Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТМНР.
Дети с ТМНР ещё сравнительно недавно считались «необучаемыми». Они исключались из образовательной среды. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
В нашей школе для обучающихся с ОВЗ доля детей с тяжелыми множественными нарушениями развития растет с каждым годом. Это дети с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями. Лишенные возможности свободного передвижения, ограниченные в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира, ребенок автоматически получает ограничения собственной свободы и самостоятельности. При выполнении многих действий, являющихся привычными для здорового человека, такому ребенку необходимо привлечение посторонней помощи, что ставит его в зависимость от окружающих. Тяжелые множественные нарушения развития приводит к травматизации психики не только детей, но и их родителей и близких.
Моей целью работы как педагога-психолога при сопровождении детей с ТМНР является способствовать преодолению отклонений в социально-эмоциональном и умственном развитии этой категории обучающихся.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ТМНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием СИПР. Однако существует проблема дефицита психодиагностического инструментария для данной категории детей, основным методом диагностики является метод динамического наблюдения и фиксация актуальных практических и коммуникативных навыков обучающихся, анализ продуктивной деятельности. В своей работе я использую «Карту педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР» (по методике Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Е.Н. Елисеевой, О.В. Истоминой, Е.А. Рудаковой). Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу,по образцу и речевой инструкции).
Используя данные, полученные в ходе педагогического обследования, разрабатываю индивидуальную коррекционную программу, являющуюся неотъемлемой частью индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.
Здесь дается качественная оценка и анализ результатов: мотивация, полнота понимания инструкции, степень использования помощи, объем и способ выполнения заданий, уровень работоспособности, произвольности, коммуникации.
Детальная проработка результатов диагностики дает возможность представить индивидуальный профиль обучающегося, степень выраженности тех или иных проблем.
2.Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТМНР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении СИПР, психологическая поддержка семьи.
3.Коррекционная работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося.
― разработку оптимальных для развития обучающихся с ТМНР подгрупповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
― организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ТМНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).
Дальнейшая задача сопровождения - способствовать повышению возможности усвоения программного материала СИПР через развитие психических функций, социальных навыков, коррекцию нарушений поведения, отдельно взятого обучающегося. СИПР – индивидуальная программа развития, представляющая собой форму или содержание обучения ребенка с умственной отсталостью (УО), с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНП), разрабатывается на один год. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
Специальная индивидуальная программа развития (далее — СИПР) — это концепция обучения детей с патологиями развития различной степени тяжести.
СИПР в школьном обучении способствует:
- индивидуализации учебно-воспитательного процесса и адаптации его к потребностям учащегося;
- повышению эффективности школьной коррекционно-развивающей работы;
- пошаговому, постепенному освоению учебного материала в том темпе, который комфортен ребенку с ОВЗ;
- стимулированию интеллектуального развития и достижения высоких результатов;
- повышению квалификации педработников и педагогической компетентности родителей, мотивации к самообразованию;
- эффективному взаимодействию учителей и специалистов узких областей.
В связи с тем, что у ребенка с ТМНР имеется множество нарушений, мешающих усвоению опыта, программа педагога-психолога имеет комплексный характер. На каждом занятии решается целый комплекс задач. Это развитие и коррекция мелкой моторики, развитие и коррекция познавательных процессов, коррекция нарушений поведения. И, конечно, обязательно развитие социальной активности, ведь эти дети проявляют низкий интерес к другому человеку. А мы знаем, что обучение в первую очередь строится на подражании. Каждое свое занятие стараюсь сделать максимально занимательным.
С наиболее тяжелыми детьми занятия проводятся в индивидуальной форме (бывают занятия в домашних условиях) Индивидуальные занятия, проводимые на начальном этапе обучения, направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. Для того, чтобы этот этап прошел более продуктивно и за более короткий период времени, нужно знать, к чему проявляет интерес ребенок. Это выясняется в ходе анкетирования родителей и проведения уточняющей беседы на основании ответов. Игрушки, предметы, которые нравятся ребенку используются сначала для того, чтобы ребенку было комфортно находиться в кабинете педагога- психолога, а затем в качестве поощрения за работу. На индивидуальном занятии дети учатся понимать и выполнять простые речевые инструкции.
Обязательны на индивидуальном занятии игры на подражание (пальчиковые, имитационные), упражнения на развитие мелкой моторики и игры с предметами, упражнения на сортировку. Планирование каждого индивидуального занятия примерное. Детально запланировать работу невозможно, так как рабочее состояние ребенка изменяется по независящим от педагога-психолога причинам и часто положительный сдвиг в овладении навыками, развиваемыми и тренируемыми на занятии, может быть сведён к нулю из-за метеозависимости обучающегося, обострении сопутствующих нарушений и т.д. Также у каждого ребенка может быть разный темп усвоения предлагаемых заданий. Поэтому такой особенностью работы с детьми ТМНР является готовность педагога-психолога в любой момент изменить в соответствии с эмоциональным и психофизическим состоянием обучающегося план занятия, либо откорректировать программу в целом.
Дети с ТМНР нуждаются в четкой структуре занятия, постоянно повторяющихся элементах. Каждое наше занятие начинается с приветствия. Так как речь у многих детей отсутствует, либо очень слабо развита, наряду с речевым приветствием мы здороваемся пальчиками, руками, кулачками, кивком головы. Заканчивается занятие также ритуалом прощания, когда дети встают и кивают головой и говорят: «До свидания». Неговорящие дети произносят доступные им звуки.
В каждое занятие обязательно включаются задания продуктивного характера, например, различные виды аппликаций, обводки и штриховки изображений, относящихся к теме занятия, лепка с использованием пластилина или теста. Также я искусственно создавала ситуации социального общения, например, подай магнит, помоги закрепить работу на доске. Эта простая деятельность помогает детям получить радость от процесса взаимодействия. Активно в работе использую игры с песком. Часто заменяю его на манку. На занятиях дети рисуют красками. Использую различные техники штампов, рисование пальчиками.
В течение 20 минутного занятия обучающийся задействован как минимум в 7 видах деятельности. Упражнения, нацеленные на общение, обязательно сменяются заданиями, требующими от ребенка концентрации внимания и ручных навыков. Такая смена видов деятельности предупреждает чрезмерное возбуждение ребенка и является профилактикой переутомления.
В связи с тем, что игровая деятельность привлекательна как для обучающихся младшего, так и старшего школьного возраста, в занятия психолога обязательно включаются игры. (Игры с мыльными пузырями, с воздушными шарами, с платочками)
Итогом занятия всегда является расслабление (релаксационная музыка, отдых на модульном диванчике и др.)
Хочется отметить, что важно соблюдать основные правила общения с детьми с ТМНР:
- обращайтесь к ребенку по имени!
- прежде чем что-то сказать, сначала привлеките внимание ребенка, а затем убедитесь, что он видит ваши глаза, ваше лицо в целом.
- говорите мало, не быстро (это касается любых ситуаций общения, включая обучающие).
-после своего рассказа, обращения, реплики всегда оставляйте паузы для ответа. Не отвлекайтесь от ребенка во время паузы, ведь ответ (знак) может быть дан в разной форме, например, взглядом, кивком.
-внимательно дифференцируйте ответы ребенка, касающиеся отказа. Если это деятельность, от которой ребенок отказался – отложите её и найдите замещающую.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проводимых мной занятий в конечном итоге направленных на развитие социальной активности, социального участия, коррекцию поведения обучающихся, способствует развитию познавательной сферы, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в обществе.