Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.»
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе педагог – психолог МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Щелканово Мециева Е. М.
- Результаты деятельности психолога предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев
Личностные УУД
- Сформированность внутренней позиции школьни-ка, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
- Умение обучающихся соотносить поступки и собы-тия с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравствен-ный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделя-ют три вида действий: 1) действия смыслообразования; 2) действия по самооцениванию, самоопределению;
3) действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Диагностика личностных УУД
1.«Беседа о школе» (Нежнова) УУД: мотивация, внутренняя позиция школьника. 2.Методика «Определение уровня школьной мотивации (по Лускановой)» УУД: действия, направленные на определение своего отношения к обучению в среднем звене и школьной действительности; действия, устанавливающие характер мотивации учения; 3.Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»» УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами; 4.Методика «Опросник учебной мотивации» Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. 5.«Лесенка » УУД: оценка качеств своей личности, внутренней позиции школьника, выявление уровня развития самооценки.
6. Выявление атрибуции характера успеха-неуспеха : понима-ние причин успеха-неуспеха, действия самооценивания.
Регулятивные УУД
- Обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности, регуляцию учебной деятельности; саморегуляцию состояний.
Диагностика регулятивных УУД
- 1. Методика «Числовые таблицы» УУД: действие, направленное на запоминание и удержание инструкции во времени, умение начинать выполнение действия и заканчи-вать его в требуемый момент, выявление степени утомляе-мости, устойчивости внимания, работоспособности . 2.Методика «Кодировка» УУД : знаково – символи-ческие действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроля; 3. Методика «Рукавички» УУД: коммуникативно-речевые действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера , действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения; 4. «Проба на ошибки» УУД: регулятивные действия контроля (планирование);
5. Методика «Изучение саморегуляции».
Познавательные УУД
- Включают исследовательские действия - умение работать с информацией (в тексте); действия по раскрытию сущности понятий, действия по осуществлению доказательств (проявление умений логического мышления).
Диагностика познавательных УУД
1.Методика «Словесно-логическое мышление» УУД: логические действия, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей.
2.Корректурная проба: объём и концентрация внимания. 3.«Заучивание слов» УУД: работа с информацией, динамика процесса заучивания.
- 4.Проба на определение количества слов в предложении УУД: знаково-символические познавательные действия.
- 5.Методика «Нахождение схем к задачам»(задачи и схемы для 1 кл. подбирает учитель) моделирование, познавательно-логические, знаково-символические.
Коммуникативные УУД
- Обеспечивают сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсужде-нии проблем, строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В этой группе УУД следует выде-лить три типа действий:
- 1) учет позиций собеседника;
- 2) установление рабочих отношений в группе.
Диагностика коммуникативных УУД
- Методика «Рукавички» УУД: (коммуникативно-речевые действия), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции парт-нера, действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения;
- Методика «Моральные дилеммы «Оцени поступок. Нормы взаимопомощи» УУД: действия нравственно-этического оценива-ния, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами;
- Коллективные, групповые работы: умение проявлять себя в коллективной деятельности.
Диагностика адаптации первоклассников к школе
- Тест Керна-Йирасека по определению школьной зрелости.
- Тест «Домик» - уровень развития произ-вольного внимания.
- Рисуночная проба «Я в школе» – школьная мотивация.
- «Рисунок несуществующего животного» - исследование психического состояния и самооценки.
- Асмолов А.Г. и др.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение.2008:
Этапы диагностического контроля УУД в 1-2 классах
- Первичная диагностика
- Промежуточная
- Итоговая
- Уровень развития УУД в 1-2 классах на каждом этапе диагностики
- Сравнение отдельных показателей личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (по тестам) на этапах первичной диагностики, промежуточной, итоговой, %
- Динамика УУД
- Психологическое консультирование учителей
.
Индивидуальные психологические консультации для родителей
.Сравнительный анализ УУД у
обучающихся 1-2-х классов
по результатам первичной
промежуточной, итоговой
диагностики.
.Динамика УУД.
Выводы:
- Высокий уровень развития УУД
- Требует первоочередной развивающей работы УУД