«Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС»
Аути́зм (греч. αυτός — «сам», аутизм — погружение в себя) — психологический и медицинский термин, используемый для обозначения как психического расстройства разных степеней тяжести, так и несклонности (или даже неспособности) индивидов иметь контакты с окружающими согласно общепринятым нормам и правилам.
«Дети дождя» Их нередко называют маленькими инопланетянами – настолько эти дети непохожи на своих обычных, «нормальных» сверстников. Они отказываются общаться с окружающим миром привычными для нас способами – потому что видят его иначе, чем мы.
Термин «расстройства аутистического спектра развития» (РАС) используется для описания группы расстройств развития ЦНС, характеризующиеся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и стереотипными формами поведения. К расстройствам аутистического спектра относится: ранний детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти формы описывают разные проявления одного и того же нарушения. Обычно РАС проявляется у детей до трех лет.
Триада нарушений при аутизме: нарушения коммуникации, нарушения социального взаимодействия, нарушения воображения, эмоциональной сферы.
Признаки проявления аутизма: не смотрит в глаза, не интересуется детьми, не любит прикосновений, чувствителен к звукам, выстраивает предметы в линейку, нет речи, не может сказать, что хочет, не осознает опасных ситуаций, гиперактивен или наоборот пассивен, частые истерики.
Этих детей комплексно обследуют: детский психиатр, логопед, невролог, аудиолог, психолог. После этого выносится окончательный диагноз. Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера.
Классификация аутизма: При аутизме психическое развитие ребенка протекает по-особенному и имеет несколько вариантов. В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом О.С. Никольской и соавторов. Выделено 4 основные группы аутичных детей с разными типами нарушения поведения. (О.С. Никольская, Е.Р. Боенская, М.М. Либлинг) 1-я и 2-я группы – самые тяжелые. Прогноз развития этих детей не самый благоприятный. Каждый из вариантов отличается от другого степенью тяжести и характером аутизма, степенью дезадаптации ребенка и возможностями его социализации. Выделение данных групп позволяет дифференцировано подходить к организации обучения детей с РАС.
Характеристика 1-й группы Это наиболее глубокая аффективная патология.
Для детей 1-й группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка — не иметь с миром никаких точек соприкосновения. Ребенок не вслушивается, и не обращает ни на кого внимания. Поведение носит полевой характер. В отличие от умственно отсталого, ребенок не тянется ко всему, не манипулирует предметами, а просто «скользит» мимо всего. Характерен мутизм, хотя возможно редкое произнесение отдельных слов, звукокомплексов. Но, слова не служат средством коммуникации. В коллективе такой ребенок присутствует формально. Если что-то оказывается не так (а «узнать», что «не так», бывает порой очень сложно), такой ребенок начинает проявлять приступы самоагрессии. Он может начать биться головой о стену или бьет сам себя руками по голове. Во время приступов тревоги может разбрасывать предметы, разрывать бумагу, есть несъедобное. Навыки самообслуживания у таких детей формируются со значительной задержкой и с большим трудом. Рекомендации специалистов в отношении детей 1--ой группы аутизма не самые утешительные они могут воспитываться дома или находиться под опекой взрослых в условиях специальных учреждений.
Характеристика 2-й группы
Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром.
Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего — речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых влечет бурные аффективные реакции.
По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипии. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Однако несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы. Дети 2-ой группы предпочитают играть с неигровыми предметами или совершать неигровые действия с игрушками: играть с бутылочкой, билетиком, перевернув машинку, вертеть, жужжать, крутить пропеллер игрушечного вертолета. Речь детей на начальных этапах представляется в виде вокализаций. Даже к 8 годам такой ребенок не всегда становится подготовленным к обучению на дому по АООП УО. Дети 2-й группы, так же, как и дети 1-й группы, чаще всего воспитываются дома или находятся под опекой со стороны взрослых в условиях специальных учреждений.
Характеристика 3-й группы. Аутизм детей 3-й группы обозначаются как «захваченность аутистическими интересами». Интересы детей постепенно переходят на уровень сверхценных увлечений. Особая природа этих интересов определяется не широтой содержания, а узостью и изолированностью. У одних детей это увлечение техникой и компьютерными играми, у других – механизмами и частями домашних бытовых приборов (часов, деталей сантехники). Уже в дошкольном возрасте сверхценные интересы выражаются в форме коллекционирования. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер Дети 3-й группы – это основной контингент аутичных детей. Они также смотрят как бы сквозь вас. Эмоциональный уровень развития детей 3-й группы более высок, и при частной встрече со взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а смущаясь – закрывать лицо руками. Эти дети отличаются тем, что они не только радуют своей разговорчивостью по сравнению с детьми 1-й и 2-й групп, но в такой же степени и утомляют этим окружающих. Именно в большей степени у этого контингента детей речь характеризуется как «попугайная» или «магнитофонная». Дети заставляют родителей каждый день читать одни и те же книжки, говорят одно и то же на запретные темы (устрашающие сюжеты или просто «очень плохие слова»). Такой ребенок сможет обучаться и в классе, и на дому – как по АООП ЗПР, так и АООП УО.
Характеристика 4-й группы. Это самая легкая группа детей, наиболее близкая к норме. Не имея серьезных речевых и интеллектуальных нарушений, такие дети, как правило, могут находиться в массовом учреждении. Но чаще они производят впечатление детей с ЗПР, имеющих спектр неврологических нарушений. Дети 4-й группы аутизма отличаются стеснительностью, пассивностью, безынициативностью, повышенной ранимостью. Они способны смотреть в лицо собеседнику, но стесняясь, будут отводить взгляд. Дети отличаются особым педантизмом, повышенным стремлением к порядку, при этом они способны обращаться за помощью к взрослым. У них часто наблюдаются страхи. Они очень зависимы от оценки родных и близких. Ребенок может не один раз за день переспрашивать: «Я – хороший?! Такие дети способны к обучению, и при активной психолого-медико-педагогической помощи могут обучаться и по АООП ЗПР, и по программе массовой школы.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего (педагог, родитель) и сопровождаемого (ребенок), направленное на разрешение жизненных проблем развития ребенка. При этом речь идет не о суммирования действий всех специалистов учреждения и родителей, а об определенной схеме и последовательности работы, что позволяет эффективно реализовывать на практике принцип коррекционно-развивающей работы: «в нужное время и в нужном месте», а также согласовывать индивидуальные действия разных специалистов в отношении одного и того же ребенка. Эффективность проводимой в данном направлении работы во многом зависит от возможности создания таких условий, в которых можно было бы сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития ребенка с аутизмом.
Тесное взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного развития и социализации ребенка с РАС
Особые образовательные потребности детей с РАС
потребность в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению;
в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком;
в создании специальных условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
в особенно четкой и упорядоченной временно- пространственной структуре учебной деятельности на занятии;
в отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом;
в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
в индивидуализации программы обучения;
в постоянной помощи ребенку на занятиях в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического запоминания;
в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, дефектологом и логопедом.
Правила работы с аутичными детьми
-Принимать ребенка таким, какой он есть.
-Исходить из интересов ребенка.
-Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
-Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
- Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте..
-Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
- Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
- Избегать переутомления ребенка
При стереотипных действиях ребенка не пытаемся их прекратить, т.к. он пытается справиться со страхом, успокоиться. Необходимо выяснить причину подобных действий;
Не забывайте, что эхолалии ребенка не являются бессмысленными – это искаженное средство коммуникации. Рекомендуется не реагировать на повторение фраз, и в этот момент необходимо установить глазной контакт, можно подсказывать отдельные слова, чтобы ребенок мог выразить то, что он хочет. Необходимо использовать минимум слов.
Для включения в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли (первоначально общение происходит в пассивно-активной форме).
Любое занятие должно ориентироваться на возможности непроизвольного внимания ребенка. Не настаивайте на выполнении инструкции, требующей произвольного сосредоточения с первого раза, это может сформировать стойкий негативизм к занятию и педагогу.
Направления деятельности специалистов
Главные задачи учителя-логопеда – способствовать развитию коммуникативно-речевых функций ребенка, использовать эффективные средства активизации его речи, формировать продуктивные модели коммуникативных ситуаций, подсказывать другим специалистам и родителям, как активизировать коммуникативно-речевые проявления ребенка (с использованием жестов, звуков/слов, карточек, фотографий и т. п.).
Педагог- психолог анализирует межличностные отношения ребенка в среде ровесников, а также со всеми педагогами и родителями, проводит коррекционно-развивающие занятия, лучше в микрогруппе (где кроме этого аутичного ребенка есть еще один ребенок) для формирования у него социальных умений, способности учитывать присутствие другого ребенка, интересоваться им, умения адекватно реагировать на предложенные инициативы, выполнять определенные действия по очередности, инструкцию взрослого, откликаться, когда зовут, соблюдать правила поведения и т. д.
Учитель-дефектолог занимается с ребенком с целью восстановления нарушенных функций, прежде всего – становления чувственного (сенсорного) опыта, процессов целостного восприятия. Для этого специалист последовательно работает над разноплановым представлением ребенку информации с опорой на зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы, вводя определенные предметы в контекст ситуации, выстраивая взаимосвязи с другими предметами окружающей среды.