Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС (начальная школа)
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в школе. Определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога – психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности;
создать специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
развивать коммуникативные качества личности школьника;
способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся:
- личностные действия – сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
- регулятивные действия – овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение;
- познавательные действия – формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- коммуникативные действия – способность учитывать позиции собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.
Измеряя универсальные действия, осуществляется сбор информации, которая является не только констатирующая, но и ориентирует психолога в причинах возможной несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий. Быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Материалы для диагностики сформированных УУД:
Виды универсальных учебных действий | Типовые диагностические задачи |
Личностные универсальные учебные действия |
Самопознание и самоопределение Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) | Методика «Кто я?» 3 – 4 классы, методика «Беседа о школе», 1 – 3 классы (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха-неуспеха» 1 – 4 классы |
Смыслообразование. Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?) | «Незавершенная сказка», 1 – 3 классы. «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса », 1 – 4 классы. «Опросник мотивации», 1 – 3 классы. |
Нравственно-этическое оценивание. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны их сверстников) | Знания на оценку усвоения норм взаимопомощи, 1-2 классы. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже), 1 класс. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже 1 – 3 классы. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1 – 4 классы. Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е,А.Кургановой и О.А.Карабановой) , 1-4 классы. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, конроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала | Выкладывание узора из кубиков (цель: выявление регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2 – 3 классы. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Общеучебные универсальные действия Выделение учебной деятельности, информационный поиск, знаково-символическое действие, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения | «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова), 1 класс. Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка), 1 класс. Методика «Нахождение схем к задачам »(по А.Н.Рябинкиной), 1 – 3 классы. |
Универсальные логические действия. Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательств | Построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьеска), 1 класс |
Постановка и решение проблем Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой), 1 – 4 класс |
Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды) |
Коммуникация как взаимодействие. Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение | Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман и др.) 2 – 4 классы |
Коммуникация как операция. Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться | Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман), 1 класс |
Коммуникация, как условие интериоризации. Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу | Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант ), 2 – 4 класс |
Работа по психолого-педагогическому сопровождению введения ФГОС НОО строится поэтапно:
1 этап (дошкольный) – он начинается в ноябре – декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября.
В рамках этого этапа осуществляется:
Развивающая, психо-коррекционная работа педагога – психолога с будущими первоклассниками.
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка перед поступлением ребенка в школу.
1 класс
2 этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Данный этап начинается в сентябре месяце и заканчивается в первой декаде октября в рамках деятельности МБОУ-ООШ.
Психолого – педагогическая диагностика уровня школьной готовности поступающих в первый класс проводится для выявления школьных рисков, формирования благоприятного адаптационного фона, сформированности внутренней позиции школьника и мотивации учения.
Наблюдение за индивидуальными особенностями школьников и их возможностями в общении, а также выявление учащихся с трудностями в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками.
3 этап (первичная адаптация) – первичная адаптация детей к школе.
1. Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям (выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации).
2. Проведение консультаций педагога по выработке подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны педагога, работающего класса.
3. Организация методической работы педагога, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Выступление на МО учителей начальных классов.
5. Аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
4 этап – психолого – педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия.
- психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
- аналитическая работа (аналитическая справка по результатам психодиагностики) и организация психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики:
- выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в образовательном учреждении, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
- аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на осмысление результатов, проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с результатами коррекционно – развивающей работы по адаптации первоклассников и переводу учащихся во второй класс начальной школы.
- планирование психолого – педагогической работы на следующий год.
2 класс
1 этап (подготовительный, проводится в сентябре) – выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности, при этом оцениваются такие универсальные учебные действия, как : действие, смыслообразование.
2 этап (коррекционно-развивающая работа) – планирование коррекционно-развивающего маршрута для учащихся 2 класса (сентябрь):
- проведение индивидуальных консультаций для родителей для корректировки работы с учащимися.
3 этап (просветительский) – выступление педагога – психолога на родительских собраниях, педагогических советах и МО учителей начальных классов:
- выступление на МО учителей начальных классов.
- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с промежуточным результатом корекционно-развивающей работы с учащимися (январь).
- аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на осмысление результатов, проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с результатами коррекционно – развивающей работы с учащимися 2 класса и переводу учащихся в третий класс начальной школы.
- планирование психолого – педагогической работы на следующий год