ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«Если мы хотим достичь более богатой культуры, мы должны найти такую, в которой каждый человеческий дар имеет свое место".
Маргарет Мид.
Каменецкая Инесса Анатольевна
Педагог-психолог
МАДОУ Детский сад «Берёзка»,
671050 Россия, Республика Бурятия, с. Иволгинск, ул. Октябрьская , 37 «А»
kamen.inessa.4052481
Аннотация
Статья посвящена теме психологического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении. В материале рассматриваются методы, коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, которые применяются при работе с детьми аутистического спектра, c задержкой психического, речевого развития.
Дети с особыми образовательными потребностями – это особенные дети, состояние здоровья которых препятствует полноценному освоению основной образовательной программы ДОУ в не специально созданных условиях обучения и воспитания.
В современное время нам, педагогам-психологам, учителям-дефектологам необходимо осуществлять коррекционно – развивающую работу с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. Ведь перед нами стоят непростые задачи, такие, как: развитие психических процессов у детей; осуществление коррекции негативных тенденций развития; развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка; профилактика вторичных отклонений в развитии детей.
Ключевые слова: коррекция развития, инклюзивное образование, комплексная технология, ранняя социализация, интеграция в общество, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
Всем известно, что дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности.
По мнению многих исследователей, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Меняется и современная система дошкольного образования, характеризующаяся переосмыслением принципов, содержания, форм, методов обучения и воспитания. [ 2 ]
Важно отметить, что особенно данные изменения касаются тех педагогов, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями. Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с особенностями в развитии и в поведении.
К группе дошкольников с особыми образовательными потребностями можно отнести детей, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Дети с нарушением зрения; слуха, с нарушениями в поведении, нарушениями координации движений, нарушениями интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Дошкольники с минимальными и парциальными нарушениями психического развития рассматриваются как категория, занимающая промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначается как «группа риска». [ 3,1 ]
Необходимо отметить, что работа педагога-психолога в детском саду предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Говоря о психологическом сопровождении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, мы подразумеваем создание максимально благоприятных условий для их интеграции в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками. [ 9,10]
Существует несколько этапов работы с особенными детьми:
Организационно-методический этап, который включает в себя набор детей в группу, определение индивидуального образовательного маршрута (основывается на наблюдении за ребёнком в режимные моменты, во время игровой деятельности, образовательной деятельности, а также по результатам ПМПК)
Диагностический этап, включающий проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных ребёнка.
3. Коррекционно – развивающий этап. Подразумеваются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с педагогом-психологом и совместная работа с другими специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.
4. Заключительный этап характеризуется проведением итоговой диагностики, подведением итогов.
Диагностическое обследование детей проводится три раза в год, в начале, середине и в конце учебного года.
На каждом психокоррекционном занятии мы закладываем основу для формирующего воздействия на ряд психических сфер и стараемся создать условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.
Если же говорить об организации и проведении коррекционной работы психолога, то она обусловлена имеющимися у детей отклонениями, которые привели к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения.
Выбирая методы, технологии коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве мы учитываем, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития может иметь специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. [ 7, 8]
Необходимо учитывать, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Таким образом, педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение реализуемых специальных (коррекционных) образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии. [ 5,4]
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду "Берёзка", с. Иволгинск, характеризуется использованием следующих методов:
«Двигательные ритмы».
Данный метод применяется при формировании межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Откровенно говоря, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
«Тактильное исследование предметов».
Характеризуется повышением точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.
«Звукодыхательные упражнения»
Метод подразумевает стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.
«Релаксация».
Метод, направленный на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Данный метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
«Подвижные игры».
Метод подвижных игр обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
«Арт-терапия», - метод, способствующий активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.
«Конструктивно-рисуночный метод». Данный метод направлен на формирование устойчивых координат («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.
«Дидактические игры», метод, позволяющий развивать познавательные способности детей: памяти, внимания, мышления; а также самоконтроля и произвольности. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.
«Психогимнастика» - метод, который способствует преодолению двигательного автоматизма, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Психогимнастические упражнения дают возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. Таким образом, дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении.
Многими исследователями доказано, что дети, выполняющие элементы психогимнастики, лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, они могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.
«Нейрогимнастика» - это метод немедикаментозной помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы. К примеру, задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, ранний детский аутизм. Также метод нейрогимнастики полезен нейротипичным детям для общего психофизического развития, направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
«Коммуникативная игра». Данный метод способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации. [ 4]
Практика психокоррекционной деятельности с детьми доказывает, что положительного результата можно добиться только при совместной продуктивной работе с семьей. Мы рассматриваем такие формы работы, как психологическое консультирование, другими словами, дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Вера в своих детей и помощь нам, педагогам, это самое главное условие для эффективности работы. Вместе мы создаем творческие, исследовательские проекты совместные праздники, ведь родители могут увидеть достижения своего ребенка, поверить в его успех, поучаствовать совместно с ребенком в конкурсах различного уровня. [ 12]
Откровенно говоря, эти формы эффективны, ведь они позволяют найти индивидуальный подход к каждому родителю, расположить к себе, завоевать их доверие, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, тревогами, сомнениями, а самое главное, радостью за маленькие и большие шаги ребёнка к успеху.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, - 2016. – С. 140-141.
2. Бардиер, Г., Ромазан, И., Чередникова, Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. - СПб.: ДОРВАЛЬ, - 2013. – С. 87-88.
3. Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т В. Варенова. - М.: Форум, - 2015. – С. 246.
4. Виневская А. В. Педагогика. Словарь-справочник коррекционного педагога / А. В. Виневская. – Ростов н/Д.: Феникс, - 2013.– С. 191-192
5. Демьянчук, Р.В. Педагогическая психология инклюзивного образования / Р.В. Демьянчук / Инклюзивное образование: от педагогической теории к практике. Всероссийская научно- практическая конференция: материалы и доклады (СПб., 23-24 апр. 2015 г.) // ГБ ПОУ Охтинский колледж; [под общ. ред. И.С. Макарьева]. - СПб.: ГБ ПОУ Охтинский колледж, - 2015. – С. 188.
6. Зырянова С. И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С. И. Зырянова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. – С. 43-54.
7. Нефедова, Е. Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель. - 2011. - №4. - С. 69-71.
8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Академия, - 2014. - С. 302-303.
9. Сманцер А. П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентностного подхода / А. П. Сманцер. - (Педагогика) // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2010. - № 11. - С. 8-12.
10. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье: моногр. / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, - 2015. - С. 387.
11. Холод, В.Л., Холод, А.В. Социально-педагогическая защита детей и молодежи / В.Л. Холод, А.В. Холод // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2013. - № 2. - С. 196-202.
12. Шуклова Л. А. Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР: подходы и их решение / Л. А. Шуклова. - (Коррекционная педагогика) // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. -С. 267-272.