
- достигать высот в творчестве;
- осваивать профессию, которая нравится;
- обретать уверенность для самоутверждения во взрослой жизни.
Напротив, детям с бойцовским характером нравится конкуренция, их привлекает и мотивирует здоровая состязательность. Отдельные поражения они рассматривают, как способ улучшить свои умения и навыки, как еще один шанс приобрести ценный опыт. Если траекторию их роста изобразить графически, это будет не безупречная прямая, а великолепная кривая, на которой точки взлетов и падений с каждым разом будут выше предыдущих, а соединяющие их линии (линии скольжения вниз) короче.
В конкурентной борьбе главное не победа, а участие.
Некоторые люди воспринимают это мудрое высказывание как банальное утешение для неудачников и относятся к пониманию его сути формально, даже не пытаясь развернуть и увидеть глубокий смысл, который состоит в том, что невозможно стать победителем, добиться совершенства в чем-то сразу, с нуля, без обучения, настойчивого труда и усилий. Ошибки и поражения – это уроки. Победный результат – это «побочный продукт» интереса и любви к процессу, к тому делу, которое становится целью жизни на определенном ее этапе.