1.Общие сведения об обучающемся:
Ф.И.О
Соболев Николай Сергеевич.
Возраст: 8 лет
Школа: № 14
Методы: индивидуальная беседа с учеником, родителями, психологом и школьным врачом.
2.Условия семейного воспитания
Состав семьи:
Мать: Соболева Татьяна Викторовна
Возраст: 26 лет
Профессия: продавец кассир
Отец: Соболев Сергей Николаевич
Возраст: 35
Профессия: Экономист
Краткая характеристика: проживают по адресу: Приморско-Ахтарский район, ст. Бородинская, ул. Октябрьская, д.24. Имеют стабильную работу и заработок. Семью можно отнести к категории с высоким материальным достатком. Не испытывают финансовых затруднений. Семья характеризуется как полная. Психологическая обстановка в семье устойчивая, не напряженная, стабильная. Родители проводят достаточно времени со своим ребенком, контролируют выполнение домашнего задания, следят за его поведением и внешним видом.
Методы и методики: индивидуальные беседы с родителями, оказание психологической и педагогической помощи, беседы психолога с родителями и учащимися, так же наблюдение за учащимся, составление социометрии.
Проводились различные методики: сочинение и рисунок "Мой класс", светопись (по А.Лутошкину) проективный тест "В школу и из школы"
Опросник Э.Эйдемиллера и В.Юстицкого для изучения стиля родительского воспитания; прожективный тест-рисунок “Моя семья”, “Какого цвета каждый член семьи”; неоконченные предложения (устный вариант).
3. Деятельность младшего школьника.
Учебная деятельность: учащийся хочет ходить в школу, ему нравится посещать занятия, активно работает на подготовительных этапах обучения. Учащийся испытывает интерес к знаниям, проявляет интерес способам добывания знаний - методам научного познания, саморегуляции учебной
работы, рациональной организации своего труда. Стремиться быть полезным обществу. К школе относится с интересам, эмоционально относится к полученным отметкам, старается приложить все усилия, чтобы исправить отрицательные отметки. Стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию; Активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности; Стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.
Игровая деятельность.
Игровая деятельность занимает одну из главных ролей в жизни. Учащийся предпочитает игры «Салки», «Снежный ком», «Шерлок Холмс». В играх предпочитает быть в главной роли. В игровой деятельности отношение со сверстниками достаточно дружелюбное.
Трудовая деятельность.
Учащийся активно принимает участие в общественно-полезном труде таких как: «Субботник» «Генеральная уборка класса», «Помощь учителю». К труду относится с интересом. Положительно относится к поручением с ответственностью их выполняет. В трудовой деятельности имеет способность к сотрудничеству как со сверстниками, так и со взрослыми. Выполняет их поручения, оказывает помощь в проблемных ситуациях.
Общение.
Учащейся общителен, с легкостью вступает в диалог со сверстниками. Ему интересно сообщить интересную информацию или узнать что-то новое, что положительно влияет на одноклассников и побуждает их вступить с ним в контакт.
Не всегда удовлетворен общением, т.к у ученика сложился определённый круг друзей, с которыми он может чем-то поделиться.
В общении предпочитает доминировать и всегда оставаться в кругу внимания.
Методы и методики.
Беседа: «Что тебя тревожит в общении с друзьями», «Взаимосвязь в общении с классом».
Сочинение «Мой класс», «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников», «Первичная диагностика уровня межличностных конфликтов у младших школьников».
Методика «Рисунок семьи».
4.Учащийся как член классного коллектива.
Характеристика класса
Количество учащихся: 15
Соотношение мальчиков и девочек: 7 девочек, 8 мальчиков
Формальная и неформальная структура группы
Формальной структуры группы, у каждого учащегося распределены индивидуальные обязанности, в ходе которой, учащиеся под руководством старосты, должны их выпонять: «староста класса», «физорг», «культмассовик», «цветовод», «редколлегия», «старший дежурный», «учебный сектор».
Неформальная структура группы отображает только деловые интересы и отношение к общему делу.
Психологический климат в коллективе благоприятно социально-психологический.
В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
Межличностные отношения в классе достаточно теплые, бесконфликтные.
Детский коллектив сплочен, проблем и споров в организации различных мероприятий не наблюдается. Всегда успешно справляются с обязанностями. Каждый учащийся удовлетворен своим местом в коллективе, потребности быть членом коллектива не наблюдается.
Методы и методики: наблюдение за взаимоотношение в классе; беседа учащимися в индивидуальной форме.
"Экспресс-методика" (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто), (вопросы можно модифицировать под возраст) по изучению психологического климата в коллективе. Она позволяет выявить отношения каждого ученика к классу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в классе;
Анкета «Определение состояния психологического климата в классе» (прилагается);
Методика «Изучение воспитанности младших школьников» (М.И. Шилова).
5.Структура личности учащегося.
1.Направленность: больше нравится математика. Всегда ставит перед собой цель довести начатое до конца, находить различные способы решения различных задач, примеров и т.д; на кружки не ходит, но увлекается шахматами.
Тип направленности: личная.
Мечты и идеалы: подражать кому либо, стремиться к какому либо идеалу не наблюдается.
Методы и методики: Диагностика « Десять моих «Я», Методика «Мой герой», Методика «Составление расписания на неделю»(С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна), «Моя карта интересов».
2. Характер: Импульсивный – склонный незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. По отношению окружающим мягок, стеснительный. Отношение к различным вещам всегда разное, чаще всего аккуратен, внимателен.
Тип акцентуации: Демонстративный – выраженное стремление быть в центре внимания и добиваться своей цели любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычные увлечения, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.
Методы и методики: методика аутоидеитификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера. Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений). Беседа, наблюдение.
3. Самосознание и система управления: у учащегося недооценка, и переоценка своих сил и возможностей: берется за задачи, которые ему не по силам, в случае неудачи, продолжает настаивать на своем, либо переключается на более легкую задачу.
Методы и методики: Диагностика самооценки учащихся ( по Методике Дембо-Рубинштейн)
4. Уровень притязаний: В ходе проведенных бесед на тему уровня притязаний было выяснено следующее:
Ребенок обладает реалистичным уровнем притязаний. Этим обусловлена уверенность, настойчивость в достижении своих целей. При этом, рассматривая новую цель, ориентируется на удачу и не испытывает страх «провалов».
Методы и методики: Методика Т.Дембо-С.Рубинштейна. Методика Пономаренко Л.П.
5. Способности: общие способности соответствуют уровню интеллектуального и физического развития, в полной мере соотносятся с возрастом. У данного ученика развиты такие общие способности, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенное внимание. К специальным способностям следует отнести склонности к гуманитарным наукам. Стоит отметить одаренность в области спорта.
Методы и методики: Диагностика интеллектуальных (математических) способностей младших школьников. Шкалы прогрессивных матриц Равена, рисунок человека.
Темперамент: Сангвиник. С легкостью выполняет заданные ему задания. Без труда переключается на новую тему. Учащийся общителен, легко сходится в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и методики: наблюдение: как ведет себя в различных ситуациях, при обсуждении тем, общении с другими людьми.
Методика Лейтеса (уравновешенность нервной системы), рисунок человека.
6.Внимание: Непроизвольное, часто отвлекается на более интересное для него предметы, звуки. На дисциплине такое внимание отражается ярко. На уроках отвлекается, может заниматься более интересными для него вещами.
Методы и методики: Тест Бурдона в модификации П.А. Рудника. Тест Мюнстенберга.
7. Восприятие: у учащегося простое восприятие. В процессе работы отдельные элементы предмета научился объединять в единое целое.
Методы и методики: Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»; Методика изучения особенностей восприятия (Т.Н.Головина).
8. Память: Долговременная память. Учащийся довольно быстро запоминает и учит материал, что способствует качественным ответам на задоваемые вопросы.
Методики: Определение ведущего типа памяти ( по методике В. А. Бородиной и С. М. Бородина); Тест на исследование слуховой памяти (арифметический тест Векслер); Тест «Объем слуховой памяти» (тест Венгера «10 слов»)
9. Мышление: У учащегося преобладает словесно – логическое мышление. В связи с этим, постепенно формируется абстрактное мышление. Более успешное принятие информации и ее анализа.
Методы и методики: Методика "Простые аналогии"; Методика "Исключение лишнего"; методика Лачинса (ригидность мышления); методики А.Зака (уровень развития теоретиче- ского мышления).
10. Речь: чтение достаточно осознанное, с соблюдение логических пауз и интонации конца предложений. Подробный пересказ текста не затруднен, достаточное описание действий. Ответы на вопросы дает полные, допускает незначительные ошибки. Словарный запас соответствует возрасту.
По русскому языку правила знает, но не всегда понимает, как их применять.
Графо-моторные навыки достаточно развиты, почерк отличается небрежностью.
Проявляются следующие ошибки на письме: (пропуски и замены букв (часто сходных по написанию или обозначающих похожие звуки), лишние элементы букв, а также их недописывание, аграмматизмы) ,что указывает на нарушение процессов письма.
Методы: наблюдение за аккуратность, внимательностью учащегося при работе на уроке русского языка и литературного чтения.
11. Воображение: воссоздающее. Учащийся способен создавать образы по словесному описанию или условному изображению. Работать с различными материалами, дополняя их. В игровой деятельности, где преимущественно связано воображение, мыслит не стандартно, креативно.
Методики: Методика “Дорисовывание фигур”; “Круги” (А.Лук, В.Козленко), “Дорисовывание фигур” (Э.Торренс-О.Дьяченко), “Сочинение на тему...” (“Сказка про...”), фантастиче- ское существо; сочинения и рисунки на свободную тему.
12. Чувства и эмоции: учащийся эмоционально – возбудим, склонен к к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; доминирующими эмоциями в общении являютя, спокойствие, вспыльчивость, раздражительность.
Методы и методики: наблюдение за чувствами и эмоциями ученика в различных ситуациях; рисуночный тест Розенцвейга.
13.Воля: у ученика преобладает настойчивость и упрямство. Это ему помогает добиться желаемого результата. Упрямство направлено на удовлетворение личных интересов.
Методы и методики: Методика изучения уровня развития волевых привычек ребенка (В.Юркевич); Методика изучения процесса психического пресыщения (А.Карстен).
14.Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития – актуального развития. Учащийся может выполнить различные задания самостоятельно. Учащийся целеустремлен. Он стремиться к своей заданной цели. Полностью соответствует возрастным особенностям учащегося. Необходимость в психолого- педагогической коррекции в чувствах и эмоциях учащихся. Учителю необходимо больше работать с учеником в его эмоциях, научить контролировать себя; Скорректировать внимание на учебную деятельность; научить сдерживать свою вспыльчивость.
 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
Преподаватель практики
________/_________/
«___»_________20___г
Психологическая характеристика обучающегося
Работу выполнила: Шмалько Галина
студентка ш — 31 группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Преподаватель ПМ.03 «Классное руководство»
Голоскок Галина Николаевна
Ейск, 2018г