СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период в условиях реализации ФГОС

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области







Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период в условиях реализации ФГОС




Блинкова С.А.

педагог-психолог









2019 год


Нет плохих учеников,

есть неудачная ситуация для развития ребенка.


Многочисленные исследования показывают, что около 25-30% детей, которые приходят в первый класс, уже имеют отклонения в здоровье. А за период обучения число здоровых детей уменьшается в четыре раза.

Наши дети страдают и в психологическом плане. Часто с поступлением в школу присущие дошкольникам открытость, здоровое любопытство, инициативность попросту подавляются.

Федеральные государственные стандарты определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных моментов в жизни ребенка. Это не только новые условия, это новые отношения, новые обязанности. По данным Института возрастной физиологии РАО у 65-70% детей в период адаптации возникают страхи, срывы. От того, насколько благоприятно пройдет у ребенка период вступления в школьную жизнь, зависит все дальнейшее его пребывание в школе. Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет терпит неудачи, он теряет уверенность в дальнейшей жизни.

Идея «здоровьесбережения» учащихся проходит красной нитью национального проекта «Образование», особенно актуальна она для начальной школы, так как стандарты по-новому обращают учителя к организации обучения первоклассников, особое внимание, уделяя адаптационному периоду.

«Нет плохих учеников, есть плохие учителя» - писал Жан Жак Руссо. Я позволю себе изменить это высказывание: «Нет плохих учеников, есть неудачная ситуация для развития ребенка».

Ведущие психологи о проблеме адаптационного периода.

Симптомы «кризиса семи лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский, понятие «социальная адаптация» осветил Г.А Гусев, об особенностях адаптации первоклассников к новым условиям писали М.М. Безруких, Л.А Венгер, Н.Г.Лусканова, Р.В.Овчарова, Д.Б.Эльконин и другие.

В словаре С.И.Ожегова адаптация определяется как приспособление организма к изменившимся условиям.

Поступление в школу вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон. В школе все по-другому: работа в достаточно напряженном режиме, новая жесткая система требований. Ученые - психологи выявили, что адаптационный период первоклассников длится до восьми недель. Если процесс адаптации нарушается или слишком затягивается, наступает дезадаптация. Это ведет к затруднениям в обучении, нервным расстройствам, появлению тревожности, возникновению конфликтов.

Адаптация к школе – это многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая и социально - психологическая адаптация. Согласно М.М.Безруких процесс адаптации можно разделить на три этапа.

Первые три недели адаптации получили название «физиологическая буря». В этот период на все воздействия организм ребенка отвечает большим напряжением всех систем. Дети тратят огромную часть ресурсов своего организма. Это объясняет, что в конце сентября многие первоклассники болеют.

Следующий этап – «неустойчивое приспособление». Организм ребенка вырабатывает приемлемые варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на перегрузки уже с меньшим напряжением.

Компоненты социально – психологической адаптации.

Взаимодействие между учителем и учеником. Это неоспоримо, что «Все в учителе оказывает то или иное воздействие на класс».

Негативно влияет на психику детей:

  • авторитарность

  • категоричность

  • несдержанность

  • раздражительность

  • равнодушие

Эти воздействия повышают уровень тревожности первоклассника, истощают его энергетические ресурсы.

Благоприятно отражаются на психическом здоровье детей:

  • способность к сочувствию

  • сопереживанию

  • толерантность

  • умение владеть своими эмоциями.


Климат на уроке.

Как ни странно, но главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину, но не авторитарную, а дисциплину, которая зависит:

  • от разумности требований

  • от степени насыщенности урока

  • от правильного сочетания серьезного и юмористического

  • от знания особенностей детей и индивидуального подхода к ним.


Контроль и оценку знаний осуществлять в данный период в соответствии с требованиями ФГОС. У каждого ученика есть портфолио, оно отражает результаты, достигнутые ребенком за определенный период, и дает возможность строить прогнозы на дальнейшее развитие.

При оценке деятельности необходимо стремиться:


  • не скупиться на похвалу

  • хвалить исполнителя, критиковать исполнение

  • даже в море неуспеха находить островок успешности

  • не ставить перед ребенком несколько задач одновременно

  • формула «опять ты НЕ» - верный способ выращивания неудачника

  • не подлежит оцениванию темп работы, личностные качества, своеобразие психических процессов


При всем многообразии различных проявлений в поведении детей, все они, как шумные, так и тихие, как агрессивные, так и спокойные - нуждаются в помощи и поддержке.

Причины следующие:

- им трудно ориентироваться в пространстве школы

- им неизвестны многие правила поведения в школе

- незнакомы окружающие дети и взрослые


Психологи советуют, чтобы обеспечить повышение уровня развития познавательных процессов, учебную мотивацию, снизить уровень тревожности, создать эмоциональный комфорт и чувство защищенности необходимо:

  • стремиться, чтобы каждый день приносил первоклассникам радость

  • показывать каждому ребенку, что он интересен (выслушивать, подбадрить..)

  • серьезно относиться к его маленьким проблемам и принимать его таким, какой он есть

  • создавать на уроках обстановку доверия, организую деятельность, а не поведение

  • считаю, что плохое поведение первоклассника – это не вызов учителю, а реакция на переутомление

  • ежедневно всех хвалить (слабоуспевающих за маленькие победы, сильных – за решение трудных учебных задач). На каждом уроке как можно чаще говорить детям такие фразы: «Как быстро ты этому научился!», «Как хорошо у тебя получается учиться!», «Ты всему учишься удивительно легко!», «Вижу, тебе нравится учиться!


Для создания психологического комфорта советуют использовать упражнения на релаксацию:

  • Энергично надуваем воображаемый шарик, затем он медленно со звуком «с – с - с» начинает сдуваться.

  • Набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем в руках, высыпаем песок.

  • Встаем прямо, принимаем позу солдата и не двигаемся 10 секунд, затем на 10 секунд принимаем позу «тряпичной куклы».

  • Отдыхаем под музыку: шум ручья, пение птиц и т.д.


Главное - научить ребенка расслабляться и концентрироваться. Отношения выстраивать желательно следующим образом:

  • тревожным детям не давать негативную оценку

  • не спрашивать их в начале и в конце урока

  • не подгонять и не торопить

  • не говорить строго с нерадивым учеником в присутствии тревожного

  • хвалить при всех, а замечания наедине


Благополучная адаптация зависит также от системы межличностных отношений, в которые вступает первоклассник.

На начальном этапе дети еще:

  • не умеют сотрудничать в больших группах

  • плохо знают друг друга


Поэтому самой комфортной для первоклассника является работа в парах. Формирование пар (по желанию) в начале периода адаптации особенно важно, так как поддерживает положительную эмоциональную атмосферу в классе.

Итак, основными показателями благоприятной адаптации ребенка к школе являются:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья

  • установление контакта с учителем

  • формирование адекватного поведения

  • овладение навыками учебной деятельности


И наоборот, наличие у ребенка беспокойства, тревоги, повышенной возбудимости, агрессивности – это признаки дезадаптации. Дезадаптация – это образование негативных механизмов приспособления к школе. Природа дезадаптации сложна. Корни ее в характере семейных отношений, в личностном развитии, реже в складывающихся отношениях с учителем.

В результате правильно проведенных мероприятий все учащиеся класса должны успешно адаптироваться к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника должна быть сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не должно быть.

Своё выступление я хотела бы закончить словами Л. Кассиля:

"Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….

Поэтому в этот период очень важна роль и семьи!

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.