МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г.Карачева имени Ивана Степановича Кузнецова, полного кавалера ордена Славы
Методический материал
Тема:
«Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7-8-х классов»
Разработала:
учитель технологии
Винокурова Н.Н.
г. Карачев 2019г.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7-8 хклассов.
Подростковый возраст учащихся обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему Н.К. Крупская характеризовала подростка, как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон, создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учению и общественным делам. На этой почве у них происходят срывы в учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно- следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они пытаются задавать много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, «с хитринкой»), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирования умения работать с учебником, проявления творческого подхода при выполнении домашних заданий.
Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что эти стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают особое внимание на эту сторону работы.
Индивидуальные особенности подростков определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый подростком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы.
Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки заключаются в следующем:
во-первых, растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков;
во-вторых, увеличивается значимость обладания определенными качествами личности;
в-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов;
- в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних способностей.
Подростковый возраст - это трудный и сложный возраст, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный отрезок жизни человека, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В этом возрасте начинают формироваться черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии и направления деятельности связаны с активным стремлением учащихся к личностному самосовершенствованию - самопознание, самовыражение, самоутверждение.
В подростковом возрасте появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, причем такое желание становится настолько сильным, что форсируя события, учащиеся иногда преждевременно начинают считать себя уже взрослыми, требуя соответственного обращения с собой как со взрослыми людьми. Видя проявления этих качеств у старших подростки часто некритически подражают им собственное стремление к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к ним не как к детям, а более серьезно и требовательно.
В этом возрасте изменяется содержание и роль подражания в развитии личности. Если на раннем этапе - носило стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей, то с наступлением подросткового периода подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования. Новый этап в развитии этого периода проявляется в основном с подражания внешним атрибутам взрослости.
Поскольку в качестве образцов для подражания выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются одна из причин несовместимыми в одном лице. В этом и заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по этому поводу.
Этот период подростка характеризуется целенаправленностью самовоспитания. Это особенно характерно для мальчиков, которые, подражая взрослым стараются развивать в себе более мужественные качества, начинают заниматься саморазвитием. Объектом для подражания часто становятся старшие товарищи, взрослые мужчины. Способами развития у себя волевых качеств личности является занятие различными видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском. Увлекаясь многими видами спорта вначале ради развития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают заниматься ими и для достижения высоких результатов, мотивируя дальнейшее достижения успехов.
Развитие волевых качеств вырабатывают у учащихся настойчивость, работоспособность, целеустремленность в тех видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.
Учащихся данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать по-настоящему, профессионально. Это стимулирует учащихся к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем подросток старается удовлетворить сам, путем самообразования, самообслуживания, подражанием, с помощью свих друзей, которые увлечены тем же, что и они.
В этот период происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростков, сферу их общения, отношение к людям и самооценку, а также создаются благоприятные условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других личностных качеств, связанных с взаимоотношениями, умением налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечены учащиеся и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд. В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда, когда юноши сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него (использование творческих проектов, организация и проведение экскурсий, участие в школьных выставках и т.д.).
В этот период развиваются и познавательные процессы. Например, высшего уровня своего развития достигает непосредственная, механическая память, которая становиться в последствии основанием для развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление, представленное во всех основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном, словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность. Становится возможным формирование самым различным видам практической и интеллектуальной деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Начинают формироваться общие и специальные способности, в том числе, и необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Большое значение имеет и взаимоотношения между подростками. На первом месте во взаимоотношениях стоят товарищеские отношения, которые базируются на «кодексе товарищества», т.е. уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Но осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнением товарищей. Такое поведение в группах не только отвергается, но и вызывает иногда ответную реакцию.
Благоприятные возможности для межвозрастного общения подростков и взрослых создает совместный труд. Совместное участие формирует у учащихся чувство ответственности. Включение в трудовую деятельность может осуществляться в виде оказания помощи, доверие взрослыми несложных операций, видов деятельности, при необходимости частично заменить и т.д.
Особое внимание уделяется возрастным особенностям подростка и педагогическая оценка. Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста, индивидуальных способностей, восприимчивости к стимулам, от мотивации учебно-познавательной и лично-развивающей деятельности.
В подростковом возрасте способы стимулирования, появившиеся в более ранние годы, сохраняют свою роль, за исключением того, что социально-психологические оценки занимают одно из первых мест в иерархии педагогических стимулов. Но главное, что происходит в этом возрасте, состоит в том, что подростки начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями, чем на оценки, получаемые от родителей и учителей.
Особое значение имеет познавательное развитие и способностей учащихся. По мнению Р.С. Немова, развивающие программы должны быть нацелены на выявление творческих способностей и мышлений, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности, социальной адаптации и лидерства. Для выявления одаренности и ее развитие учебный материал должен выходить за рамки общепринятой учебной программы и содержать в себе новое, интересное для подростков. Учащиеся должны глубоко осознавать содержание учебной программы, осуществлять более широкое поле деятельности. Учебная программа должна позволять учащимся добиваться успехов, демонстрировать свои возможности и способности, свои индивидуальные достижения в когнитивной и межличностных сферах. Развивающая программа должна строиться на базе тщательной предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциального развития, целей и задач обучения преподаваемому предмету. Программа должна быть гибкой, чтобы могла позволить каждому ребенку выявить свою творческую индивидуальность. Она должна включать стимулы, мотивирующие учебную деятельность полностью раскрывающие способности ребенка.
Говоря об особенностях организации учебной работы с подростками, следует подчеркнуть, что этот возраст имеет решающее значение для успеха последующего учения и умственного развития. Вот почему так важно, чтобы эта работа осуществлялась педагогически грамотно и эффективно.