СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросыоб обучающихся с ЗПР, подчеркивается важность психолого-педагогического сопровождения таких детей в рамках инклюзивного образования.  Выделяются задачи психолого-педагогического сопровождения, предлагается алгоритм реализации  программы индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»

Баронина А.А.

Студент 3 курса,

Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (г. Арзамас)

Россова Ю.И.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики дошкольного и начального образования

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С задержкой психического развития В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы об обучающихся с ЗПР, подчеркивается важность психолого-педагогического сопровождения таких детей в рамках инклюзивного образования. Выделяются задачи психолого-педагогического сопровождения, предлагается алгоритм реализации программы индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся с задержкой психического развития, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная организация.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, students with mental retardation, psychological and pedagogical support, educational organization.

В последнее время российское образование испытывает изменения, которые подразумевают под собой внедрение различных нововведений. Так с 1 сентября 2016 года на территории российской федерации стали действовать два нормативных документа – ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В данных документах сообщается о том, что происходит внедрение инклюзивного образования, которое позволяет обучаться в общеобразовательных школах таким детям, которые имеют ограниченные возможности здоровья, и что для их обучения необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка и его особые образовательные потребности [7, с. 4].

ФГОС так определяет понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья»: «физические лица, которые обладают недостатками в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [7, с. 4].

В основе инклюзивного образования находится то, что обучение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в обычных образовательных организациях, но только в том случае, если ими будут созданы все необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких детей.

Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это «нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов» [4]. При данном заболевании ребенок не способен нормально воспринимать школьную деятельность, в которой необходимо выполнять определенный спектр заданий, для них школьная обстановка – игра. Обучающихся с временной ЗПР зачастую путают с умственно отсталыми. Но при инклюзивном образовании нельзя такого допустить, так как обучающиеся с ЗПР испытывают трудности в овладении элементарной грамотой, счетом, но при этом удовлетворительно владеют речью для повседневного общения, могут заучивать стихотворения, то есть у них гораздо выше способности к познавательной деятельности, что нельзя заметить у умственно отсталых детей. То есть ребенок с временной ЗПР всегда может воспользоваться и применить оказанную им в процессе работы помощь, понимает принцип решения заданий и способен его воспроизвести, выполняя схожие задания. Это говорит о том, что такие ученики наделены возможностями для дальнейшего развития, то есть смогут выполнить сами то, что в данный момент осуществляют с помощью учителя.

Характерной чертой учеников с временной ЗПР является то, что если правильно и своевременно оказать помощь ребенку и он сможет усвоить полученные знания, то через некоторое время такие обучающиеся смогут учиться на равных с обычными детьми [4], [5].

Неуспеваемость некоторых детей с ЗПР заключается в том, что они не способны управлять собственным поведением, работоспособность нарушается из-за быстрой утомляемости, дети не могут долго заниматься целенаправленной деятельностью, чаще всего это соотносят с перенесенным органическим заболеванием центральной нервной системы. Помимо отклонений в познавательной деятельности, у таких детей также наблюдаются энцефалопатические синдромы, которые заключаются в гиперактивности, тревоги, агрессии и других, что доказывает мысль об органической недостаточности центральной нервной системы [2].

Такие исследователи, как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, выделяют у обучающихся с ЗПР психический инфантилизм, который имеет своё проявление в нарушении эмоционально-волевой регуляции [2].

В современном образовательном процессе в приоритете стоит развитие личности каждого обучающегося, где берутся во внимание его возможности и способности с учетом психического и физического развития ребенка. Для того чтобы вовремя выявить какие-либо недостатки развития ученика, необходимо серьезно относиться к организации комплексного психолого-педагогического сопровождения младших школьников, которое поможет в дальнейшем оказать своевременную комплексную лечебно-оздоровительную и коррекционно-психологическую помощь в условиях образовательного учреждения [1].

Инклюзивное образование, которое предусматривает психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, включает деятельность таких специалистов, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, учитель-предметник, медицинский работник, заместитель директора по учебной работе; также могут привлекаться и другие специалисты при обнаружении проблем, связанных с их областью [6]. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение - это специализированная и систематически выстроенная деятельность в системе образования, включающая в себя знания и умения из различных отраслей наук – психологии, педагогики, дефектологии. При этом оно дает возможность выявить проблемы в развитии ребенка, обозначить поиск решения данной проблемы, оказать помощь в коррекции дефекта.

Учитель-дефектолог проводит обследование состояния здоровья обучающегося. В случае выявления дефекта он определяет его структуру и степень выраженности, а также является участником при разработке индивидуально комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума школы. В обязанности учителя-дефектолога могут входить и занятия по исправлению отклонений в развитии у детей с ОВЗ. Данные занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. На этих занятиях специалист может не только работать над дефектом, но и следить за уровнем умственной деятельности ребенка. Учитель-логопед выявляет у обучающихся разнообразные речевые нарушения различного генеза. Педагог-психолог проводит диагностическую работу с группами отстающих обучающихся, выявляет причину данных трудностей, предоставляет на школьный консилиум информацию о психологическом состоянии конкретного ученика, а также осуществляет психокоррекционные, развивающие и консультативные мероприятия с ребёнком, с классом, с педагогами и родителями. Социальный педагог исследует социальную среду обучающегося, который испытывает трудности, является посредником между семьей и школой. Классный руководитель следит за общими показателями обучающихся, заполняет диагностические карты детей, фиксирует их успеваемость и поведение в различных ситуациях, предоставляет необходимую педагогическую информацию на школьный консилиум, планирует и проводит конкретные формы воспитательной работы в рамках сопровождения отдельных школьников и класса в целом, консультирует родителей.

Из вышесказанного можно выделить ряд задач, которые выполняются в рамках психолого-педагогического сопровождения:

1. Проводят обследования детей, выявляя особенности развития каждой личности в соответствии с его интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферой проявления.

2. Служат гарантией для своевременного выявления нарушений в развитии, что позволяет организовывать раннюю диагностику и коррекцию различных нарушений.

3. Создают для обучающихся эмоционально благоприятный микроклимат в классе для общения с одноклассниками, родителями и учителями.

4. Предоставляют помощь учащимся с ОВЗ, составляя для них отдельные коррекционные программы и специальные формы организации их деятельности.

5. Совершенствуют психологическую компетентность учителей и родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

В настоящие время определяются такие направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ: актуальное, которое нацелено на решение уже выявленных трудностей, перспективное, которое нацелено на профилактику отклонений в обучении и развитии [3].

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение осуществляется как индивидуально, так и фронтально. Основываясь на некоторых работах, например, М.Р. Битяновой, можно установить алгоритм создания и реализации программы индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в учебном заведении [3]:

1. Проведение входной диагностики.

2. Собрание психолого-медико-педагогического консилиума.

3. Написание индивидуального образовательного маршрута.

4. Создание адаптированной образовательной программы.

5. Воплощение индивидуального образовательного маршрута.

6. Проведение повторной диагностики.

7. Анализ и оценка результатов сопровождения.

8. Создание стратегии для дальнейшего сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР содержит в себе комплексную программу для поддержки и помощи ребенку и родителям, направленную на решение задач в сфере развития, обучения, воспитания, социализации при участии различных специалистов.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в среде инклюзивного образования – это сложный и многоуровневый изменяющийся процесс, который основывается на взаимодействии специалистов из различных областей, а также педагогов с семьей ребенка. Данный вид сопровождения рассматривается как деятельность коллектива в учебном заведении, который направлен на оказание своевременной помощи обучающимся с ЗПР в решении их индивидуальных проблем, что будет способствовать сохранению их физического и психического здоровья, успешному продвижению в развитии, обучении, воспитании, эффективной межличностной коммуникации, жизненному и профессиональному самоопределению.


Литература

  1. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.

  2. Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. - Ярославль, 2007. - 315 с.

  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

  4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева.- М.: Издательский центр « Академия», 2009. - 272 с.

  5. Конева И.А. К проблеме инклюзивного обучения подростков с задержкой психического // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 11 – 3(18). С. 66-68.

  6. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань, 2013. – 204с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.