Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»
Психолого-педагогическая работа по совершенствованию и реализации с детьми содержания регионального компонента
Левшина Н.В.
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего
вида №2 «Родничок»
Прохоровка, 2019
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающего мира, для усвоения местных историко-культурных и национальных традиций социальной среды.
Задача современного дошкольного образования – заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, условия развития ребенка, а не его обучения, который дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. ФГОС ДО характеризуется системно - деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника.
Развитие речи – это важнейший компонент в ФГОС ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.
Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду необходимо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.
Основной формой коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи.
Реализация регионального компонента осуществляется учителем-логопедом посредством интеграции образовательных областей в процессе коррекционно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям малой родины, стремление сохранять национально-региональные ценности.
Познавательное развитие: приобщать детей к истории родного края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, объектами социальной жизни и т. п.
Речевое развитие: развивать речь, мышление, восприятие диалектной речи через знакомство с культурой родного края, города.
Художественно-эстетическое развитие: приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, к народному декоративно-прикладному творчеству родного края.
Физическое развитие: развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через забавы и народные игры.
Для решения задач используются разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребёнка. Большую роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности, поэтому оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками являются: занятия, беседы, наблюдения, ознакомление с художественной литературой, слушание музыки, знакомство с народно-прикладным искусством, народные игры и забавы, которые позволяют интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.
В процессе коррекционно-образовательной деятельности региональный компонент совмещается с лексическими темами и учитывается при отборе содержания организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Развитие связной речи, ее просодической стороны (выразительности, тембра, темпа, силы голоса) успешно реализуется через региональный компонент при ознакомлении дошкольников с бытом и историей нашего поселка и области. В повседневной работе обогащаются представления детей об историческом прошлом поселка, его традициях, культуре, быте и труде людей родного края. Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей детей. Загадки, пословицы, поговорки, заклички – вот та основа народной мудрости, которая легко воспринимается детьми, развивает их вербальную память, способствует речевому развитию.
В процессе коррекционно-образовательной деятельности проводятся беседы на темы: «Народные праздники и традиции», «Знаменитые люди поселка», «Мир растений и животных Белгородской области», «Моя малая родина» и др.
Использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.
Таким образом, включение регионального компонента в коррекционно-образовательную деятельность позволяет учителю-логопеду решать следующие задачи:
– побуждать детей к изучению истории родного края;
– стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки;
– развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться;
– воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброту, отзывчивость, способности сопереживать, любовь к Родине, гордость за неё.