Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении
В понятие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении входит следующее.
1) Выявление детей с особенностями в физическом или психическом развитии, а также отклонениями в поведении от 3 до 18 лет; проведение комплексного обследования, анализ проблем и причин отклонений на уровне областной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК).
2) Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи и организации обучения и воспитания детей с ОВЗ.
3) Представление семье информации о возможных достижениях ребенка при выборе уровня образования и формы обучения (на уровне ОПМПК).
4) Принятие решения о включении или интеграции конкретного ребенка, условий и форм интеграции родителями или законными представителями с учетом рекомендаций ОПМПК.
5) Составление плана инклюзивного или интегрированного обучения, который включает: вид и объем необходимой коррекционной помощи (психолого-педагогической и др.); частота, время и место оказания коррекционной помощи специалистов; оказание дополнительной помощи.
6) Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к инклюзивному или интегрированному обучению в условиях общеобразовательной школы психолого-медико-педагогического консилиума – ПМПк: с ребенком и его родителями; с педагогами обычной школы.
7) Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) в зависимости от уровня знаний и возможностей ребенка.
8) Организация и реализация учебно-воспитательного процесса инклюзивного или интегрированного обучения в условиях общеобразовательной школы.
9) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (совместно с медицинскими работниками).
10) Систематическая оценка результатов обучения.
11) Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками образовательного процесса.
12) Предоставление информации семье о перспективах дальнейшего развития ребенка.
Определение сроков начала обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей или законных представителей. Это зависит от выраженности нарушений в развитии. Важным условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных организациях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и самореализацию. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных организаций. Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи детей с ОВЗ.
Необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения. Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями. С этой целью целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи). Главная задача системы сопровождения – оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их семьям. Она решается с помощью грамотного организованного взаимодействия всех специалистов, направленного на формирование адекватного восприятия существующего положения вещей и нахождение оптимальных путей решения проблем.
В психолого-педагогическом сопровождении важно соблюдение следующих принципов и правил.
1) Индивидуальный подход к каждому ребенку.
2) Предотвращение утомления. Для этого используются разнообразные средства, например, чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности.
3) Применение методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4) Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в себя.
Эффективными приемами коррекционного воздействия педагогов, психологов на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются: создание игровых ситуаций; дидактические игры, игровые тренинги, способствующие развитию коммуникабельности; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы, зажимы и напряжение, особенно в области лица и кистей рук.