Психологические параметры школьного статуса ребенка | Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик |
Познавательная сфера |
Произвольность психических процессов | Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче. |
Уровень развития мышления | Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями. |
Сформированность важнейших учебных действий | Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация). Систематизация знаний, перенос учебных навыков. |
Уровень развития речи | Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к ученику. Использование речи как инструмента общения (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи. |
Уровень развития мелкой моторики | Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда. |
Умственная работоспособность и темп умственной деятельности | Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в стабильном темпе. |
Коммуникативная сфера |
Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом. |
Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. |
Активность и автономность поведения | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
Особенности мотивационно-личностной сферы |
Наличие и характер учебной мотивации | Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного к дополнительным источникам знаний. |
Устойчивое эмоциональное состояние в школе | Отсутствие выраженных противоречий между: -требованиями школы (педагога) и родителей; -требованиями взрослых и возможностями ребенка. |
Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей. |
Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами. |
Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя». |
Отношение к себе | Устойчивая положительная самооценка. |