УДК
О. Г. Миняйленко
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается структура художественно-образного мышления: компоненты, психические процессы, их возрастные изменения у младших подростков, а также психолого-педагогические условия для развития данного мышления.
Ключевые слова: художественно-образное мышление, его компоненты, психические процессы, школьники младшего подросткового возраста.
O. G. Menyailenko
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS
FOR THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC IMAGERY
THINKING OF PUPILS EARLY TEEN AGE
Summary. The article discusses the structure of artistic imagery thinking: the components, mental processes, their age-related changes in younger adolescents and psycho-pedagogical conditions for the development of this thinking.
Keywords: artistic imagery thinking, components of artistic imagery thinking, mental processes, pupils in their early teenage years.
Художественно-образное мышление связано с творческими способностями человека, а также с формированием системы ценностей, что является актуальным именно для школьников младшего подросткового возраста. Развитие художественно-образного мышления человека происходит в процессе последовательной работы и накопления жизненного опыта. Изобразительное искусство является предметом в современной школе, направленным на поиск художественно-творческих решений и общеинтеллектуальное развитие детей.
Художественно-образное мышление является сложным психическим действием, включающим в себя процесс познания действительности, с одной стороны, и личностное отражение своих представлений о ней на основе изобразительных знаний, умений и навыков, с другой стороны.
Художественно-образное мышление развивается на основе таких психических процессов и компонентов мышления, как творческое восприятие, воображение, логичность, креативность, синестезия, память, эмпатия, анализ и сопоставление, наличие личностно значимого стимула, обусловливающего позитивную мотивацию и динамику образного мышления, сензитивность, ассоциативность, волевые операции.
Процесс создания художественного образа начинается со зрительного восприятия, и, чем больше багаж впечатлений и представлений об объекте, тем более выразительным будет его изображение. Е. В. Шорохов [9, 6], исследуя эту проблему, указывает, что «основой для создания художественных образов в процессе изобразительной деятельности являются зрительные образы, которые создаются во время активного познания реальной действительности», в результате чего происходит не просто копирование, а преобразование зрительных образов в художественные.
Л. Г. Медведев и А. В. Голосай особо подчёркивают значение этапа вербализации в процессе создания художественного образа, обеспечивающего «целенаправленность и последовательность изобразительных действий» [4, 229]. Выделяют две категории образов: непостоянные (быстро возникающие и исчезающие) и более глубокие и устойчивые, которые «формируются постепенно, опираясь на анализ при изучении окружающей жизни» [8, 43-44].
Важную роль в познании внешнего мира играют зрительные образы. Пространственные представления школьника развиваются в процессе наблюдения – целенаправленного восприятия для выявления характерных признаков воспринимаемого предмета. Создание художественного образа проходит через этапы наблюдения, изучения и переработки особенностей строения объекта изображения, практического выражения его на плоскости с помощью выразительных средств изобразительного искусства с целью реалистически точного или условного отображения.
Объекты действительности с помощью органов чувств воспринимаются человеком через ощущения и отражаются в его сознании. Ощущения – первая ступень психического отражения окружающей действительности, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений в результате непосредственного воздействия раздражителей. Прием и переосмысление человеком поступившей с помощью органов чувств информации о воспринимаемом объекте завершается появлением образов предметов и явлений. Данный процесс называется восприятием. В отличие от ощущения, при восприятии у человека создаётся целостный образ предмета или явления.
Н. Н. Волков, исследуя проблему восприятия с психолого-педагогической позиции, называл её «стержневой, центральной в обучении» изобразительной деятельности [2,18]. Он установил, что восприятие должно быть осознано, так как «осмысленному восприятию отвечает осмысленное представление. Чем полнее осмысленна вещь в восприятии; тем; полнее и богаче её представление» [2, 18]. Как отмечалось выше, осознанное восприятие образа осуществляется через этап вербализации, словесной установки.
На основе образов ощущений и восприятия (наглядно-зрительные образы) возникают представления (наглядно-мысленные образы предметов или явлений, которые были восприняты ранее).
Образы представления являются основой для формирования образов воображения, представляющих собой форму отражения образов на основе ранее сформированных представлений. Образы представления также могут переходить в понятия. Воображение часто возникает из проблемной ситуации, является познавательным процессом, в котором опосредствовано отражается действительность и ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта. В отличие от мышления, опирающегося на понятия и суждения, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений [3, 190]. Таким образом, воображение представляет собой процесс создания нового в форме образа или идеи. Воображение может быть активным и пассивным, воссоздающим и творческим.
На смену образам восприятия приходят процессы и образы памяти, которые хранятся в сознании человека более длительное время и могут актуализироваться в нужный момент. Память – это отражение прошлого опыта подростка. Процессы памяти у детей 10-12 лет реализуются через ассоциации – временные нервные связи в коре головного мозга, отражающие связи предметов и явлений действительности. Ассоциативное мышление младших подростков имеет конкретный, опосредованный характер.
В изобразительной деятельности активно развивается воображение ребёнка. Воссоздающее воображение появляется при восприятии различных произведений искусства, в процессе анализа образов, ученик предполагает сюжет или формулирует основную идею произведения. Творческое воображение проявляется при создании уникальных художественных произведений, воплощаясь в самостоятельном художественном продукте, представляющем новые образы, которые вырабатываются зачастую в процессе создания множества разнообразных вариантов. Именно такой подход к определению творческого воображения можно увидеть в работах педагогов А. А. Басова, И. М. Рязанцева, Н. Д. Шумилина.
Воссоздающее воображение, также как и творческое может опираться на множество вариантов при восприятии, понимании и интерпретации художественных произведений, но отличается от творческого, тем, что оно реализуется в границах, определённых автором (А. А. Мелик-Пашаев [5], Е. М. Торшилова [7]).
Воображение активно развивается в процессе художественной стилизации, которая основана на видоизменении и переработке начального образа «с помощью ряда условных приемов изменения формы с целью выявления декоративных качеств» [6, 129]. По мнению М. В. Соколова, процесс стилизации сопровождается не просто изменением, а обобщением художественного образа, которое происходит на основе выделения отдельных качеств (изобразительное обобщение), либо на основе абстрагирования и ассоциативных связей (эмоциональное обобщение) [6, 129].
Одним из важных компонентов художественно-образного мышления младшего подростка являются операции логики и критики, развитию которых следует, по мнению В. Ю. Борисова [1], уделять большое внимание. Это связано с тем, что данный возраст является переходным этапом, в котором происходит смена преобладающего типа мышления: от образно-чувственного в 1-4 классах к абстрактно-логическому в 5-9 классах. Поэтому в обучении детей 10-12 лет особо следует обратить внимание на формирование осознанности, критичности мышления через совместное обсуждение путей решения задач (высказывание мнения и его доказательство), через активизацию методов логического мышления (сравнение, анализ, обобщение), направленных на выявление общего и особенного в изучаемых явлениях, на конкретизации и типизации черт.
Операции логики и критики в структуре художественно-образного мышления укрепляют алгоритм создания причинно-следственных связей (логика сюжетной композиции, соответствие созданного образа задуманному и т. д.), осуществить процесс вербализации, т.е. сделать более осознанным процесс перевода художественного образа из уровня замысла в уровень воплощения через практические навыки, знания и умения, способствуют формированию навыка самоанализа и самоконтроля.
В. Ю. Борисов предлагает для развития художественно-образного мышления младших подростков создание следующих педагогических условий: применение на занятиях концепции проблемного обучения при использовании таких форм работы тематическое рисование, рисование с натуры и беседы об искусстве; создание творческой, эмоционально-насыщенной атмосферы на уроке; использование разнообразных типов уроков, ИКТ-средств; применение принципов последовательности и систематичности в обучении с учётом индивидуальных особенностей детей.
Исследователи отмечают, что для развития художественно-образного мышления подростков особое значение имеет «высокий уровень развития образного мышления педагога и его способность создавать художественные образы» [1]. О большой роли педагога пишет также Л. Ю. Кошелева [10]. По её мнению, развитием художественно-образного мышления детей может заниматься педагог, достигший высокого уровня в восприятии окружающего мира и создании художественных образов.
Поскольку художественный образ содержит три компонента (замысел, воплощение и восприятие), полнота его воплощения в работах учеников 4-6 классов определяется не только их восприятием действительности, осмыслением и изображением объектов действительности, но и восприятием зрителя. Часто воплощение образа несовершенно и не может передать глубину замысла младшего подростка, поэтому он воспринимается зрителем неоднозначно и с большой потерей смысла. Исследователи отмечают, что причиной этого является «слабый уровень владения средствами художественной выразительности, не позволивший полностью передать задуманное юным художником» [1,178]. Подросток ощущает неудовлетворённость результатом, что в свою очередь приводит к снижению мотивации к проявлению себя в изобразительной деятельности. Недостаток базовых навыков приводит к кризису и может закончиться полной потерей интереса к изобразительному искусству. Именно поэтому необходимо, на наш взгляд, развивать художественно-образное мышление на основе наблюдения объектов изображения и рисования с натуры.
Формированию базовых навыков способствует освоение учащимися художественной грамоты: графических, живописных, композиционных, декоративных. При этом в художественном творчестве подростка необходимо гармонично сочетать формирование специальных навыков и умений с выработкой духовно-нравственных критериев и развитием образного мышления. Именно такой подход положен в основу школьных программ по предмету «изобразительное искусство», основанных на принципах академической школы.
Таким образом, проблема развития художественно-образного мышления школьников 4-6 классов обусловлена сменой ведущего типа мышления в подростковом возрасте от образно-чувственного к абстрактно-логическому, что приводит к кризису в изобразительной деятельности, основанной на гармоничном сочетании чувственного и рационального начал. Для преодоления данного кризиса необходимо применять определённые педагогические условия, направленные, с одной стороны на активизацию всех этапов познания окружающего мира от ощущения до представления и воображения, с другой стороны, на формирование и совершенствование навыков, знаний и умений изобразительной деятельности. Общим в различных подходах к развитию художественно-образного мышления школьников являются такие формы работы на уроке как рисование с натуры и рефлексия в восприятии ученических работ, а также произведений мировой классики. Большое значение для развития художественно-образного мышления школьников имеет также творческая личность учителя.
Научный руководитель - доктор пед. наук, зав. кафедры ДПИ
М. В. Соколов
Список литературы
Борисов, В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников в 4-5 классах / В. Ю. Борисов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 125. – С. 176-189.
Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. – М.: АПН РСФСР, 1950. – 507 с.
Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
Медведев, Л. Г., Голосай, А.В. Развитие профессиональных умений рисования портрета / Л. Г. Медведев, А. В. Голосай // Омский научный вестник. – 2012. – № 2 (106). – Омск, с. 229 – 230.
Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. – М., 1981. – 96 с.
Соколов М. В., Соколова М. С. «Декоративно-прикладное искусство: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и черчение» / М. В. Соколов, М. С. Соколова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.
Эстетическое мировосприятие детей и подростков: тестирование и результаты / Е. М. Торшилова// Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп: сборник научных статей/ под ред. Е. М. Торшиловой. – М.: ООО «Петрогрупп», 2007. – с. 5-30.
Шмелев, Д. Н. Слово и образ / Д. Н. Шмелев. – М.: Наука, 1964.
Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция. / Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: межвузовский сборник научных трудов. – М.: Прометей, 1995. – с. 5-11.
Кошелева, Л. Ю. Развитие художественно-образного мышления студентов средствами изобразительной деятельности [Электронный ресурс] / Л. Ю. Кошелева// Мир науки, культуры, образования: сборник научных статей. – № 6 (37). – 2012. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-studentov-sredstvami-izobrazitelnoy-deyatelnosti.