СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого- педагогическая развивающая программа «Радуга творчества». Развитие творческих способностей (креативности) у детей с ОВЗ в 5-7 классах»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

К особенностям программы можно отнести и то, что она может быть использована не только  в  рамках  организации  внеучебной  деятельности  в  образовательных  учреждениях  для детей  с умственной отсталостью,  но  и  при  организации  психолого-педагогического  сопровождения детей в рамках инклюзивного образования на базе Ресурсных центров.

Просмотр содержимого документа
«Психолого- педагогическая развивающая программа «Радуга творчества». Развитие творческих способностей (креативности) у детей с ОВЗ в 5-7 классах»»





Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде-2023

Номинация 4

«Развивающие психолого-педагогическая программы-программы»- программы и технологии, направленные на (когнитивных, аффективных, регулятивных) ресурсов обучающихся, воспитанников, в том числе нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, предусматривающие психологическое обеспечение действий педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса

Психолого- педагогическая развивающая программа

«Радуга творчества». Развитие творческих способностей (креативности) у детей с ОВЗ в 5-7 классах»







Автор- составитель: Кравчук Т.В.,

педагог- психолог

ГБОУ школы – интерната №111,

г. Самара

ksv-57@mail.ru

тел: 8 927 212 48 97











Самара, 2023



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области «Школа-интернат № 111

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Самара»





Психолого- педагогическая развивающая программа

«Радуга творчества». Развитие творческих способностей (креативности) у детей с ОВЗ в 5-7 классах»







Автор- составитель: Кравчук Т.В.

ksv-57@mail.ru

тел.:8 927 212 48 97





















Самара, 2022



Оглавление


Оглавление……………………………………………………………..

3


Аннотация……………………………………………………………….

4

1.

Пояснительная записка ……………………………………………….

6


1.1.

Актуальность и новизна программы…………………………...

6


1.2.

Описание участников реализации программы………………

8


1.3.

Научно-методические и нормативно-правовые основания разработки реализации программы…………………………….

10


1.4.

Цель и задачи программы……………………………………….

13


1.5.

Сроки и этапы реализации программы………………………...

15


1.6.

Планируемые результаты……………………………………….

17

2.

Содержание программы………………………………………………..

18


2.1.

Характеристика курса программы……………………………...

18


2.2.

Регламент реализации программы……………………………..

22


2.3.

Тематическое планирование программы………………………

24


2.4.

Описание используемых методик, технологий, методов и приемов…………………………………………………………..

31


2.5.

Описание способов обеспечения гарантий прав участников…

34


2.6.

Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников реализации программы…………….

34

3.

Условия реализации программы ……………………………………...

36


3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы………………………….

36


3.2.

Кадровое обеспечение…………………………………………..

36


3.3.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы……………………………………………………….

37


3.4.

Критерии оценки достижения планируемых результатов…….

37

4.

Сведения о практической апробации программы на базе ГБОУ школы-интерната №111 г.о. Самара …………………………………

39

5.

Информационные ресурсы …………………………………………..

41


Приложение 1. Динамика изменения показателей творческих способностей за 2022-2023уч.г………………………………………..

43


Приложение 2. Игра «Фантазеры»……………………………………

44


Приложение 3. Тест креативности Вильямса…………………………

46














Психолого- педагогическая развивающая программа

«Радуга творчества». Развитие творческих способностей (креативности) у детей с ОВЗ в 5-7 классах»







Автор- составитель: Кравчук Т.В.

Аннотация

Проблема изучения креативности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости творчества и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми способностями личности и основными интеллектуальными факторами.

Интеллект - это способность к адаптации на основе рассудочной деятельности, которая выделяет из общего конструкта мышления - общие способности. Способности - индивидуально выраженные возможности к успешному обучению и осуществлению той или иной деятельности. Следует отметить, что существует особый вид творческих способностей - креативность. Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности.

Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. Для высокого развития творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы средний или несколько выше среднего. То есть без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей невозможно. Когда интеллект очень высок, то иногда снова, создается препятствие для нормального развития творческих способностей и связь снова становится отрицательной. И так как креативность не отождествляется с интеллектом, то это дает право судить о наличии креативности у умственно отсталых детей.

Связь между умственной отсталостью и креативностью есть, но весьма непростая, что свидетельствует о дальнейшей перспективе в области развития креативности, при помощи творчества, у умственно отсталых детей как элементе социализации и адаптации.

Содержание программы разработано с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, способствует воспитанию у них устойчивого интереса к совместной творческой деятельности.

Реализация программы направлена на:

- создание условий для художественно-эстетического воспитания,

расширения кругозора, развития интеллектуальной и эмоциональной сфер у

детей с ОВЗ;

- приобретение детьми первоначального опыта в доступных им видах

художественно-творческой деятельности.

Адресатом программы могут быть :

- дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

- дети, имеющие задержку психического развития и потенциально

сохранные возможности интеллектуального развития.

При подведении итогов реализации развивающей программы рекомендуется провести индивидуальное обследование детей, с целью установления уровня развития личностного развития ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. "Творчество " и "социализация" выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.







1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и новизна программы

Анализ творческой деятельности человека показывает, что каждый индивид является в чем-то оригинальным и творческим в конкретном своем проявлении, и именно в этом и состоит значение индивидуальности, каждый может найти свою собственную возможность для позитивной, конструктивной работы в какой-либо сфере деятельности. Это позволяет нам сделать выводы, что творческая деятельность и активность присущи человеку, нужно только помочь ему найти и раскрыть себя в той сфере, в которой он сможет проявить себя наиболее ярко, с максимальной пользой, как для себя, так и для общества. Следовательно: творчество - это высшая форма деятельности человека, суть человеческого способа бытия в мире и это всегда воплощение индивидуальности. Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. Create - творить, создавать). Поэтому очень важно уметь раскрыть, сформировать способности к творчеству у каждого человека. Как отмечает известный отечественный психолог И.П. Волков, единственно правильного, объективного толкование творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать нельзя, так как проявление человеческой настолько многообразно, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства для всех случаев провести просто нельзя. И уж, конечно, толкование понятия «творческая деятельность» применительно к взрослому человеку и ребенку школьного возраста будет различным. Согласно, например, Б.М. Теплову, «творческой деятельностью в собственном смысле этого слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности». Конечно, ребенок школьного возраста и тем более ребенок с ОВЗ не может создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение. Поэтому такое определение творческой деятельности для образовательного учреждения детей принято быть не может. Мы исходим из того, что творчество ребенка - это создание оригинального продукта, изделия, решение задач, сочинение сказок, стихов, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к выполнению образовательной задачи. Такой подход позволяет нам утверждать, что существует метод творчества, ему можно и нужно обучать, создав для этого необходимые условия.

Обучающая творческая деятельность, по утверждению И. П. Волкова, это такая деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, инициативности, быстрой обучаемости, смекалке и изобретательности, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбию, способности видеть человека, общее в различных и сходных явлениях и т.д. Работа по развитию творческих способностей детей с умственной отсталостью ведется классными руководителями, и воспитателями на общеобразовательных уроках, на индивидуальных и групповых занятиях.

Новизной предлагаемой развивающей программы является то, что она помогает обучающимся с умственной отсталостью освоить различные виды творчества в соответствии с индивидуальными особенностями в развитии. Обучаясь прикладному искусству у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Программа дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей.

Целесообразность программы. Развивающая программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность учащимся реально открывать для себя волшебный мир творчества, умение проявить и реализовать свои творческие способности.

Это помогает ребенку найти в себе желания творить, фантазировать и реализовывать свои творческие идеи, лучше усваивать выработанные человечеством понятия; содержание программы основано на реализации материалов, относящихся исключительно к области художественно-творческой деятельности, направлено на развитие психомоторных, интеллектуальных, личностных, художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ, оказывающие содействие в абилитации, социализации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

К особенностям программы можно отнести и то, что она может быть использована не только в рамках организации внеучебной деятельности в образовательных учреждениях для детей с умственной отсталостью, но и при организации психолого-педагогического сопровождения детей в рамках инклюзивного образования на базе Ресурсных центров. В этом случае занятия могут проводиться в малых группах по 2 - 3 человека или даже индивидуально (структура занятия при этом изменяется под индивидуальные особенности ребенка). Отличительной особенностью развивающей программы является ее адаптированность под запросы конкретных детей. Программа ориентирована на создание условий для развития творчества учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания. Все это способствовало формированию содержания программы, обусловило выбор тем, форм и методов деятельности.

1.2. Описание участников реализации программы

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Занятия прикладным творчеством направлены на  эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Занятия по развивающей программе проводит педагог-психолог, имеющий высшее профессиональное педагогическое образование, имеющий удостоверение о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в области обучения и развития детей с ОВЗ.

При наличии в группе обучающихся, нуждающихся по рекомендации ПМПК в дополнительном сопровождении, необходимо обеспечить для них участие в занятии ассистента (помощника), который должен иметь образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки. На занятиях могут присутствовать учителя и специалисты, работающие с детьми, заинтересованные в лучшем понимании имеющихся у ребенка проблем в развитии, препятствующих успешному освоению учебных программ. По желанию на занятиях могут присутствовать и родители обучающихся, при условии, что это не мешает работе ребенка на занятии.

1.3. Научно-методические и нормативно-правовые основания разработки реализации программы

Сегодня люди с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее не защищенной категории населения. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с социумом. Сужение круга их общения ослабляет социальную адаптацию и интеграцию, затрудняет возможность раскрыть свои творческие способности, увидеть окружающий мир собственными глазами. Поэтому возникает вопрос по развитию творческого потенциала у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Развитие творческого потенциала является одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению. Любая творческая деятельность развивает потенциал ребенка, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, мышление, фантазию. Значимость работы по развитию творческого потенциала заключается в том, что дети с ограниченными возможностями могли применять полученные знания и навыки на занятиях в жизни.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

В Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пересмотр) дается такое определение умственной отсталости: «Умственная отсталость -это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушение способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Глубокое недоразвитие познавательных процессов является самой выраженной особенностью умственно-отсталых детей. Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации к деятельности. Для целей организации коррекционной работы больше подходит классификация М.С. Певзнер, при которой выделяют 5 групп:

-неосложненные формы олигофрении. олигофрения с нарушениями нейродинамических процессов возбуждения и торможения;

- возбудимые дети, тормозные дети, дети с патологической слабостью, повышенной лабильностью (неустойчивостью) обоих процессов;

- олигофрении с осложнением «лобного синдрома»;

- олигофрении с психопатоподобным поведением, которое проявляется в агрессивных реакциях или дисфории (расстройствами настроения;

- олигофрении, осложненные модально специфическими нарушениями в зоне отдельных анализаторов: слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Существуют разные осмысления сути понятия «творческий потенциал». Взаимосвязь творчества с творческим отношением к труду, творческим мышлением, творческим потенциалом, творческими способностями, творческой ориентацией показана в работах Ф. Баррона, Э. де Боно, Г.В. Бурменской, Г.Я. Буша, В.А. Болотина, Дж.Р. Гилфорда, З.И. Калмыковой, А.М. Матюшкина, С. Медника, Р. Мэй, А. Ротенберга, Г.С. Саймона, Г. Селье, В.М.Слуцкого, Е.П. Торренса, Э. Фромма.

При составлении программы были учтены:

Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 9 которого говорит о том, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273), основополагающий законодательный акт, регулирующий процесс образования детей с ОВЗ в РФ, регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», гарантирующий обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017).

- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образовании)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н). -1844 (требования к структуре и содержанию программы);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (проект ФГАУ ФИРО, 2015) (требования к структуре и содержанию программы).


1.4. Цель и задачи программы

Главная цель программы:

- развитие творческих способностей и познавательной активности детей с ОВЗ через освоение технологий творческого труда, развитие личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья для его успешной бытовой, трудовой, социальной реабилитации и адаптации в современных условиях.

Задачи программы:

- развивать практические умения и навыки по созданию творческих работ с помощью педагога;

- формировать умения применять полученные знания на практике;

- соблюдать правила техники безопасности;

- формировать умения добывать и обрабатывать информацию;

- формировать навыки по основам проектной деятельности;

- выработать у обучающихся коммуникативных навыков, способствующих их успешной абилитации, социализации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

- расширить кругозор, развить интеллектуальную и эмоциональную сферу у детей с ОВЗ.

Содержание программы разработано с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, способствует воспитанию у них устойчивого интереса к совместной творческой деятельности.

Реализация программы направлена на:

- создание условий для художественно-эстетического воспитания,

расширения кругозора, развития интеллектуальной и эмоциональной сфер у

детей с ОВЗ;

- приобретение детьми первоначального опыта в доступных им видах

художественно-творческой деятельности.

В ходе занятий происходит формирование следующих универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД

1.Умение включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

2. Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

3. Итоговый и пошаговый контроль по результату.

4. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей.

5. Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

1.Сформировать интерес к деятельности

2.Умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

3.Умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

5.Проявлять интерес к своей деятельности, исследовательскую активность.

Коммуникативные УУД

1. Отвечать на вопросы, слушать других, взаимодействовать отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих со своей собственной.

Личностные УУД

1.Формирование самоуважения, своей внутренней позиции, стремление к созидательной деятельности.

2.Проявление положительных эмоций при получении задуманного результата и терпение и стремление преодолеть неудачи.

Место развивающего курса в учебном плане - коррекционно-развивающие занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности, направленной на поддержание процесса освоения содержания ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1.5. Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется на протяжении учебного года.

Этапы реализации программы

Программа является продолжением развивающей работы педагога-психолога с обучающимися с умственной отсталостью, которая является обязательной частью внеурочной деятельности и проводится с момента поступления ребенка в образовательное учреждение. В связи с чем педагог-психолог уже имеет представление об особенностях развития каждого обучающегося, основанные на наблюдениях за процессом деятельности ребенка на занятиях и во внеурочное время, результатами предшествующих психолого-педагогических диагностик и мониторингов. Поэтому при реализации развивающей программы по развитию творческих возможностей (креативности) выделяются следующие этапы.

Предварительный этап:

- ознакомление с заключениями ПМПК (если в них произошли изменения или ребенок впервые приступил к обучению в данном образовательном учреждении);

- ознакомление с результатами обследования ребенка педагогом- психологом;

-встреча психолога с родителями (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционно-развивающую работу).

Диагностический этап:

Диагностика по выявлению у учащихся способностей к творческой, познавательной деятельности для обучающихся с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость). Наблюдение. Это важнейший метод педагогического исследования, который часто выполняет роль начального этапа определения педагогической проблемы. Анкетирование. Этот метод исследования, при котором получение информации осуществляется с помощью «составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования». Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.

Развивающий этап:

Проведение развивающих занятий.

Заключительный этап:

- итоговая диагностика обучающихся;

- выработка психологом рекомендаций педагогам и специалистам школы, родителям;

-индивидуальная работа с родителями;-

- организация родительского собрания;

- подведение итогов, выделение задач медико-психолого-педагогического

сопровождения школьников.



1.6. Планируемые результаты

Данная программа способствует выявить на определённом этапе развития ребёнка с ОВЗ личностные особенности, интеллектуальные возможности, определить зону ближайшего развития обучающегося. Направлена на:

- выработку у обучающихся коммуникативных навыков, способствующих

их успешной абилитации, социализации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

- воспитание детей в творческой, эмоционально-благополучной, доброжелательной атмосфере.

Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности - любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность. Однако при решении задач творческого развития обучающихся с ОВЗ в ходе образовательного процесса педагогом, на самом первом году реализации программы, были выявлены противоречия между желаемым результатом (ребенок со значительным, высокоразвитым творческим потенциалом) и реальной ситуацией. При этом были отмечены недостатки - сухость, приземленность и утилитарность учебных задач программы по социально-бытовой ориентировке детей с ОВЗ, которые не позволяли им в полной мере проявлять свою креативность. Поэтому в содержание программы было предложено ввести декоративно-прикладное направлении. При этом были изменены и дополнены материально-технические, научно-методические условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.





2. Содержание программы

2.1. Характеристика курса программы

Согласно ФГОС ОВЗ целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является гармоничное развитие личности, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе образования.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка.

Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Главная цель программы:

- развитие творческих способностей и познавательной активности детей с ОВЗ через освоение технологий творческого труда, развитие личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья для его успешной бытовой, трудовой, социальной реабилитации и адаптации в современных условиях.

Задачи программы:

- развивать практические умения и навыки по созданию творческих работ с помощью педагога;

- формировать умения применять полученные знания на практике;

- правил техники безопасности;

- формировать умения добывать и обрабатывать информацию;

- формировать навыки по основам проектной деятельности;

- выработать у обучающихся коммуникативных навыков, способствующих их успешной абилитации, социализации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

- расширить кругозор, развить интеллектуальную и эмоциональную сферу у детей с ОВЗ.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

В ходе занятий происходит формирование следующих универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД

1.Умение включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

2. Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

3. Итоговый и пошаговый контроль по результату.

4. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей.

5. Самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

1.Сформировать интерес к деятельности

2.Умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

3.Умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

5.Проявлять интерес к своей деятельности, исследовательскую активность.

Коммуникативные УУД

1. Отвечать на вопросы, слушать других, взаимодействовать отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих со своей собственной.

Личностные УУД

1.Формирование самоуважения, своей внутренней позиции, стремление к созидательной деятельности.

2.Проявление положительных эмоций при получении задуманного результата и терпение и стремление преодолеть неудачи.

Место развивающего курса в учебном плане - коррекционно-развивающие занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности, направленной на поддержание процесса освоения содержания ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа способствует выявить на определённом этапе развития ребёнка с ОВЗ личностные особенности, интеллектуальные возможности, определить зону ближайшего развития обучающегося. Направлена на:

- выработку у обучающихся коммуникативных навыков, способствующих

их успешной абилитации, социализации, подготовке к самостоятельной жизни

в обществе.

- воспитание детей в творческой, эмоционально-благополучной, доброжелательной атмосфере.

2.2. Регламент реализации программы

Место развивающего курса в учебном плане - развивающие занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности, направленной на поддержание процесса освоения содержания ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа по развитию творческих способностей рассчитана на групповые занятия с психологом, которые проводятся еженедельно (одна встреча в неделю) по 40 минут. Всего 34 занятия. В резерв времени можно провести повторительно-обобщающие занятия по 2 разделу, которые комплектуются из тех заданий, выполнение которых вызывало у обучающихся наибольшие затруднения.

Структура занятия. Разминка - 7-10 мин. Цель: создание положительного настроя участников на работу, создание в группе атмосферы доверия, постановка целей и задач занятия.

Основная часть - 25-35 мин. Цель: решение задач, заявленных в программе. Заключительная часть - 8-15 мин. Цель: подведение итогов, получение обратной связи.

В ходе предъявления обучающимся заданий на групповом занятии нужно учитывать уровень эмоционального и творческого развития каждого ребенка. При этом важно помнить о понятиях, введённых Л.С. Выготским:

- «актуальный уровень развития» - умения и навыки, сформированные у ребенка на данный момент, характеризуется заданиями, которые ребенок может выполнять самостоятельно;

- «зона ближайшего развития» - умения и навыки, которые могут сформироваться у ребенка в ближайшее время в процессе его взаимодействия со взрослым.

Планируя ход занятия, психолог должен правильно подобрать уровень сложности задания для ребенка на данный момент. Если задание будет слишком простым, то тренировка не приведет к развитию навыка. А если задание будет слишком сложным, то ребенок будет огорчаться, что у него не получается. В такой ситуации многие дети пытаются угадать ответ, что делает обучение неэффективным. Некоторые дети, столкнувшиеся с трудностями, отказываются от выполнения упражнения. В такой ситуации целесообразно заменить задание на более легкое, и увеличить время на закрепления умений выполнять аналогичные задания на более простом материале, постепенно возвращаясь к тому упражнению, от которого ребенок отказывался ранее. Для этого можно воспользоваться дополнительными заданиями из «Приложения». Но возможно, что ребенок просто утомился во время выполнения предыдущих заданий, и выяснив это необходимо просто дать обучающемуся отдохнуть (он может в это время понаблюдать за своими одноклассниками, выполняющими это упражнение, спокойно посидеть или, наоборот, подвигаться в той части кабинета, которая находится за спинами детей).

















2.3. Тематическое планирование программы

Тема занятия

Количество часов

Программное содержание (задачи)

Формирование универсальных учебных действий

1 раздел Подготовительный этап

1

Встреча и знакомство

1

  1. Познакомить детей друг с другом.

  2. Создать условия для формирования доверительных взаимоотношений и активного взаимодействия.

  3. Познакомить детей с правилами поведения на занятиях и необходимостью их соблюдения.

  4. Формировать позитивный настрой и мотивацию к последующим встпечам.

Регулятивные : Умение включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : Сформировать интерес к деятельности

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, взаимодействовать

Личностные: Формирование самоуважения, своей внутренней позиции

2-3

Фантазеры

2

  1. Помочь обучающимся осознать ценность умения фантазировать

  2. Обсудить ее необходимость для человека любой профессии.

  3. Подвести к выводу, что необходимо учится фантазировать.

Регулятивные : Умение включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : Сформировать интерес к деятельности

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, взаимодействовать

Личностные: Формирование самоуважения, своей внутренней позиции

4-6

Отражение и воображение

3

  1. Обобщить полученную информацию о воображении

  2. Сформировать понимание о том, чем отличается воображение от отражения

Регулятивные : Умение включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : Сформировать интерес к деятельности

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, взаимодействовать

Личностные: Формирование самоуважения, своей внутренней позиции

2 раздел Репродуктивный этап

7-9

«Разрушаю-создаю»

Техника Папье-маше

3

  1. Расширять знания детей о различных свойствах бумаги (гибкость, прочность)

  2. Дать представление о Папье-Маше, как виде декоративно-прикладном искусстве.

  3. Развивать любознательность, мышление.

Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

10-11

Рваная аппликация

2

  1. Научить правильно подбирать нужный колорит для аппликации

  2. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение.

  3. Совершенствовать умения работы с бумагой.

  4. Развивать эстетический вкус.

  5. Побуждать обучающихся делать подарки своими руками и преподносить их не только на знаменитые даты, но и просто для того, чтобы выразить вои

  6. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение в работе, самостоятельность.

Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

12-13

Волшебство своими руками

Техника рисования свечой

2

  1. Развивать эстетическое восприятие природы, ее изображений в нетрадиционной технике.

  2. Вызвать чувство радости от результатов работы


Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

14-15

Рисование на камнях и на дереве

Изучение поверхности для произведений.

2

  1. Знакомство с росписью по камню и дереву.

  2. Способствовать усвоению последовательности действий, приемов

  3. Развитие коммуникативных качеств.


,

Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

16-17

Пластилиновая живопись

2

  1. Формировать устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.

  2. Учит находить оригинальные способы для создания художественного образа.

  3. Учить свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

  4. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.


Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

18-21

Техника «Оригами»

4

  1. Развивать уверенность в собственных силах

  2. Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий.

  3. Стимулировать развитие памяти , в том числе мышечной.

  4. Развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.

  5. Учить читать чертежи.

Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

22-24

Мокрое валяние

3

  1. Формирование специальных знаний по предмету (основы композиции и т.д.); приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов; обучение технике « мокрое валяние»

  2. Развитие внимания, аккуратности; развитие зрительно-моторной координации, эстетического и художественного вкуса.

  3. Развивать способность чувствовать красоту и гармонию.

Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

23-24

«Очумелые ручки»


Поделки из бросового материала

2

  1. Научить создавать объемные композиции из бросового материала.

  2. Совершенствовать навыки работы с инструментами, соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, клеевым пистолетом.

  3. Развивать художественный вкус.

  4. Развивать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.


Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

25-26

Техника «Декупаж»

2

  1. Научить основным приемам техники декупаж, закрепить полученные знания на практике.

  2. Развивать художественный вкус, творческий подход

  3. Развивать бережливость, аккуратность, сознательное выполнение правил безопасности.

Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место, включаться в деятельность, следовать инструкции психолога, контролировать и оценивать свои действия в процессе деятельности.

Познавательные : умение экспериментировать и наблюдать за процессом деятельности и получающимся результатом.

Коммуникативные : отвечать на вопросы, слушать других, сотрудничать

Личностные: стремление к созидательной деятельности.

3 раздел «Творческий этап»

27-28

Мои секреты мастерства


.

2

  1. Формировать положительное отношение к продуктам своей деятельности.

  2. Активизировать желание поделиться рецептами успешного выполнения произведений.

  3. Формировать интерес к освоению еще неосвоенных техник и желание экспериментировать.

Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место. Умение выразить словами свои мысли. Познавательные : Проявлять интерес к своей деятельности. Проявлять исследовательскую активность.

Коммуникативные : умение строить монолог и диалог.

Личностные: проявление положительных эмоций при получении задуманного результата и терпение и стремление преодолеть неудачи.

29-31

Мастер-класс для детей начальной школы

2

  1. Поддержка инициативы старшеклассников поделиться своими достижениями с учениками младших классов, научить их простым приемам доступных техник.

  2. Формировать у старшеклассников чувство наставничества.


Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место. Умение выразить словами свои мысли. Познавательные : Проявлять интерес к своей деятельности. Проявлять исследовательскую активность.

Коммуникативные : умение строить монолог и диалог.

Личностные: проявление положительных эмоций при получении задуманного результата и терпение и стремление преодолеть неудачи.

32-33

Итоговое занятие

«В мире интересов»

2

  1. Закрепить знания старшеклассников о своих возможностях, способах реализации задуманного.

  2. Формировать интерес к совершениствованию технических навыков в процессе своей творческой реализации

  3. Дать представление о неограниченных возможностях развития творческого потенциала.


Регулятивные : Умение организовать свое рабочее место. Умение выразить словами свои мысли. Познавательные : Проявлять интерес к своей деятельности. Проявлять исследовательскую активность.

Коммуникативные : умение строить монолог и диалог.

Личностные: проявление положительных эмоций при получении задуманного результата, стремление преодолеть неудачи.







2.4. Описание используемых методик, технологий, методов и приемов.

Взаимосвязь творчества с творческим отношением к труду, творческим мышлением, творческим потенциалом, творческими способностями, творческой ориентацией показана в работах Ф. Баррона, Э. де Боно, Г.В. Бурменской, Г.Я. Буша, В.А. Болотина, Дж.Р. Гилфорда, З.И. Калмыковой, А.М. Матюшкина, С. Медника, Р. Мэй, А. Ротенберга, Г.С. Саймона, Г. Селье, В.М.Слуцкого, Е.П. Торренса, Э. Фромма.

Глубокое недоразвитие познавательных процессов является самой выраженной особенностью умственно-отсталых детей. Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации к деятельности.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Для решения этой задачи на подготовительном этапе применяются различные упражнения («Фантазеры», «Отражение и воображение»), которые создадут для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования, вызовут у детей интерес и желание участвовать в коллективном труде; научат наблюдать окружающий мир, воспитают наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Социализация ребенка средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.

На репродуктивном этапе, используя игры и упражнения (техники «Папье -маше», «Рваная аппликация», рисование свечей, «Оригами»), учащиеся развивают художественный вкус, творческий подход к происходящему, бережливость, аккуратность, сознательное выполнение правил безопасности, учится находить оригинальные способы для создания художественного образа, свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, тестопластика, лепка из глины, оригами, коллаж (с применением крупы, семян, пуговиц), комбинированная аппликация - применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Работа с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Как показал опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая  деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность.

На третьем, «творческом этапе», дети, научившиеся определенному виду искусства начинают радоваться успехам, желают продолжения и укрепления своих успехов, принимают участие в различных выставках, конкурсах. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая ребенку выйти из состояния зажатости. Развитие творческих способностей детей способствует психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников. Для детей и их родителей необходимо проводить творческие конкурсы, выставки творческих работ, детские праздники. Демонстрация своих работ перед родителями, и перед своими сверстниками не только повышает исполнительский уровень детей с ОВЗ, но и воспитывает у них чувство гордости за себя, веру в свои силы и возможности. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.

2.5. Описание способов обеспечения гарантий прав участников

Педагог-психолог в своей деятельности руководствуется "Этическим кодексом психолога". В ходе работы по программе специалист обязан соблюдать права всех участников развивающих занятий в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273). Эти документы регулируют процесс образования детей с ОВЗ в РФ, регламентируют право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование. Администрация образовательного учреждения контролирует работу педагога-психолога по программе, посещая развивающие занятия, изучая результаты психолого-педагогической диагностики, проверяя «Журнал регистрации групповых форм работы» педагога-психолога. Педагог-психолог на занятиях создает все необходимые условия для развития творческих способностей. Работая с группой обучающихся, психолог сохраняет конфиденциальность, не обсуждает процесс и результаты работы обучающихся с лицами, не имеющих прямого отношения к обучению и развитию каждого ребенка. Родители обучающихся по своему желанию могут присутствовать на занятиях, по результатам которых могут получить в ходе индивидуальных консультаций сведения об организации развивающей работы со своим ребенком в домашних условиях в рамках ежедневного бытового общения. Родители имеют право отказаться участия своего ребенка в занятиях.

2.6. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников реализации программы.

Сферы ответственности, права и обязанности педагогов и специалистов, работающих с обучающимися прописаны в должностных инструкция (в частности, в «Должностной инструкции педагога-психолога»). Родители обучающихся при поступлении ребенка в школу-интернат подписывают «Договор родителей с образовательным учреждением о психолого-педагогическом сопровождении ребенка» в котором оговаривается и психологическое сопровождение школьников (в случае несогласия на сопровождение Договор родителями не подписывается).

Обучающиеся в соответствии со своим соматическим состоянием и желанием родителей посещают групповые развивающие занятия с педагогом-психологом. В случае необходимости и желания ребенок имеет возможность получить индивидуальную консультацию педагога-психолога. Учитель, логопед, работающие, с обучающимися, занимающимися по программе, могут посещать занятия педагог-психолога с классом, чтобы иметь возможность наблюдать индивидуальную динамику развития творческих способностей каждого ребенка на фоне всего класса в целом, а затем уже в ходе своих занятий, использовать данные наблюдения и результаты психологической диагностики для корректировки методов обучения детей.

Родители имеют право на получение достоверной информации о результатах развивающей работы с ребенком. Она может быть получена в ходе индивидуальных консультаций с педагогом-психологом (фиксируются в «Журнале индивидуальных консультаций») либо в рамках заседания психолого-педагогического консилиума (фиксируется в «Протоколе заседания психолого-педагогического консилиума»). На консультациях родитель получает рекомендации, следуя которым он имеет возможность участвовать в процессе развития и обучения своего ребенка.







3. Условия реализации программы

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы.

Важными условиями организации пространства, в котором будут проводиться занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, является:

- наличие аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран);

- наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на карточках, стендах или электронных носителях;

- наличие необходимых материалов, для реализации творческих заданий и упражнений;

- наличие карточек для индивидуального и группового использования к играм предусмотренных программой;

- расположение парт, столов, стульев таким образом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога (в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию) и друг друга;

- продуманность освещенности кабинета;

3.2. Кадровое обеспечение.

Занятия по развивающей программе проводит педагог-психолог, имеющий высшее профессиональное педагогическое образование, имеющий удостоверение о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в области обучения и развития детей с ОВЗ. При наличии в группе обучающихся, нуждающихся по рекомендации ПМПК в дополнительном сопровождении, необходимо обеспечить для них участие в занятии ассистента (помощника), который должен иметь образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки.

3.3. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.

Текущий контроль эффективности работы обучающихся по программе осуществляется в ходе развивающей работы на основе наблюдения за работой детей над заданиями и анализе продуктов деятельности участников занятий. Если в результате наблюдения за работой детей на занятиях, подтвержденное и последующей диагностикой, не наблюдается положительная динамика развития творческих возможностей, целесообразно провести дополнительные развивающие занятия.

    1. Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности учащегося с ОВЗ.

Мы используем следующие критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности:

- развивающаяся личность должна проявлять интерес, некоторую склонность и потребность в творчестве;

- для творческой личности весьма важна потребность в самой природе

достижениях, причем она должна достичь определенного уровня развития.

- для творческой личности также важно такое состояние готовности к постоянному саморазвитию.

- для творчества важно наличие творческого потенциала, который позволит личности успешно создавать, творить, порождать нечто новое, оригинальное, неповторимое.

- установить общий уровень творческого развития невозможно без выявления уровня творческой активности, который характеризуется такими качествами, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество и самооценка творчества.

При подведении итогов реализации развивающей программы рекомендуется провести индивидуальное обследование детей, с целью установления уровня развития творческого потенциала. Практика показала, что наиболее удобно и точно данное обследование проводится с помощью методики Вильямса (Приложение \2). Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.



















  1. Сведения о практической апробации программы на базе ГБОУ школы-интерната №111 г. о. Самара.

Развивающая программа занятий педагога-психолога «Программа по развитию творческих способностей (креативности) у детей с ОВЗ «Радуга творчества» используется для работы с обучающимися в школе-интернате № 111 с сентября 2022 года. За это время по программе в общей сложности занималось 142 человека. Деятельность была эффективной, так как запланированные цели и задачи с детьми выполнены.

Учащиеся усвоили новую для них технику. Обучение было организовано в естественных для общения условиях. Отбор материала проведен в соответствии с возрастом, зоной актуального развития детей, программными требованиями обучения и воспитания. В ходе проведения занятия создавала проблемные ситуации, использовала игровой метод как ведущий, применяла средства наглядности. Учитывала интересы и желания каждого ребенка, их эмоционально чувственную сферу. Наблюдение за работой обучающихся во время занятий, консультации с родителями, классными руководителями и учителями ребят, занимающихся по программе, позволяют говорить о наличии положительной динамики развития творческих способностей.

При проведении творческой деятельности использовались данные мониторинга индивидуального развития детей, учитывались желания детей узнать что-то новое. Учащиеся работали в индивидуальном темпе, кому необходимо, задание повторялось несколько раз, оказывалась помощь. Программа совершенствовалась, дополнялась заданиями, рассчитанными на разные уровни стартового развития. Все цели и задачи занятия были поставлены корректно, детьми они были выполнены, так как они соответствовали возрастным особенностям детей старшего школьного возраста. При подготовке к организованной деятельности, учитывалось формирование положительной мотивации к изучению темы, умение работать в коллективе.

Для профессионального развития необходимо повысить умения организовывать работу с воспитанниками в эффективной форме, учитывая индивидуальные особенности, возможности и личностные интересы каждого ребёнка.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа реализуется как обязательная часть внеурочной деятельности, направленной на поддержание процесса освоения содержания учебных программ. получил положительное заключение и рекомендован к использованию в образовательных учреждениях.

Результаты диагностики подтверждают это предположение. (Приложение 1).


















5. Информационные ресурсы

Литература:

1.Аникеева, П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / П.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2019. - 96 с.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 2016.

5.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.2. Казань, 2016

6. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М., 2017.

7. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психол. журн. 2019. Т.16. № 5.

8.. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

9. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. Пер. с англ. М., 2017

10. И.П. Волков. - М.: Педагогика, 2019. - 88 с.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М., 1991.

12. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2017. 392 с.

13. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 2017.

14. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 2015.

15. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.-272 с.

16.Марданова, Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы : автореф. дис.,канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.М. Марданова. - Ижевск, 2017. - 23 с

17. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. М., 2016.

18. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990.

19. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1978.

20. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для педагогов, работающих в образовательных учреждениях детей / Составитель: Макарова Т.Е. Самара: Изд-во СамГПУ, 2012. -84 с.

21. Технология работы с одаренными детьми: Программа и методическое обеспечение учебного курса для педагогических вузов/ Сост. Л.А. Чудасова. Самара, 2017.

22. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. С.- Пб. 2002.

Электронный ресурс:

1. [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/71251462/.

2. [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/6744437/.

3. (Электронный ресурс]. — URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/

4. [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/71166760/.


Диаграмма изменений показателей творческих способностей

учащихся 2022 уч. год

Диаграмма изменений показателей творческих способностей

учащихся 2023 уч. год

 

 





























Приложение 2

1.Игра «Фантазеры»


Цели: Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; расширить знания детей по темам «Животные» и «Растения».

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Учить детей рисовать,  используя нетрадиционную технику рисования ладошкой;

  • Вызвать у детей интерес и желание участвовать в коллективном труде;

  •  Учить наблюдать окружающий мир;

  • Обогащать словарный запас школьников.


  1. Развивающие:

  • Развивать кругозор учеников, закрепить знания о животных и растениях;

  • Развивать общую и мелкую моторику рук, цветовосприятие, формообразование, словесное и образное мышление, речь детей.


  1. Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в группе детей, выполняя коллективную работу,  получать удовлетворение от собственного  участия;

  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.


Оборудование и материалы:

Листы офисной бумаги формата А4, фломастеры или карандаши, магнитная доска, презентация, музыка (минусовка А. Ермолова).


Форма работы: групповая


Методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод

3. Применение ИКТ (презентация)


Описание игры «Фантазёры»

Эта игра предназначена для детей школьного возраста. Для того, чтобы приступить к игре, необходимо разделиться на команды. Данная игра должна сопровождаться презентацией и веселой музыкой.


Ход игры:

Играет веселая музыка.

На экране дети видят, что им пришло электронное письмо на почту.

В нем письмо от жителей города «Фантазёры».

Здравствуйте,

Мы жители города Фантазёры. В нашем городе есть зоопарк, в нем живут удивительные животные и растут необыкновенные растения, но их очень мало. Просим Вас подарить нам своих удивительных животных и необыкновенные растения для того, чтобы наш зоопарк стал ещё больше. А мы Вам покажем своих.

Затем ведущий показывает этих животных и растения, которые выполнены в технике рисования ладошкой.

Перед детьми ставиться задача, придумать своих обитателей зоопарка. Но нарисовать должны их соперники, имея перед собой лишь отпечаток руки и 3 характеристики животного или растения (например: животное, большое, обитает в Африке и Индии).


Выигрывает та команда, которая правильно отгадает животное или растение. Если все команды дали правильный ответ, то выбирают победителя по аккуратности рисунка.

  2. Конспект занятия по обрывной аппликации «Птичка-синичка »
- продолжать знакомить со способом -обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу).

Задачи:
- освоить обрывную технику аппликации,
- развивать у детей воображение,
- продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к художественному творчеству, развивать мелкую моторику рук детей, воображение и фантазию, учить аккуратно пользоваться клеем.

Материал:
листы белой бумаги с изображением синицы, цветная бумага, клей ПВА, кисточки для клея, клеёнки.

Ход занятия:

Дети, послушайте стихотворение

Вот - синица - эта птица
Не летит в чужие страны,
Ей и дома веселиться
Не мешает ветер странный.
Ей и вьюга не помеха,
И мороз, что так крепчает.
Для неё в мороз утеха
Клювом тонким барабанить
Постучит. - Вы не забыли?
Сколько можно к вам стучаться?
Кто сейчас живёт в квартире?
Мне лететь или дождаться?
Что ж, конечно же дождаться,
Сало вывесим скорее.
Зазвенела. Наклевалась.
Всё. Сыта. Теперь теплее.
- Дети, кто это? ( показывают картинки, на которых изображены синицы).
Сегодня мы с вами будем делать синичку из  кусочков цветной бумаги.

Педагог предлагает детям поиграть ручками за столом.
Гимнастика для пальцев рук.
1. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).

2. Ладони на столе, на счёт «раз – два» - пальцы врозь – вместе.
3. Пальчики здороваются (на счёт «раз – два – три – четыре – пять » соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Далее педагог показывает пример готовой аппликации. Педагог предлагает детям порвать бумагу на мелкие кусочки, показывает, как приклеивать их. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали на занятии?

Приложение 3

Тест креативности Вильямса


Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест состоит из трех частей:

· тест дивергентного (творческого) мышления;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).

Батарея креативных тестов Вильямса — один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты за­мыслу ребенка.должны помочь им подпи­сать рисунки. При этом необходимо в точности следовать

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты рабо­ты. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возни­кает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: уп­ражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стре­миться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теп­лоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознатель­ности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми задани­ями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, об­разец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в боль­ших группах учащихся. Оптимальный размер группы — это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок дол­жен сидеть за столом один или с ассистентом эксперимента­тора.

Время выполнения теста 25 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий раз­личные модификации в зависимости от конкретных условий:

«На этих страницах нарисованы незаконченные фи­гуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку под­робной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 25 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появи­лись вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».

Тестовая тетрадь.

ФИО________________________________

Дата ________________________________

Возраст______________________________

Класс________________________________

Школа_______________________________

Город________________________________



Обработка теста

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергент­ного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, харак­теризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

—беглость (Б)

—гибкость (Г)

—оригинальность (О)

—разработанность {Р)

—название (Н)

1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их со­держания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рису­нок).

2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое расте­ние, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

механическое, предметное (М) — лодка, космический ко­рабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, ко­смос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — местоположение (внутри - снаружи от­носительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих лю­дей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дан­ной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать вну­три закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1балл — рисуют только снаружи.

2балла — рисуют только внутри.

3балла — рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме бал­лов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где располо­жены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл — асимметрично вне замкнутого контура.

2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура.

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние дета­ли с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0баллов — название не дано

1балл — название, состоящее из одного слова без опреде­ления.

2балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла — образное название, выражающее больше, чем пока­зано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.


Итоговый подсчет по тесту Вильямса


Беглость. Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

Гибкость. Количество изменений категорий, счи­тая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

Оригинальность. Где выполняется рисунок:

—вне стимульной фигуры — 1 балл

—внутри стимульной фигуры — 2 балла

—внутри и снаружи стимульной фигу­ры — 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору по всем нарисованным картин­кам). Возможно max 36 баллов.

Разработанность. Где дополняющие детали создают асим­метрию изображения:

—симметрично повсюду — 0 баллов

—асимметрично вне стимульной фигу­ры — 1 балл

—асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла

—асимметрично внутри и снаружи — 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.

Название.

Словарный запас и образное, творчес­кое использование языка:

—название не дано — 0 баллов

—название из одного слова — 1 балл

—название из нескольких слов — 2 балла

—образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов. Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость — учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.

Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возмож­ный суммарный сырой балл — 11.

Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каж­дую оригинальную картинку. Максимально возможный суммар­ный сырой балл — 36.

Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл под­пись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сы­рых баллах) за весь тест — 131.























25