Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ в период подготовки к конкурсу профессионального мастерства
Студенты с инвалидностью и ОВЗ отличаются от сверстников с нормой здоровья: спецификой заболевания (нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психическими и общими заболеваниями) и иными заболеваниями, не связанными с инвалидностью; проблемами в коммуникативной сфере, психофизиологическими особенностями и психологическими барьерами.
Как следствие – появление различного рода ограничений, влияющих на образовательный процесс: способности к самообслуживанию, мобильности, возможности заниматься различными видами деятельности, профессиональных перспектив.
В этой связи, важнейшее значение имеет создание благоприятной обстановки. В период подготовки мастер становится наставником.
Если говорить более конкретно, то пристальное внимание уделяется:
1. Эмоциональной культуре учащихся (упражнения на развитие эмпатии; примеры игровых ситуаций для развития эмпатии; упражнения на осознание особенностей экспрессии; упражнения на развитие мимической экспрессивности; упражнения на развитие эмоциональной выразительности).
2. Невербальному взаимодействию в процессе обучения (упражнения на развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации; упражнения на осознание и совершенствование жестикуляции; упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки, позы, походки; упражнения на осознание интонационных особенностей речи).
3. Способам саморегуляции эмоционального состояния (дыхательные упражнения; упражнения на саморегуляцию эмоциональных состояний через внешние проявления эмоций; упражнения для расслабления мышц лица; упражнения на концентрацию внимания; упражнения на визуализацию; упражнения на сюжетное воображение; способы ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации; первая помощь после стрессовых факторов; способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний).
4. Психофизической тренировке (составление формул самовнушения; упражнения на сознание, нахождение и снятие «мышечных зажимов»; упражнения телесно-ориентированной терапии на снятие излишнего напряжения; упражнения на физическую и психологическую раскрепощенность).
Рекомендации педагогам-психологам:
Крайне важно:
1. Организовать психологическое сопровождение конкурсантов на протяжении всех этапов подготовки к мероприятию.
2. Создать правильный психологический настрой - психологическую установку на успех (в любом его проявлении, включая шквал зрительских аплодисментов).
3. Стабилизировать эмоциональное состояние выступающих.
4. Научить правильно организовать свое свободное время.
5. Научить правильному дыханию и приемам саморегуляции.
6. Тренировать память, внимание («Как быстро запомнить текст», «Как сконцентрировать внимание»).
7. Правильно организовать деятельность мозга и питание.
8. Отработать упражнения для снятия стресса.
9. Освоить элементы тибетского точечного массажа.
Составление формул самовнушения
Для построения формул оптимального состояния необходимо:
1. Выделить несколько «критических» ситуаций, для разрешения которых в первую очередь требуется способность к психическому самовнушению. Обычно учащиеся называют ситуации своих выступлений на сцене, защиты своих проектов на конференциях, конкурсах, спортивных соревнований. У преподавателей спектр «трудных ситуаций» шире и индивидуальнее. Тут и публичные выступления, и конфликтные ситуации на работе или в семье, и бессонница...
2. Вспомнить и подробно описать свое состояние в момент наибольшего подъема сил, наивысшей работоспособности, «ясности» ума и четкости мышления, возникавшее в такой напряженной ситуации, где требуется психическое самоуправление (например, во время сольного концерта).
3. Подготовить формулу «оптимального состояния», самовнушение которой в момент полной мышечной релаксации должно воспроизвести психическое состояние, близкое к требуемому. При этом нужно помнить, что формулы должны вбирать в себя только те мысли и чувства, которые требуются для мобилизации в конкретной ситуации.
Помните, что самовнушение должно быть:
• позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное);
• обличено в простые, четкие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не содержать частицы «не». Формулы самовнушения начинаются со слов: «я хочу...», «я могу...», «я буду...».
Вот примеры некоторых формул оптимального состояния, составленных студентами для применения в стрессовой ситуации выступления на сцене:
• «Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!»
• «Я совершенно спокоен(на)! Я собран(а)! Мыслю четко!»
• «Я весел(а) и раскован(а)! Мое тело легкое! Движения свободные и красивые! Я уверена в себе!»
• «Я могу управлять своими внутренними ощущениями».
• «Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю».
• «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства».
• «Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке».
Упражнение на саморегуляцию эмоционального состояния через внешнее проявление эмоций (основной акцент - на дыхание). Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»
В момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо задать себе вопросы самоконтроля:
-как выглядит мое лицо?
-не скован (а) ли я?
-не сжаты ли мои зубы?
-как я сижу? стою?
-как я дышу?
Если выявлены признаки напряженности, необходимо:
1. Произвольно расслабить мышцы.
Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:
Мышцы лица расслаблены.
Брови свободно разведены.
Лоб разглажен.
Расслаблены мышцы челюстей.
Расслаблены мышцы рта.
Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
Все лицо спокойно и расслаблено.
2.Удобно сесть, встать.
3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, снять, «сбить» учащенное дыхание.
4. Установить свободный ритм дыхания (показ практического восстановления дыхания).
Упражнения на контроль и коррекцию позы, осанки, походки. Упражнение «Контроль и коррекция осанки»
Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги соедините, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепить мышцы спины и пресс, необходимо 2-3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плеч, а локти – туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполняется 1-3 минуты. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).
Упражнения на развитие эмоциональной выразительности (отражение эмоционального состояния). Упражнение «Зеркало»
Человек знает, как меняется его лицо в зависимости от внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать лицу соответствующее ситуации выражение. Стоит в обычной обстановке посмотреть на себя в зеркало не торопясь и внимательно, а затем волевым путем придать ему выражение человека в уравновешенном состоянии, как по схеме обратной связи может сработать механизм стабилизации психики.
Заставьте себя улыбнуться в тяжелый момент. Удерживаемая на лице улыбка улучшает настроение, поскольку существует глубокая связь между мимическими, телесными реакциями и переживаемыми эмоциями.
Упражнения для активизации представлений
Для успешного выполнения упражнений на произвольное расслабление целесообразно использовать имеющиеся в памяти человека представления, связанные с личным опытом переживания состояний расслабления и отдыха. Конкретное представление знакомой ситуации приводит к хорошему мышечному расслаблению и облегчает выполнение упражнений.
Приняв исходное положение, следует закрыть глаза и постараться припомнить и ярко представить себе, например, следующие ситуации:
а) «лежу на теплом песке пляжа, он приятно согревает тело; солнце мягко припекает, легкий ветер холодит кожу лба, не хочется двигаться; приятное ощущение покоя во всем теле, оно как будто растворилось в теплом воздухе летнего безмятежного дня»;
б) «медленно плыву в теплой тихой морской воде; перевернулся на спину, совершенно расслабился, и вода сама держит меня; тело почти невесомо, оно потеряло границы; слегка покачивает на легкой волне; приятно так отдыхать»;
в) «лежу в мягкой пуховой постели; сегодня я много сделал, хорошо поработал, и приятная усталость как-то особенно ощутима; она вдавила тело в постель; тяжелые руки, тяжелые неподвижные ноги, не хочется двигаться; ни о чем не думается, только физически ощущается покой, тишина, отдых».
Подобные воспоминания и ситуации подбираются с учетом индивидуального опыта человека. Когда соответствующее воспоминание найдено, надо представить себе данную ситуацию в деталях, подробностях и обратить на них внимание, тогда представления начнут приобретать отчетливость и яркость.
Методика релаксации, применяемая в процессе подготовки учащихся Центра к конкурсам, фестивалям, соревнованиям и др. ответственным мероприятиям
Методика дает положительный результат лишь при тщательном усвоении приемов.
Занятия по овладению методикой релаксации в период подготовки к выступлениям перед зрителями (аудиторией) могут проводиться вначале с группой, а затем индивидуально, а также в форме домашнего задания.
Целесообразно тренироваться утром сразу после пробуждения и непосредственно перед засыпанием в вечерние часы. Это обусловлено тем, что заторможенное состояние коры головного мозга после пробуждения или перед засыпанием способствует более эффективному освоению навыков.