Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС
«В душе каждого ребенка
есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
они зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Всего два десятилетия назад аутизм был таинственным и практически не изученным расстройством. Этот диагноз ставили в среднем одному ребенку из пяти тысяч. С тех пор ситуация очень изменилась. Сегодня, благодаря усиленному изучению и распространению информации об аутизме, люди гораздо лучше понимают, что это такое. Согласно статистическим данным, расстройством аутистического спектра в настоящее время страдает в среднем одни ребенок из восьмидесяти восьми.
Аутизм – это тяжелое расстройство развития, которое проявляется в первые годы жизни ребенка и влияет на коммуникацию, отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Говоря об аутизме, часто используют термин расстройство аутистического спектра (РАС), что отражает различные его проявления и, порой уникальные, комбинации преимуществ и недостатков, свойственных разным детям. У одних детей наблюдаются серьезные нарушения практически во всех сферах, включая и когнитивную. Многие лишены способности понимать и использовать устную речь, однако это не мешает им быть относительно контактными. Других детей с РАС отличает интеллект выше среднего и богатая речь, а с другой стороны – неспособность к зрительному контакту и участию в социальном обмене с членами семьи и сверстниками.
При всем разнообразии и специфике развития можно выделить общие для всех детей с РАС особенности развития, как отдельных психических функций, так и психических сфер в целом:
основные проблемы ребенка лежат в социально-эмоциональной сфере и сфере взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении и выражение этих потребностей у ребенка неадекватны по отношению к ситуации взаимодействия;
чаще всего ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своего поведения, нуждается в большом объеме и длительности организующей помощи взрослого, его поведение носит стереотипный, повторяющийся характер.
В учебной деятельности ребенок с РАС:
нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения. Ему необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель);
легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем или планов деятельности;
письменную речь такой ребенок часто воспринимает легче, чем устную, и лучше понимает материал, если видит изображение.
Понимание особенностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания, необходимых для успешного включения и социальной адаптации ребенка в среде обычных сверстников.
Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ гарантирует возможность получения образования каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Необходимым условием, обеспечивающим получение детьми с РАС качественного начального образования, продвижение в социальном и личностном развитии, является применение разнообразных организационных форм образовательного процесса и моделей психолого-педагогического сопровождения, при которых педагоги получают возможность учитывать специфику типичных трудностей обучающихся с РАС.
В требованиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с РАС на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации. Только целенаправленная и организованная на междисциплинарной основе работа педагогов и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения позволяет достичь положительных результатов в обучении и социализации обучающихся с РАС.
В нашей школе обучается 13 детей с расстройствами аутистического спектра. У нас есть четкое понимание, что коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов. В нашу команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС, кроме педагога входят специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги дополнительного образования.
Все коррекционные мероприятия и мероприятия по адаптации ребенка к школе вырабатываются и согласуются всей командой специалистов на ПМПк и направлены на достижение общих целей, наиболее важных в конкретный период.
Основным специалистом, осуществляющим постоянное и непрерывное наблюдение, обучение и воспитание ребенка с РАС, является педагог. Именно он принимает окончательное решение при постановке коллегиальных коррекционных и образовательных задач, стратегий сопровождения и оказания комплексной помощи детям с РАС и их родителям (законным представителям).
Учитель-дефектолог оказывает помощь обучающемуся в усвоении АООП НОО, в адаптации учебных, дидактических материалов и образовательной среды, обеспечивает грамотную профессиональную поддержку не только ученику, но и методическую поддержку педагогу класса.
Учитель-логопед оказывает помощь обучающемуся в формировании коммуникативной функции речи; в формирование средств коммуникации (речевой и альтернативной); работает над пониманием обращенной речи (понимание инструкций, коротких текстов, диалогов и т.д.) и т.д. Задачей логопеда является также оказание методической поддержки педагогу по организации речевого режима, адаптации текстов и других учебных и дидактических материалов.
Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, проводит работу по коррекции нарушений в развитии познавательной сферы и т.д.
Знакомство с ребенком начинается с его родителей. Во время встречи с родителями мы собираем и анализируем анамнез, изучаем их жалобы, узнаем, как ведет себя ребенок в знакомой и незнакомой ситуации. Первая встреча с ребенком – это чаще всего наблюдение за его спонтанным поведением. Такое наблюдение позволяет нам получить информацию о том, каковы особенности взаимодействия ребенка с окружающим миром, что он любит и умеет делать спонтанно, какая реакция на ограничения, запрет или похвалу, имеются ли стереотипии, аутостимуляции.
Обычно первых 3 встреч хватает ребенку с РАС, чтобы привыкнуть к новой обстановке, к психологу, снизить коммуникативный барьер. На втором этапе ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка постепенно выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания.
Так же на занятиях мы используем пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, работу с пластилином. Каждую игру или упражнение мы проводим несколько раз для закрепления результата, доводим любое действие, движение до автоматизма, т.е. обучаем навыкам путем их многократного повторения.
При проведении комплексной коррекционной работы с детьми с РАС нужно придерживаться некоторых правил.
1. При установлении контактов следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций.
2. Первые контакты с ребенком необходимо устанавливать, когда он испытывает какие-либо приятные ощущения. Постепенно нужно увеличивать число таких положительных моментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями, что общение с человеком — интереснее и полезнее.
3. Работу по восстановлению у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть длительной. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.
4. Эмоциональные контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном количестве ребенок может вновь отказаться от общения.
5. На начальных этапах обучения главной задачей является формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания.
6. Следует формулировать свою просьбу или задание четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если ребенок не реагирует на нее, следует выполнять задание вместе, либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции.
7. При обучении аутичного ребенка необходимы: четкая схема действий, зрительная опора, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день.
8. Очень важна частая смена деятельности, так как дети с РАС психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности должен занимать не более 10 минут.
9. В качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, обычную похвалу. Важно, чтобы ребенок сразу получал награду после подкрепляемого поведения.
10. Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует четко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой или инструкцией.
11. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся ситуациях.
12. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.
Успех социальной адаптации ребенка с РАС тесно связан с возможностью координации действий родителей и всех специалистов. Сотрудничество с семьей становится решающим фактором в коррекционной работе с аутичным ребенком. Без ежедневного закрепления полученных знаний и навыков, без отработки заданий в домашних условиях, подключения к коррекционной работе всех членов семьи психолого-педагогическая работа будет наименее эффективна.
Таким образом, правильно организованная работа позволяет формировать у обучающихся с РАС здоровые стереотипы, облегчающие взаимодействие педагога с ребенком и способствующие оптимизации процесса достижения планируемых результатов АООП НОО. Создание внешних и внутренних условий коррекционной работы (четко продуманная схема действий, соблюдение ритма занятия, чередование выполнения заданий с развлечениями, доступность заданий, вербальная составляющая занятия, использование наглядных средств обучения, доверительная атмосфера, эмоциональная поддержка ребенка, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода) обеспечивает успешность познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся.
В заключении мне бы хотелось подлиться с вами цитатой, которая очень точно иллюстрирует наш труд с аутичным ребенком: «Работа с аутичными детьми – процесс сложный и длительный, он растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель, месяцев могут казаться удручающе малыми или вообще отсутствующими. Но каждый – пусть даже самый малый шаг – драгоценен: из этих неуклюжих шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Далеко не у каждого этот путь окажется так велик, как хотелось бы, но обретенное на этом пути останется с ребенком и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е. Каган).
Литература:
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с.
Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Вып. 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М.: МИРОС, 2010.
Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016 125с.