Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия формирования профессиональных навыков»
Педагогические условия формирования профессиональной компетентности объединяют в следующие группы: мотивационно-ценностные, содержательно-целевые, поисково-творческие, организационно-деятельностные и другие условия, активизирующие познавательную деятельность студентов. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции медицинских специалистов — это совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в медицинском колледже, от которых зависит процесс адаптации выпускников к профессиональной деятельности, учитывая при этом организацию образовательного процесса.
Рассмотрим психолого-педагогические условия формирования профессиональных навыков медицинских специалистов:
мотивационно-ценностные условия включают формирование потребности к освоению, осуществлению и творческому преобразованию своей профессиональной деятельности;
содержательно-целевые условия ориентируют на использование активных методов и интенсивных форм обучения; формирование клинического мышления путем наглядного моделирования исследуемых процессов посредством симуляционного обучения; алгоритмизацию учебно-познавательной деятельности;
организационно-деятельностные условия – это эффективная деятельность преподавателя, предусматривающая предварительную подготовку к внедрению симуляционного обучения, владение методикой информационной технологии обучения с применением симуляционного обучения, умение применять методы проблемного обучения с использованием симуляционного обучения; оптимальное сочетание дидактических возможностей симуляционного обучения с этапами учебно-познавательной деятельности;
поисково-творческие условия направлены на результат обучения, формирование умений самостоятельно проводить образовательную и поисковую деятельность с использованием симуляционного обучения.
Важными условиями, активизирующими познавательной деятельности студентов принято считать следующие: рефлексивные (овладение четкостью и последовательностью выполняемых операций, развитие навыков самоконтроля и др.); обеспечение возможности самостоятельного управления клинической ситуацией, выбор режима учебной деятельности и т.д.
С целью закрепления необходимых практических умений, доведения их до автоматизма, обучению организовывать, корректировать и анализировать свою профессиональную деятельность в системе отечественного здравоохранения появились фантомы, муляжи, модели, тренажеры, виртуальные симуляторы и другие технические средства обучения, позволяющие моделировать процессы и различные ситуации в деятельности медицинских работников. Данные имитационные средства обучения позволяют моделировать процессы и клинические ситуации профессиональной деятельности медицинских работников.
Таким образом, соблюдение рассмотренных психолого-педагогических условий поможет обеспечить наиболее полное раскрытие возможностей применения замещающего симуляционного обучения в учебном процессе медицинского колледжа, что окажет положительное влияние на формирование профессиональных компетенций медицинских специалистов.