Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает систему работы с данной категорией детей и включает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, социального педагога, педагогический коллектив в целом. Необходимо не только выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения, но и устранить причины отклонений в поведении школьника, что подразумевает:
изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
изменение условий семейного воспитания.
И только комплексный подход к решению данной задачи и взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения позволит эффективно ее реализовать.
Этапы психологической работы
№ | Название этапа | Основное содержание работы |
I | Установление психологического контакта с учащимся | Установление эмоциональной связи с обучающимся заинтересованности во всем, что связано с ним, что происходит в душе и сознании подростка. |
II | Диагностическая работа | Определение типа дезадаптации подростка; выявление причин поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление самооценки; положение в коллективе, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям. |
III | Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи | Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической |
IV | Определение эффективности проделанной работы | Оценка эффективности и анализ проведенной работы |
Сбор информации об обучающемся от всех субъектах образовательного процесса: классного руководителя, учителей-предметников, родителей, медицинского работника (в рамках доступной информации), социального педагога и других специалистов при необходимости.
С целью сбора информации об обучающихся группы риска и составления банка данных о них, используются методические материалы, предложенные авторами Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкой, Н.С.Толстоуховой и другими. Так же используются методические материалы по работе с детьми «группы риска» в который входят:
карта-характеристика личности подростка (составляется педагогом-психологом и классным руководителем);
анкета «Подросток «группы риска»» в социуме (для подростков, состоящих на учете в отделе внутренних дел);
схема наблюдения за учащимся на уроке (педагог-психолог);
схема реальных учебных возможностей учащихся включает уровни работоспособности, темп деятельности; интеллектуальное развитие – умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления, самоконтроль при изучении учебного материала, преобладающие склонности к циклу учебных предметов, сформированность учебно-познавательного мотива; (заполняется учителями предметники, работающими с данным ребенком);
педагогическая характеристика учащихся включает интересы, увлечения /для учащихся 9-11 классов – профессиональное самоопределение/, самооценку, социальный статус в коллективе, сформированность волевых качеств, тип поведения, особенности характера (классный руководитель);
психологическая характеристика учащихся «группы риска» (педагог-психолог) составляется на основе результатов психодиагностики, указанные в циклограмме.
Диагностический этап включает исследование:
- особенности учебной деятельности;
- эмоционально-личностной сферы;
- коммуникативной сферы и социального развития.
Основной диагностический инструментарий психолога
в работе с детьми группы риска.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». Определение причин отклоняющегося поведения. |
Направленность, акцентуации характера, личность | -Патохарактерологический диагоностический опросник Личко, -акцентуации характера Леонгарда-Шмишека. -Много-факторное исследо-вание личности Р.Кеттелла | Обучающиеся с 8-14лет | Начало года | 1 раз в год | Педагог-психолог |
Выявление осознанности и адекватности самооценки, самоконтроля. Состояние учебной деятельности | Методика Л.М.Фридмана «Неоконченные предложения» Самооценка Дембо-Рубинштейн. | Обучающиеся с11-17 лет | по необходи-мости | 1 раз в год | Педагог-психолог |
Темперамент | Г.Айзенк | Обучающиеся с 13лет | начало года | 1 раз в год | Педагог-психолог |
Личностная тревожность; школьная тревожность; Определение уровня школьной, самооценочной, межличностной тревожности. | Спилбергер, Филипса А.М.Прихожан | Обучающиеся с 12 лет | н.г; к.г. | 2 раза в год | Педагог-психолог |
Склонность к агрессивному поведению | -проективная методика исследования личности -“HAND-TEST”. - опросник А.Басса и А.Дарки. -проективная методика «Кактус» | Обучающиеся с 7-17 лет | н.г | 1-11 1 раз в год | Педагог-психолог |
Особенности семейного воспитания | -методика Рене Жиля -«стратегии семейного воспитания» -«Кинетический рисунок семьи». | Обучающиеся, родители | н.г | 1 раз в год | Педагог-психолог |
Эмоциональный фон, физиологическое состояние, внутриличностные конфликты | М.Люшер | Обучающиеся | н.г | 1 раз в год | Педагог-психолог |
Интеллектуальное развитие | тест интеллекта в зависимости от возраста | Обучающиеся | н.г | 1 раз в год | Педагог-психолог, классный руководитель. |
Социально-психологи-ческий статус в классе, межличностное взаимодействие в классе. Особенности внутриклассных отношений. | -социометрия Дж.Морено -методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса. -графический тест «Рисунок класса» (индивидуально) | Обучающиеся | н.г | 1 раз в год | Педагог-психолог, классный руководитель. |
Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности | -опросник Г.Айзенка | Обучающиеся | н.г | | Педагог-психолог |
Преобладающий тип поведения в конфликте | -«Стиль поведения в конфликте» К.Томас | Обучающиеся | н.г | 1 раз в год | Педагог-психолог,классный руководитель. |
Самооценка | - нравственной самооценка Т.А.Фалькович. -Дембо-Рубинштейн | Обучающиеся с 12-17лет | н.г, к.г | 2 раза в год | Педагог-психолог, классный руководитель. |
Преобладающие склонности к учебным предметам, Интересы. | -опросник профессионального самоопределения Е.А.Климова | Обучающиеся | н.г | 1 раз в год 9-11 | Педагог-психолог, классный руководитель. |
Волевая регуляция | -методика определения силы воли А.В.Батаршев | Обучающиеся | н.г | | Педагог-психолог, классный руководитель. |
Карта-характеристика личности подростка. Анкета: «Подросток «группы риска» в социуме | анкета, Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В.Высоцкая | Обучающиеся на учете КДН, ОДН | н.г, с момента постановки на учет | 6-11 | Педагог-психолог |
Определение суицидального риска | -опросник суицидального риска модификация Т.Н.Разуваевой - графический тест «ваши мысли о смерти» Л.Б.Шнайдер - выявление суицидального риска у детей ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) | Обучающиеся, педагоги, родители | по необходи-мости | 7-11 | Педагог-психолог |
Определение уровня депрессии | -определение уровня депрессии Бека, -методика В.А.Жмурова | Обучающиеся, педагоги, родители | по необходи- мости | 7-11 | Педагог-психолог |
Выбирается необходимый инструментарий для исследования нужной функции.
С целью определения причин стойкой, длительной неуспеваемости обучающегося, проводится индивидуальное диагностическое исследование структуры и оценки уровня интеллекта обучающихся с использованием методик Д.Векслера (тест интеллекта WISC Д.Векслера, адаптированный А.Ю.Панасюком и унифицированный Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеевым). Кроме этого, диагностируется уровень развития когнитивных процессов (свойства памяти, слуховая память - «10 слов», опосредованная, особенностей мышления - «Пиктограмма», внимания, восприятие, проективные методики), в качестве дополнительных методик используется набор вербальных проб (интерпретация идиом, сравнение пар понятий, методики «Четвертый лишний»), определяется актуальный уровень развития мышления (качественная оценка выполнения заданий).
По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел).
Далее работа по сопровождению ребенка с проблемами в развитии, а также детей «группы риска» в учебно-воспитательном процессе осуществляется через деятельность ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистов включает следующие основные составляющие:
Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с обучающимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
-формирование личной и социальной компетентности (развитие позитивного отношения к самим себе и окружающему обществу, укрепление чувства самоуважения;
-обучение способам саморегуляции (владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами);
-освоение неагрессивных способов реагирования на критику, умения твердо сказать «нет» (в ситуации попробовать наркотик или совершить преступление);
-формирование ценностей, позволяющих решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Работа с семьей, взаимодействие психолога и семьи (семейное консультирование - обучение родителей психологической культуре в общении с подростками)
-направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса,
-оптимизацию детско-родительских отношений.
Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование).
- формирование толерантности в отношении обучающегося, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Важным условием эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу-психологу и социальному педагогу в случаях:
-наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
-появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
-употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
-кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.