СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями способствует определению наиболее адекватному пути развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.»

Психолого-педагогическое сопровождение детей

с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.


Ребенок с нарушениями в развитии

в большей степени нуждается

в своевременном и целенаправленном

психолого-педагогическом воздействии,

чем его нормально развивающиеся

сверстники.

Герцан Ю.Ю.


На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более трехсот миллионов. Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отмечено резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц. Дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Однако для продвижения такого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение. Федеральные государственные образовательные стандарты направленны на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вне зависимости от степени выраженности ограничений здоровья, психофизических и других особенностей ребенка.

Целью воспитания и обучения умственно отсталых детей является приобретение практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим   в   обществе. Необходимо создание оптимальных условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, успешной коррекции нарушений в развитии, обучении и воспитании.

Психолого – педагогическое  сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется через тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагога–психолога, социального педагога, учителей-предметников, воспитателей, медицинских работников. Ввиду того, что интеллектуальный дефект являются следствием поражения центральной нервной системы, регулярное наблюдение у невролога и психиатра является фундаментом коррекционного воздействия. Как показывает наш опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность коррекционно – развивающего воздействия на ребенка с нарушениями интеллекта.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями интеллекта является:- содействие в создании эффективных условий для успешной адаптации обучающихся в образовательной среде (с учетом педагогических, социально – психологических особенностей детей с умственной отсталостью);-поиск и раскрытие потенциальных возможностей учащихся с умственной отсталостью, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Из целеполагания можно выделить следующие задачи психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью:-определить наиболее адекватные пути и средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья;-оказывать содействие детям с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: выбор образовательного маршрута, выявление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;-развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов;-помогать воспитанникам в социальной адаптации, подготовке к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов посредством оказания консультативной психологической помощи.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие направления:

1.Профилактика.
Профилактическая деятельность направлена на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников. В рамках данного направления в нашем учреждении реализуются следующие программы: «Первый раз в первый класс», « Я выбираю здоровый образ жизни»-профилактика употребления ПАВ, «Ценность жизни» - профилактика суицидального поведения.

2.Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)).Данное направление предусматривает углубленное психолого – педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причини механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психолого-педагогическая диагностика детей с умственной отсталостью проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанниками. Предусмотрена первичная, промежуточная и итоговая диагностика. Все дети проходят через психолого-медико-педагогический консилиум. На каждого ребенка заполняется дневник динамического наблюдения, в который вкладываются протоколы обследования ребенка, коллегиальное заключение и план коррекционно-развивающей работы специалистов. В конце отчетного периода заполняется результативность коррекционно-развивающей работы. Результаты диагностик отражаются в мониторинге уровня развития обучающихся.

3.Консультирование (индивидуальное и групповое) предполагает оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения. Консультативная помощь оказывается также лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот (в рамках постинтернатного сопровождения).

4.Развивающая работа (индивидуальная и групповая) направлена на средние возрастные нормы развития обучающихся. Она предполагает создание таких условий, в которых ребёнок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития и раскрыть свои потенциальные возможности. Для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью разрабатываются специальные индивидуальные программы развития с опорой на сохранные функции и потенциальные биологические возможности ребенка. Развивающая работа с детьми легкой степени умственной отсталости проводится по программам групповой работы: «Помоги себе сам», «Путь к себе», «Уроки общения», «Тропою дружбы», направленных на развитие возрастных новообразований и удовлетворение потребностей эмоционально-личностного развития обучающихся.

5.Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) предполагает активное воздействие на процесс коррекции психофизических сторон ребенка с умственной отсталостью, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога – психолога, учителя- дефектолога, учителя-логопеда, врача, социального педагога и других специалистов. Задержка сенсомоторного развития в структуре нарушений умственно отсталого ребенка являются первичной, т.к. обусловлена органическим поражением центральной нервной системы. Это положение имеет первостепенное значение при выборе средств и методов коррекции недостатков сенсорной и моторной сферы детей с нарушением интеллекта. В рамках реализации программы «Доступная среда», сенсорное и моторное коррекция детей проводится с использованием оборудования сенсорной комнаты. Разработаны индивидуальные коррекционные программы: программа сенсомоторного развития- направлена на обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на анализаторы и моторные функции; коррекционная программа предметно-практической деятельности для детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью включает два раздела: «Действие с материалами» и «действие с предметами». В процессе предметно-практической деятельности у детей происходит коррекция и развитие познавательных функций: восприятия, памяти, мышления.

6.Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации ОУ, педагогов, родителей. В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Многие родители, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью мы рассматриваем, как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения. Родители систематически приглашаются на родительские собрания, индивидуальные беседы, посещают открытые уроки и школьные мероприятия, участвуют в работе психолого-медико-педагогического консилиума. Ведется большая работа по просвещению и консультированию потенциальных опекунов детей-сирот, а так же родителей лишенных родительских прав, но имеющих желание принимать участие в жизни своего ребенка.

7.Разработка (проектирование) образовательных программ, в том числе по ФГОС О УО детей, для построения системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

 Библиографический список:

1.Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева-М.: Академия, 2003.

2.Формирование познавательных интересов у аномальных детей. Н.Т.Морозова.-М.:Просвещение,1969.

3.Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС. Н.В.Юркова,-Волгоград: издательство «Учитель», 2016.

4.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 №28-513/14








Педагог-психолог Соргина Ж.С. (ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»)