Консультации для родителей
«Психолого- педагогические основы для детей с ТНР в ДОУ»
Педагог-психолог Вовк Ю.С.
Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ ведется по трем направлениям: психопрофилактика, психодиагностика и психокоррекция.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание условий для нормального развития и успешного обучения ребенка
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Деятельность, направленная на обеспечение психологического сопровождения воспитанников (модель)
Комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, анализируются результаты адаптации;
Систематическое наблюдение за детьми в разных видах непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах;
Осуществление мониторинга результативности педагогической деятельности по различным образовательным областям;
Разработка плана комплексной помощи:
- определение последовательности действий;
- консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.
-выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению -предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?
Сопровождение педагогом-психологом детей с ТНР в рамках психопрофилактики, психодиагностики и психокоррекции способствует становлению личности ребенка старшего дошкольного возраста, развитию индивидуальности, самосознания, умению дифференцировать эмоциональные состояния, адекватно реагировать на различные явления окружающей действительности.
Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:
- сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;
- работа более осмысленная и целенаправленная;
- разработаны карты индивидуального развития дошкольников;
- разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
- разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.
Результаты психолого- педагогического сопровождения
Для детей:
-позитивная адаптация к условиям дошкольного учреждения;
- динамика психофизического и интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающий процесс;
- развитие личности ребёнка,
- приобретение социального опыта создание основы для социальной адаптации
- подготовка к школе
Для педагогов:
-развитие психолого- педагогической компетенции,
- профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приёмов работы
-приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей и оказания им необходимой психолого- педагогической помощи и поддержки. Для родителей:
- получение квалифицированной психолого- педагогической помощи по воспитанию и развитию ребёнка,
- в рамках нашего сада: профессиональная помощь в разрешении проблем речевого развития ребенка;
- решение проблемных психологических ситуаций детско- родительских отношений, - овладение основами знаний детской педагогики и психологии, включение в педагогический процесс ДОУ.