Психолого-педагогические особенности младших школьников в обучении русскому языку
Прежде чем приступить к рассмотрению творческих заданий, которые используются на уроках русского языка в начальной школе, следует определить и указать основные психолого-педагогические и возрастные особенности обучающихся младшего школьного возраста, которые обязательно следует учитывать при исследовании. Описание и рассмотрение этих особенностей позволит нам определить значимость применения творческих заданий на уроках русского языка с позиции возрастных новообразований (развития внимания, памяти, мышления, воображения).
Многие психологи (Г.С. Абрамова, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) определяют следующие хронологические границы возрастного периода: от 6-7 лет до 10-11 лет.В этом возрасте у детей происходит перестройка всех психических и познавательных процессов, это связано, прежде всего, с поступлением ребенка в школу . Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения. Организация учебной деятельности обеспечивает ребенку овладение обобщенными способами деятельности, несет в себе большие возможности для развития самооценки. Психологи сходятся во мнении, что в младшем школьном возрасте далее закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов, необходимость которых так важна для новой деятельности ребенка – учебной.
Возрастные психологические особенности младшего школьника, по мнению Г.С. Тарасова, включают в себя :
моторную активность;
сенсорно-перцептивную активность (способность и потребность в новых сенсорных впечатлениях, их сохранения и воспроизведения);
интеллектуально-волевую активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективизация и воспроизведение ситуаций, выделение себя из «поля деятельности» и т.д.);
мотивацию и эмоционально-выразительную активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их выявлению, символизации, замещению);
способность к включению всех этих форм психической активности в реальную деятельность, поведение, общение (включая учение и игру) для их эффективного построения, регулирования.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (мышление, интеллект, память, внимание, эмоции, воображение, восприятие и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу и дальнейшем изучении русского языка .
Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении и воображении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения во время использования творческих заданий (сочинение, конструирование предложения, устный рассказ, графический диктант и тому подобные). В рамках учебной деятельности младший школьник усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования – произвольность, содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенно-качественные изменения, как познавательных процессов, так и всей его личности (В.В. Давыдов).
Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения, что уже позволяет говорить об интенсивном развитии творческих способностей и понятийного мышления. К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень – они умеют понимать причинно-следственные связи. И всё-таки образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Учёт указанных возрастных аспектов и новообразований очень тесно связан с организацией учебной работы на уроках русского языка с помощью применения творческих заданий .
Обучение языку в школе – это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь – это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников – одна из главных проблем совершенствования системы развития речи.
Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
обеспечить для них хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.);
создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;
обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;
вести постоянную специальную работу по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;
создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи;
развивать не только речь-говорение, но и аудирование.
Важно учитывать различия устной и письменной речи. Письменная – принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя. Развитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности определяют и новообразования его личности: произвольность действий и поступков, самоконтроль, рефлексию (самооценку своих действий на основе соотнесения с замыслом).
Самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, который проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала является выполнение творческих упражнений и заданий. В процессе выполнения творческих упражнений, учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности, что способствует развитию психических процессов, обучающихся.
Завершая психолого-педагогическую характеристику младшего школьника, считаю необходимым напомнить, что главным новообразованием этого возраста является овладение учебной деятельностью. В современных условиях мы бы отметили и важность формирования основ широкого использования компьютерных средств, развития экологической и экономической его культуры. Об актуальности этих проблем свидетельствует то, что они обсуждаются на международном уровне и реализуются в практической работе с детьми.
Г.А. Цукерман выделяет четыре группы младших школьников, по-разному включенных в учебную деятельность: группа прорыва, резерв группы прорыва, трудолюбивые и не проявившие себя.
Группа прорыва — активные субъекты учебной деятельности, это дети, наиболее ярко раскрывающиеся на тех уроках (вне зависимости от предмета изучения и личности преподавателя), где ставится новая учебная задача, лидирующие в поиске решения. Они азартно обмениваются мнениями, предлагают и проверяют всевозможные догадки и находятся в состоянии счастливого возбуждения, пока не найдут решения. По исходным показателям интеллектуального развития дети данной группы с самого начала значимо превосходят остальных одноклассников. Низкое интеллектуальное развитие (существенно ниже среднего в классе) может оказаться серьезным препятствием для быстрого попадания в группу прорыва, высокое интеллектуальное развитие (существенно выше среднего в классе) является фактором, не столько обеспечивающим, сколько облегчающим попадание в группу прорыва.
Полученные данные показывают, что группа прорыва растет на протяжении первого года обучения (с 40 до 70% учащихся) и остается относительно стабильной во 2 классе.
Группа, названная резервом группы прорыва, во многом напоминает первую категорию, но отличается от нее одним важным признаком. Эти дети обнаруживают все признаки вовлеченности и увлеченности решением учебных задач лишь в одном из учебных предметов.
Группа трудолюбивых учеников проявляет наивысшую активность и усердие не на этапе постановки учебной задачи и поиска способа действия, а на этапе отработки, упражнения в уже найденном методе.
Группа не проявивших себя чрезвычайно разнородна, она неустойчива и противоречива.
Г.А. Цукерман установлены эмоционально-личностные характеристики ребенка, определяющие его как субъекта учебной деятельности. Это:
а) появление у ребенка наряду с познавательной направленностью первых признаков направленности на самоизменение, способности ставить задачи самоизменения;
б) рефлексивная, слегка заниженная самооценка, задающая следующую формулу детского поведения: Я не знаю, получится ли у меня, но рискну попробовать!;
в) рефлексия не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной сфере (понимание эмоциональных последствий поступка), а также в коммуникации и кооперации (развитие обращенного действия, учитывающего иную позицию партнера).
То есть на самых начальных этапах организации учебной деятельности учить себя с помощью учителя, стать субъектами коллективно распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна минимальная помощь взрослых. Однако, когда в классе уже начал складываться коллективный субъект учебной деятельности, в него могут включаться и другие дети. Включение тем успешнее, чем полнее учитель обеспечит условия для развития тех особенностей самосознания, которые обеспечивают самостоятельную постановку задач самоизменения.
Младший школьный возраст является одним из наиболее сензитивных периодов детства в связи с резкой перестройкой реактивности, изменением физиологического равновесия в организме, т.е. имеются благоприятные условия, как для развития, так и для воздействия патогенных факторов. Начало обучения в школе совпадает с одним из критических периодов развития - кризисом 7 лет. По мнению нейропсихолога И.А. Скворцова, важнейшей чертой критических периодов развития является не только развитие приоритетных функций, но и, как правило, некоторая декомпенсация других функций, не только относящихся к той же сфере, что и приоритетные функции, но и относительно далёких от неё: приоритетно развивающиеся функции как бы временно, заимствуют резервы у других функциональных систем.
Также он указывает, что в критические периоды программа развития мозга и его функций реализуется лишь при обеспечении адекватных средовых воздействий и отсутствии препятствующих факторов при условии правильного и своевременного развития на предыдущих этапах. Формирование психики ребёнка непосредственно связано с темпами роста и созревания мозга.
Изучение литературы по психолого - педагогическим, педагогическим и психофизиологическим аспектам интеллектуальной продуктивности вообще и младших школьников в частности показал, что интеллектуальная продуктивность младшего школьника и его творческая активность является показателем уровня развития познавательных функциональных систем, обеспечивающих успешность обучения ребёнка и качественную особенность умственной деятельности, зависящей от уровня функциональной зрелости его центральной нервной системы, общих способностей, активности к саморегуляции.
Напомним, что в педагогических исследованиях и психологических трудах творческий характер деятельности расценивается высшим уровнем приложения всех индивидуальных сил и возможностей учащихся. Поэтому в учебном процессе всё должно сводиться к приложению индивидуальных сил учащихся, развивая основы творческой деятельности, развитию индивида. Младший школьник с желанием приобщается к творческой деятельности, раскрывает свои возможности.
Младший школьный возраст- наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализация за счёт расширения круга общения, вхождение ребёнка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; свобода, воображения и фантазии, потребность в игровой деятельности, потребность в оценке взрослого человека; эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям и др.
Деятельность - это основная форма проявления активности, её социального назначения. Высокая умственная активность обнаруживается, в частности, в лёгкости возникновения новых ходов мысли, в домыслах, необычных суждениях.
Младшие школьники находятся на этапе первичного активного определения своей позиции по отношению к учебной деятельности, к условиям учебной ситуации. Основными проявлениями первичного самоопределения выступают: сформированность отдельных компонентов учебной деятельности и особенности восприятия младшими школьниками учебной ситуации (учителя, себя, взаимодействия с учителем, одноклассниками ). Младший школьный возраст является критическим для дальнейшего обучения в школе. «Детство - важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная , неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - говорил В.А. Сухомлинский.
Свой взгляд на школу как на место, где не только обучают, готовят к будущей жизни, но и просто живут, высказывали ряд видных педагогов, такие, как Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюн, К.Д. Ушинский. Последний писал: Педагоги часто забывали, что ребёнок не только готовится жить, но и что он уже живёт, и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности». Разделяя точку зрения великих педагогов, мы считаем, что детство- важный период в жизни каждого ребёнка и мы, взрослые, должны с уважением и вниманием относиться к этому периоду жизни детей.
Особое место в периоде детства занимает младший школьный возраст. Значимость его трудно переоценить, так как именно в это время закладываются духовно- нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения между ребёнком и окружающим миром, формируются основы поведения. В этот период происходит формирование таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, т.е. способность самого ребёнка задумываться и осознавать своё «Я».Новый уровень самосознания принято называть «внутренней позицией», которая предоставляет осознание отношения к себе, событиям, делам, её можно выразить словами и поступками, она определяет собой начало индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Это проявляется в том, что в сознании младшего школьника выделяется система ценностей, которым он следует.
Деятельность и младший школьник - тесно связанные между собой понятия. В деятельности ребёнок осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития. Он наследует опыт прошлого, все достояния природы и общественной жизни. Одновременно с этим он «достраивает» этот предметный мир, переделывает природу, общественную жизнь. В этой сложной преобразующей деятельности человек обретает себя. В деятельности школьник выступает как субъект, как активный носитель своей социальной сущности, как творец, как деятель. Обучение станет творческим процессом и для учащихся и для учителя, если оно самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих детей. Активная позиция в учении, превращении его в личностно значимое событие возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где ученик вместе с учителем будут в определённом смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые сами строят.
Говоря, что школьник – это «человек общественный», мы не забываем о том, что не заполняет и не может заполнить всю жизнь ребенка. Конечно, он играет, он занимается (и все больше) посильным трудом, он творит (рисует, поет, танцует), начинает проявлять себя в спорте. Но все-таки эти виды деятельности младшего школьника подчинены учению; можно сказать, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте – ведущая.
Напомним, что под ведущей деятельностью в детской психологии понимается главная деятельность ребенка на том или ином этапе его развития – именно в русле и в рамках этой деятельности у него складываются основные качества личности и основные психические процессы, характерные для данного возраста. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Дело в том, что к 6-7-летнему возрасту наши дети мало-помалу начинают осознавать себя еще не взрослыми, а именно детьми, которым, для того, чтобы стать взрослыми, надо еще многому учиться. Если дети младшего дошкольного возраста считают себя уже большими и от них часто можно слышать «я уже большой», то во второй половине дошкольного возраста, а особенно к концу его дети, наоборот, часто говорят «я этого не умею», «я еще маленький». Как это не парадоксально звучит, но именно осознание себя маленьким и неумеющим составляет важную предпосылку возникновения у ребенка готовности к школе. В этот период у него возникает потребность в такой деятельности, которая была бы в глазах людей значимой, важной, ценимой.
Именно на этой основе у ребенка появляется стремление учиться в школе, желание стать школьником, занять в жизни новую позицию. Возникновение этой новой потребности – показатель конца периода дошкольного детства и вместе с тем предпосылка для перехода к новому периоду развития и начала школьного обучения.
По мере того, как младший школьник овладевает учебной деятельностью, у него пробуждаются и формируются новые важные качества психики. Работа под руководством учителя, жизнь в коллективе учеников, необходимость подчинять свое поведение определенным требованиям приводят к тому, что у ребенка развивается произвольность как особое качество психических процессов.
Далее в ходе учение постоянное требуется умение анализировать собственные действия, оценивать их, успешны ли они были, удалось ли с их помощью решить поставленную задачу, достичь цели? Такое умение особенно важно для младшего школьника. Оно лежит в основе формирования рефлексии, «обращенности на себя» - одного из важнейших качеств, без которых невозможно теоретическое мышление.
Развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии – всего того, что психологи называют новообразованиями младшего школьного возраста – как бы новым светом освещает основные психические процессы ребенка: его восприятие и внимание, воображение, память, мышление. Развитие этих психических процессов проходит под знаком роста и произвольности, управляемости, осознанности. В младшем школьном возрасте развивается и существенно обогащается воображение детей; этому способствует учение, расширение отношений с одноклассниками и взрослыми.
Развитие воображение происходит в тесной связи с другими познавательными процессами, и в первую очередь с восприятием и мышлением – ведь воображение ставится на службу решения именно познавательных задач.
Развитие памяти у младших школьников достигает уже довольно высокого уровня. Задача запомнить и затем воспроизвести материал становится важной сама по себе. Теперь ребенок должен запоминать все, что дает учитель, независимо от того, интересно ему это или нет. Следовательно, теперь ребенок должен иначе, целенаправленно пользоваться памятью. В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление – ты функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. У школьников складываются: внутренний план действий (действия «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия)». Чтобы малыш быстрее освоился в школе, привык к ней, для него составлены правила поведения, которые условно можно разделить на три группы – правила поведения в школе, дома, в других общественных местах.
Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников.
Характерная потребность ребят этого возраста – жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления.
Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен – тут и волнения, обида и радость, возникающая в общении со сверстниками, моральные переживания. Младшие школьники лучше осознают нравственные требования к действиям и поведению людей; у них возникают добрые порывы: помочь больному, пожалеть раненое животное и т.д.
Нами уже было сказано, что школьник в деятельности выступает как субъект, как активный носитель своей социальной сущности, как творец, как деятель. Обучение на данном этапе обязательно должно носить творческий характер. Активная позиция в учении, превращение его в личностно значимое событие возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний»; где ученик вместе с учителем будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые сами строят. Для этого нужно, чтобы обучение сводилось к постановке и решению системы творческих задач. Проблематичность предмета и поиск возможных методов его раскрытия делают обучение особым исследовательским процессом, в результате которого происходит добывание знаний. Таким образом, можно утверждать, что в годы пребывания ребенка в младших классах происходят глубокие изменения его потребностей и интересов. В их характере, особенностях и направленности можно увидеть качества личности ребенка, в значительной мере уже сложившиеся и требующие либо укрепления, либо преодоления. Также важно отметить, что младший школьный возраст является благоприятным для развития его творческих способностей, реализации творческих возможностей. Именно в этом возрасте происходит становление ребенка как личности, повышается его потенциал.
Итак, младший школьный возраст является первоначальным этапом, с одной стороны, актуализации процесса самореализации, с другой – формирование самореализации в учебной деятельности. В генезисе барьеров развития субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности начинают формироваться и проявляться способности и возможности ребенка. Смысл учебно-познавательной деятельности находится на стадии первичного формирования. В овладении учебной деятельностью в этом возрасте постепенно начинает доминировать тенденция «надо».
Таким образом, у младшего школьника формируется готовность к выработке таких требований к самому себе, без которых невозможно в будущем эффективное осуществление учебно-познавательной деятельности.
В работах отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина) убедительно доказано, что в психическом развитии детей 7-10 лет ведущую роль играет учебная деятельность, как целенаправленный процесс. Согласно психологической теории деятельности, различные виды ее проявления являются основой психического развития.
Деятельность и младший школьник – тесно связанные между собой понятия. В деятельности ребенок выступает как субъект, как активный носитель своей социальной сущности, как творец, как деятель.