СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предствлена модель логопедического сопровождения детей с ОВЗ, имеющих ЗПР, апробированная в школе № 3 г. Рыбинска. Модель включает в себя задачи, направления и формы работы, методы сопровождения, методы отслеживания результатов.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение

детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

на ступени начального общего образования


Зверева А.В. учитель-логопед

г. Рыбинск Ярославской области


При разработке модели психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей мы понимали, что система внутришкольного взаимодействия подразумевает большое количество субъектов, оказывающих влияние на ребёнка. Только при согласованном взаимодействии всех участников образовательного процесса можно реализовать образовательную программу школы.

При осуществлении психолого-педагогического и логопедического сопровождения отвечаем на следующие вопросы:

  • КАКОЙ? (Какой ребёнок поступил в образовательное учреждение: состояние физического, психического развития)

  • ЧТО? (Что необходимо предпринять для формирования у школьников универсальных учебных действий?)

  • КТО? (Кто будет осуществлять сопровождение?)

  • КАК? (Как будет осуществляться сопровождение, – какими формами?)

  • КАКОЕ? (Какое содержание будет иметь сопровождение?)

  • КОГДА? (Когда во временном пространстве будет выстраиваться сопровождение?)

  • КАКИМ ОБРАЗОМ? (Каким образом будет продолжено сопровождение и будут отслеживаться его результаты?)

Рассмотрим подробнее систему осуществления психолого-педагогического и логопедического сопровождения обучающихся начальной школы:





вопрос

формы деятельности

субъекты сопровождения

материалы, разработанные в образовательном учреждении

Какой?

Первичная диагностика психомоторного развития ребёнка, изучение документов ребёнка, беседы с родителями (лицами, их заменяющими)

Психолог, логопед, учитель начальных классов

Пакет диагностических методик психологического и логопедического сопровождения

Что?

Разработка индивидуальных маршрутов (программ) сопровождения обучающихся (оформление сетевых графов) на заседании психолого-педагогического консилиума

Психолог, логопед, учитель начальных классов, социальный педагог, заместитель директора по УВР

Индивидуальные маршруты обучающихся общеобразовательных и специальных (коррекционных) классов VII вида, протоколы психолого-педагогического консилиума

Кто?

Определение функций педагогов, сопровождающих ребёнка, координирующей функции заместителя директора по УВР

Психолог, логопед, учитель начальных классов, социальный педагог, заместитель директора по УВР

Должностные инструкции заместителя директора по УВР, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя, социального педагога


В средней общеобразовательной школе № 3 г.Рыбинска Ярославской области организуется психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение обучающихся, которое является обязательным условием реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Нами были изучены и проанализированы работы следующих авторов: Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В., Мастюковой Е.М., Мазановой, Меттус Е.В., Волковой Л.С., Антонышевой А.Л., Филичевой Т.Б., Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Коневой Е.В., Пережигиной Н.В., Битяновой М.Р., Резниченко М.Ю., Солондаева В.К., Локаловой Н.П., Кругловой Н.Ф..

В словаре русского языка можно прочитать: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-то в качестве спутника или провожатого. Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

Служба сопровождения - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических и логопедических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к постоянно меняющимся условиям общества.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Сопровождение рассматривается как целостная деятельность, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его развития в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребёнка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личного роста каждого школьника. Используются методы педагогической и психологической диагностики.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом и речевом развитии. Данное направление ориентировано на тех школьников, у которых выявлены проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, в психическом самочувствии. Для оказания психолого-педагогической и логопедической помощи таким детям нами предложена система конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.

Принципы психолого-педагогического и логопедического сопровождения:

1. Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства обучающихся.
2. Соблюдение интересов ребенка, которые реализуются на всех этапах работы, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута.

3. Комплексное изучение ребенка.

4. Целостное изучение ребенка.

Изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями.

5. Структурно-динамическое изучение ребенка.

Оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций.

6. Координированность коррекционно-развивающей работы.

Четкое распределение и согласованность действий специалистов.

В данной работе представлено только логопедическое сопровождение обучающихся.


Блок II. Логопедическое сопровождение обучающихся

Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Речевые нарушения, встречающиеся у детей с ОВЗ со смешанным специфическим нарушением психического развития, являются серьезным препятствием в овладении ими чтением и письмом, а позднее - в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.

Главной задачей логопедического сопровождения является обеспечение дифференцированного подхода к детям, имеющим определенные проблемы, мотивирование обучающихся на коррекцию и развитие речи для успешного овладения знаниями, умениями и навыками коррекционной программы и основных предметов школьного цикла.

Направления деятельности учителя - логопеда:

  • Информационно-аналитическая деятельность включает сбор информации и анализ.

  • Контрольно-диагностическая включает диагностику и контроль.

  • Организационная - мотивацию, исполнение и координацию.

  • Планово-прогностическая - прогноз и план действий.

  • Регулятивно-корректировочная - регулирование и корректировку.



Направления сопровождающей работы учителя - логопеда

  1. Углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся. Для диагностики используется модифицированная методика Т.А Фотековой, Т. В. Ахутиной, Е. В. Мазановой, адаптированная для детей специальных (коррекционных) классов VII вида.

В методике заложена унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала с количественной формой выражения. Диагностические методики с количественно-качественной обработкой результатов позволяют проводить: анализ результатов работы, оценку динамики в коррекции, оценку качества логопедической помощи, сопоставление результатов обследования (статистические данные), дальнейшую корректировку логопедической помощи.

Речевое нарушение может быть первичным (алалия, дизартрия) и осложненное смешанным специфическим расстройством психического развития. Но чаще нарушение психического развития бывает первичным и это влечет за собой недоразвитие речи системного характера.

В течение учебного года проводятся наблюдения  за  динамикой речевых нарушений, за влиянием определенных ме­тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребенка. Три раза в год проводится мониторинг результатов первичной, промежуточной и заключительной диагностики устной и письменной речи.

  1. Анализ сопровождающей документации.

  2. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися осуществляется по Программам по логопедии для работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ (разработанные учителями - логопедами г. Рыбинска Ярославской области Антонышевой А.Л., Севрюгиной А.В., Калининой Е.Л.)

Программы по логопедии для работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ изменены и адаптированы нами для лиц с ОВЗ, имеющих ЗПР и обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида и содействуют обеспечению уровня подготовки учащихся 1 ступени в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Коррекционная работа проходит в форме индивидуальных и групповых логопедических занятий. Содержание занятий направлено на предупреждение и преодоление нарушений устной и письменной речи.

Коррекционная работа проводится на трех уровнях: фонетическом, лексическом и синтаксическом.

Циклограмма процесса логопедического сопровождения может выглядеть следующим образом.




Циклограмма логопедического сопровождения обучающихся

Направление работы

Задачи

Формы деятельности

Итоговые события

Первичная диагностика речевого развития школьников (до 15 сентября).

  • Уточнение структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи;

  • Выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;

  • Построение системы индивидуальной коррекционной работы;

  • Комплектование групп на основе общности структуры нарушений речи.


  • Сбор анамнестических данных и изучение педагогической документации;

  • Углубленное речевое обследование;

  • Анализ письменных работ (2 -4 класс). Беседа с родителями.


  • Заседание психолого-педагогического консилиума (решение об оказании ребёнку психолого-педагогической, логопедической помощи, определение индивидуальных маршрутов обучающихся);

  • Индивидуальные консультации для родителей по организации образовательного процесса;

  • Заполнение индивидуальных речевых карт;

  • Определение направлений развивающей и коррекционной работы;

  • Формирование логопедических групп;

  • Заполнение дневников наблюдений.

Организация логопедических занятий 1 СКК

(сентябрь-май).









  • Развитие звуковой стороны речи;

  • Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

  • Коррекция дефектов произношения;

  • Профилактика нарушений письменной речи школьников;

  • Формирование практических навыков словообразования и словоизменения;

  • Воспитание умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных семантических структур.

  • Групповые и индивидуальные занятия по определенной образовательной коррекционной программе;

  • Комплекс артикуляционных упражнений;

  • Выполнение домашних заданий с родителями при консультативной поддержке специалистов;


  • Методическое совещание педагогов класса (знакомство с рекомендациями по индивидуальному подходу к школьникам в процессе обучения);

  • Индивидуальные консультации для педагогов и родителей обучающихся по разработке форм и методов оказания помощи ребенку;

  • Внесение корректив в план развивающей и коррекционной работы.

Организация логопедических занятий 2 СКК

(сентябрь-май).


  • Формирование функций звукового и слогового анализа и синтеза;

  • Развитие фонематических процессов;

  • Формирование функций языкового анализа и синтеза;

  • Развитие лексико-грамматического строя речи;

  • Групповые и индивидуальные занятия по устранению различных нарушений речи и преодолению обусловленной ими неуспеваемостью по русскому языку;

  • Совместная работа учителя и логопеда по усвоению навыков грамотного письма.

  • Посещение уроков в целях выработки единой направленности в работе логопеда и учителя с учащимися, имеющими нарушения речи;

  • Проведение среди учителей и родителей учащихся пропаганду логопедических знаний по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи;

  • Внесение корректив в план развивающей и коррекционной работы.


Организация логопедических занятий 3 – 4 СКК

(сентябрь-май).


  • Обогащение словарного запаса;

  • Развития умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

  • Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического строя речи;

  • Обогащение фразовой речи путем ознакомления с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии, синтаксических конструкций;

  • Развитие навыков построения связного высказывания.

  • Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе;

  • Совместная работа учителя и логопеда по усвоению навыков грамотного письма.

  • Участие в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов;

  • Индивидуальные консультации для педагогов и родителей;

  • Внесение корректив в план развивающей и коррекционной работы;

  • Осуществление взаимодействия с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

Промежуточная и заключительная диагностика речевого развития (декабрь, май)

  • Отслеживание динамики сформированности навыков устной и письменной речи;

  • Анализ работы, проведенной в течение года, осмысление результатов.

  • Беседы с педагогами, работающими в классе;

  • Проведение контрольных работ по русскому языку;

  • Составление мониторинга заключительной диагностики устной и письменной речи;

  • Сравнительный анализ результатов первичной, промежуточной и заключительной диагностики устной речи учащихся.

  • Оформление результатов диагностики;

  • Заседание психолого-педагогического консилиума;

  • Определение направлений развивающей и коррекционной работы на следующий учебный год;

  • Индивидуальные консультации для учителей и родителей обучающихся;

  • Разработка рекомендаций по организации образовательного процесса с конкретным ребенком;

  • Годовой анализ работы логопеда.



Блок V. Результативность логопедического сопровождения обучающихся.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся средней школы № 3 г.Рыбинска Ярославской области осуществляется на протяжении десяти лет. В связи с новыми требованиями, выдвинутыми при введении стандартов второго поколения, оно претерпело изменения.

Результат 1. Определен психолого-педагогический статус ребенка, в том числе уточнён его образовательный маршрут (на примере сопровождения ребенка с ОВЗ с 1-го по 4-ый класс):

На основе психодиагностического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья определяется оптимальный педагогический маршрут школьников, в нем учитываются личностные особенности обучающихся, рекомендации ПМПК.

Каждый учебный год проектируется маршрут развития обучающегося. Определённому направлению коррекционной работы соответствует свой цвет. В узлах отражены номера коррекционных программ.


Программы коррекционно-развивающих занятий по психологии

  1. Формирование произвольной регуляции деятельности

  2. Формирование пространственно-временных представлений

  3. Развитие логического мышления

  4. Развитие мелкой моторики рук

Коррекционные программы по логопедии.

5. Коррекция недоразвития речи системного характера при ЗПР(1 класс)

6. Коррекция нарушения письма, обусловленного недоразвитием речи системного характера при ЗПР (2 класс).

7. Коррекция нарушения письма, обусловленного лексико-грамматическим недоразвитием речи (3-4 класс).








Индивидуальный маршрут развития Ивана М., ученика 1 СКК

1



3

2



4

2009

2010

5







И

1



3

2

ндивидуальный маршрут развития Ивана М., ученика 2СКК

_ _

2010

2011

6









Индивидуальный маршрут развития Ивана М., ученика 3СКК

3



2

2011

2012

7







И

3

ндивидуальный маршрут развития Ивана М., ученика 4СКК

2013



2012

7





Из приведённого примера можно увидеть динамику развития обучающегося и определить индивидуальную программу развития на предстоящий учебный год. Такие карты наблюдений созданы на всех обучающихся школы с ОВЗ.

Образец оформления индивидуальной карты развития ребенка См. Приложение 1.

Результат 2. Созданы психолого-педагогические условия для развития обучающихся, оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении. Разработана и действует система психолого-педагогического и логопедического сопровождения обучающихся. Создан банк психодиагностических и логопедических методик для замеров состояния универсальных учебных действий и речевого развития у обучающихся начальных классов. Составлены программы внеурочной деятельности, индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Результат 3. Использование современных образовательных технологий.

Образовательная технология - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

В своей работе активно используем различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям:

  • технология диагностики;

  • технология звукопостановки;

  • технология формирования лексико-грамматического строя;

  • здоровьесберегающие технологии (учет возрастных особенностей, дифференцированный подход, использование игр, динамические минутки);

  • технология критического мышления;

  • проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен на «зону ближайшего развития» личности ученика.

  • технология консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии  удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с  речевыми проблемами;

  • дифференцированное обучение - это способ, который позволяет   работать с учащимся, учитывая их индивидуальные особенности.

  • игровые технологии;

  • обучение в сотрудничестве;

  • проблемно-диалогическая технология;

  • (ИКТ) информационные технологии на коррекционных занятиях в виде применения компьютерной   презентации, как наглядного дидактического материала, а так же  как средство визуализации и опосредованного контроля;

  • технология оценки учебных достижений др.

 

Результат 4. Логопедическое сопровождение обучающихся, своевременное оказание логопедической помощи, индивидуализация коррекционного процесса способствуют повышению результатов логопедического воздействия.

Можно отметить следующую тенденцию: на фоне увеличения количества детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, мы добились возрастания качества коррекции. В 2012-2013 учебном году –77%, 2013-2014 - 79% качества.


Кол-во выпущенных

Кол-во с чистой речью

Кол-во с улучшением

Кол-во с незначительным улучшением

Без улучшения

Качество коррекции

2012-2013

31

7

17

5

2

77%

2013-2014

29

8

15

4

2

79%

В 2013-2014 учебном году наблюдалась положительная динамика коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, чтения и письма. У 41% обучающихся скорректировано звукопроизношение. У 23 обучающихся (47% от общего количества дисграфиков) значительно улучшились навыки письма под диктовку, заметно сократилось количество речевых и орфографических ошибок. У 6 обучающихся 4 СКК отмечается низкий процент успешности (65%). Это говорит об остаточных явлениях лексико-грамматического недоразвития речи, дизорфографии и требует продолжения занятий и корректировки индивидуальных маршрутов в 5 классе.

Сравним средние показатели результативности логопедической работы по формированию устной и письменной речи в 1 - 4 специальных (коррекционных) классах VII вида за 2013-2014 учебный год.

Сравнительный анализ средних показателей результатов первичной и заключительной диагностики сенсомоторного уровня

Основные компоненты сенсомоторного уровня (формирование фонематического восприятия, звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова) формируются у детей в 1-2 классах. Процент успешности с 42% (1 класс) повысился до 82% (2 класс).


Формирование грамматического строя речи

Работа на синтаксическом уровне проводится с обучающими с 1 по 4 класс. Процент успешности с 50% (1 класс) повышается до 63% (3 класс) и до 83% к 4 классу.

Формирование словаря и словообразования

Формирование лексического строя речи начинается в 1 классе, но основная работа проводится в 3-4 классах. По диаграмме видно как процент успешности с 53% (1 класс) к 4 классу повышается до 85%.


Диагностика письменной речи

В диаграмме по обследованию письменной речи обучающихся 2, 3, 4СКК видна положительная динамика (с 38% до 56% -2 класс; 56%-85% - 3,4 класс). Во 2 СКК это связано с коррекцией фонетико-фонематического недоразвития речи. 70% обучающихся справляются с контрольными работами по русскому языку. В 3, 4 СКК с усложнением речевого материала появляются новые речевые ошибки, которые исправляются с коррекцией лексико-грамматического строя речи. С контрольными работами в конце года в 4 классе справляются 87% обучающихся СКК.

Результат 5. Сформированы способности к самооценке, саморазвитию, самоопределению.

Критерий успешности обучения - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и личностных, метапредметных и предметных результатов.

Каждый учебный предмет, в том числе и логопедический курс для обучающихся с недоразвитием речи системного характера при ЗПР, раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Так как речь формируется в рамках общего психического развития ребёнка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием ребёнка и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

У обучающихся 4-х классов формируются учебные универсальные действия, которые ученик осваивает на разных уровнях в зависимости от возможностей самого ребёнка.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

В результате обучения ученик может использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Вывод.

Опыт показал, что разработанная модель логопедического сопровождения способствовала эффективной социализации детей с ОВЗ со смешанным специфическим расстройством психического развития. Применяемые нами рабочие программы могут быть рекомендованы к использованию логопедами, работающими с аналогичными проблемами у детей с ОВЗ.



Литература


  1. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Пособие для учителей-логопедов, педагогов дополн. образования. ФГОС . - М.: Просвещение, 2012
  2. Конева Е.В., Пережигина Н.В., Резниченко М.Ю., Солондаев В.К. Как помочь ребенку с проблемами в развитии. Учебное пособие. / Под общ. ред. В.К Солондаева – Ярославль: «Ремдер», 2005.

  3. Круглова Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника / Под общ. ред. О. А. Конопкина и В. И. Панова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

  4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах.- Т. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Авт.-сост. Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; Под ред. Л.С. Волковой.- М. : Владос, 2007 г.
  5. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. -М: Издательство Гном и Д, 2003.

  6. Меттус Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками. - СПб., КАРО, 2006.

  7. Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  8. Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов. – Ярославль, 2015

  9. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Методическое пособие.- М., 2007


Приложение 1.

Логопедическое представление на ребенка с ОВЗ, имеющего ЗПР и обучающегося в 1классе на конец учебного года

Логопедическое заключение

Рекомендации

У мальчика недоразвитие речи системного характера. Фонематические процессы развиты недостаточно. Элементарными видами фонематического анализа и синтеза владеет слабо. Сужение словарного запаса за счет слов, обозначающих признаки, недостаточной сформированности глагольного словаря и абстрактной лексики. Суффиксальным и префиксальным способом образования слов не владеет. Существительные в косвенных падежах использует неточно, глаголы в соответствующем числе и лице не подбирает. В речи нестойкие аграмматизмы. В письменных работах большое количество специфических ошибок: перестановки, пропуски букв, смешение звонких и глухих согласных.

1. Развитие фонематического восприятия и функций звукового и слогового анализа и синтеза

2. Развитие грамматического строя речи.

3. Формирование практических навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря.

4. Формирование связной речи

5. Формирование процессов чтения и письма



Сравнительный анализ

результатов первичной, промежуточной и заключительной диагностики устной и письменной речи