СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические особенности детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогические особенности детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Психолого-педагогические особенности детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Одной из приоритетных целей социальной политики Россия является модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим значительно возросло сообщества на инклюзивное образование.

В результат неблагоприятных факторов за последние два десятилетия резко возросло число детей с различными нарушениями развития.

Появился специальный термин-дети с ограниченными возможностями.

Дети-инвалиды- это дети, имеющие различныепсихическиеифизическиеотклонения,которыевызываютобщиетрудностивразвитии и не позволяют им вести полноценную жизнь.

Определения"проблемныйребенок","ребеноксособымипотребностями","нетипичныйребенок","ребенокс трудностями вобучении","аномальныйребенок"и"исключительныйребенок"иногдаявляютсясинонимами.Наличиетаких дефектов(инвалидности) не определяет неправильное развитие в глазах общества.

Согласно классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым ,основными категориями аномальных детей являются:

- дети с нарушением слуха (глухие,слабослышащиеи);

- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);и

-Дети с нарушениями речи и языка(логопеды);

-Дети с двигательными нарушениями;

-Дети с задержкой психического развития

-Дети с задержкой психического развития;

-Детиснарушениямиповедения икоммуникации;

-Дети с о сложными нарушениями психического и физического развития и с так называемыми сложными дефектами (глухонемые ,слепоглухонемые и слепые дети с задержкой психического развития).

Давайте кратко рассмотрим особенности каждой группы детей с этими нарушениями.

Нарушение слуха.

Детиснарушениемслуха-этоте,укогослухнеобратимоповрежденсобеихсторон,что затрудняет или делает невозможным их общение с другими людьми по средством речи(глухота) или разговорного языка(тугоухость).

Тугоухость -этопостояннаяпотеряслуха,затрудняющаяпониманиеречи.Потеряслухаможетварьироватьсяотлегкойпотерислухапривосприятиишепотной речи дотяжелойпотерислухапривосприятииразговорнойречи.Ребенкаспотерейслуханазываютглухимребенком.

Тугоухость-это самая тяжелая степень глухоты, при которой ребенку трудно понимать речь. Глухие дети - это дети с глубокой и постоянно двусторонней потерей слуха ,приобретённой раннем детстве или врождённой.

Речевые нарушения

Дети с нарушениями речи-это дети с психофизическиминарушениямиразличнойстепенитяжести,которыемешаютобщению посредством речииобобщающему(когнитивному)функционированию.Ониотличаютсяотдругихдетей с особыми потребностями тем, что им нормальный слух, зрение и высокий уровень интеллекта.

Нарушение зрения.

Слепые дети . Сюда входят дети с остротой зрения с очковой коррекцией от 0 (0%) до 0,04 (4%),дети с высокой остротой зрения (до 1, т.е. 100%)и дети ,у которых границы поля зрения нуждаются до 10-15 градусов или сплошной перспективы. Слепые дети практически не используют зрение в ориентации познавательной деятельности.

Слабовидящие дети-это дети, у которых острота зрения с очковой коррекцией составляет от 0,05 (5%) до 0,4 (40%).

Слабовидящиедетиилидети,находящиесянаграницемеждуслабовидящимиинормальными,- это дети ,чья острота зрения с коррекцией составляет от 0,5 (50%) до 0,8 (80%).

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Термин"нарушениеопорно-двигательногоаппарата"-этозонтичныйтермин,включающийдвигательныерасстройствакакорганической,такипериферическойэтиологии.

Двигательные расстройства характеризуютсяотсутствиемкоординации,шаткостью,ограниченнымидвигательнымивозможностямиисилой.Они приводят к неспособности или частичному нарушению движения опорно-двигательного аппарата во времени и пространстве.

Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть врожденными или приобретенными.

Умственная отсталость(умственная отсталость)

Умственнаяотсталость(УО)-этопедагогическо-психологическоеопределениенаиболее распространенного из всех нарушений развития, встречающихся у детей. Умственная отсталость рассматривается как вариант психической дисплазии ,которая включает в себя как случаи задержки психического развития ("умственная отсталость"), так и относительно стойкие состояния незрелостииинтеллектуальногодефицитавэмоционально-моторнойсфере, которые не приводят к умственной отсталости. Вцелом,состояниехарактеризуетсягетерохронным(вразноевремя)началомотклонений,сзаметнымиразличиямив степени ихпроявленияипрогнозеихпоследствий.Умственнаяотсталостьчастоусугубляетсяразличнымилегкими,но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (например,астенией,энцефалобластозом,неврозами,невропатоподобнымирасстройствами),которыеснижаютинтеллектуальныеспособности ребенка.

Умственная отсталость(умственная отсталость)

Умственно отсталый ребенок-это ребенок со стойкими необратимым нарушением психического развития ,преимущественно интеллектуального ,которое возникает на ранних врожденных стадиях вследствие органической дисфункции центральной нервной системы.

Дублирование инвалидности


Дублирование инвалидности в детском возрасте относится к сочетанию двух или более психофизических нарушений (например ,зрения, слуха, речи умственного развития) у одного ребенка.Примерывключаютсочетаниенарушенияслухаислабогозрения,умственной отсталости и слепоты ,нарушений опорно-двигательного аппарата иязыковых нарушений. Другие термины ,используемые в литературекаксинонимы:комбинированныедефекты,комбинированныеаномалии развития,комбинированныенарушения,впоследнеевремявсечащеутверждаетсякомбинированнаяструктура дефекта,комбинированнаяструктураинвалидностиимножественнаяинвалидность.


Детский аутизм


Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех аутичных детей нарушено развитие коммуникативных и социальных навыков. меняющейсяокружающейсреде,чтоформируетунихстремлениебытьпостояннымивокружающейсредеиобездвиживаетихсобственное поведение.


Дети с ограниченными возможностями значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников и нуждаются в специальных мероприятиях ,компенсирующих их недостатки.


Мыслительная деятельность детей с ОВЗ характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью,инфантильностьюистереотипностьюэлементов,хаотичностью, импульсивностью или замедленностьюмыслительногоповедения,преобладаниеминтуитивныхэлементовмышления, недостаточной форсированностью основных мыслительных операций .


Ребенокиспытываеттрудностикакввыделенииконкретныхдеталейизнесколькихэлементов,так и в их обобщении. При анализе они упускают детали,струдомразличаютсущественныеинесущественныепризнаки,немогутустановитьпричинно-следственные связи.


Восприятие детей с ограниченными возможностями нестабильно и во многом зависит от внешних стимулов .Для детей младшего возраста характерна сниженная скорость перцептивных операций, чтосказываетсянаихуспеваемостивклассе.Сниженнаяэффективностьаверсиинеизбежноприводитк относительной бедности инеадекватнойдифференциации,илирепрезентации,зрительныхобразов.Неадекватныесенсорныерепрезентациизатемограничиваютспособностьквизуальномумышлению,котороеявляетсяосновнымисточникомматериаладля такого мышления. Таким образом, перцептивной информации может привести к усугублению вторичной умственной отсталости.


Внимание младших школьников с ОВЗ характеризуется ограниченным объемом ,отсутствием колебаний ,недостатками переключения и распределения,чрезмернойутомляемостьюинасыщаемостью.Удетейотмечаетсянеустойчивость внимания, неспособность сосредоточиться на существенных признаках ,выраженная зависимость от внешних раздражителей.


Для детей сограниченнымивозможностямихарактернанеспособностьрегулироватьсвоеповедениеспомощьюязыка.Онине всегдаследуюттребованиямсловесныхинструкцийимогутвыполнятьзадания,руководствуясьоднимизтребований,нерассматриваяихвцелом.Детисловесносообщаютовыполненныхдействиях,ноихточность недостаточна .Ребенку может быть легче выполнить действие по инструкции, чем дать словесный отчет определённой работе. Значительные задержки в развитии внутренней речи затрудняют формирование у ребенка способности к само регуляции деятельности.


Эмоциональная незрелость и не устойчивость ,проявляющаяся в эмоциональной импульсивности ,проявляющейся в агрессивности ,конфликтности, грубости, чрезмерной обидчивости и раздражительности, не позволяют детям с ОВЗ успешно адаптироваться в учебной среде.


Вышеперечисленныеособенностидетейсограниченнымивозможностямиприводят к тому, что эти ученики испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.


Образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных и необходимых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.