СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в школе. Определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога – психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение»

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС (начальная школа)

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в школе. Определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога – психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности;

создать специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

развивать коммуникативные качества личности школьника;

способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся:

- личностные действия – сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

- регулятивные действия – овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение;

- познавательные действия – формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

- коммуникативные действия – способность учитывать позиции собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.

Измеряя универсальные действия, осуществляется сбор информации, которая является не только констатирующая, но и ориентирует психолога в причинах возможной несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий. Быть экономичной по форме проведения и затратам времени.

Материалы для диагностики сформированных УУД:

Виды универсальных учебных действий

Типовые диагностические задачи

Личностные универсальные учебные действия

Самопознание и самоопределение

Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин)

Методика «Кто я?» 3 – 4 классы, методика «Беседа о школе», 1 – 3 классы (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности» 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха-неуспеха» 1 – 4 классы

Смыслообразование. Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?)

«Незавершенная сказка», 1 – 3 классы.

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса », 1 – 4 классы.

«Опросник мотивации», 1 – 3 классы.

Нравственно-этическое оценивание.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны их сверстников)

Знания на оценку усвоения норм взаимопомощи, 1-2 классы.

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже), 1 класс.

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже 1 – 3 классы.

Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1 – 4 классы. Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е,А.Кургановой и О.А.Карабановой) , 1-4 классы.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, конроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала

Выкладывание узора из кубиков (цель: выявление регулятивных действий), 1 класс.

«Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2 – 3 классы.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия

Выделение учебной деятельности, информационный поиск, знаково-символическое действие, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения

«Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова), 1 класс.

Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка), 1 класс.

Методика «Нахождение схем к задачам »(по А.Н.Рябинкиной), 1 – 3 классы.

Универсальные логические действия.

Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательств

Построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьеска), 1 класс

Постановка и решение проблем

Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой), 1 – 4 класс

Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды)

Коммуникация как взаимодействие.

Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман и др.) 2 – 4 классы

Коммуникация как операция.

Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться

Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман), 1 класс

Коммуникация, как условие интериоризации.

Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант ), 2 – 4 класс

Работа по психолого-педагогическому сопровождению введения ФГОС НОО строится поэтапно:

1 этап (дошкольный) – он начинается в ноябре – декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября.

В рамках этого этапа осуществляется:

Развивающая, психо-коррекционная работа педагога – психолога с будущими первоклассниками.

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка перед поступлением ребенка в школу.

1 класс

2 этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Данный этап начинается в сентябре месяце и заканчивается в первой декаде октября в рамках деятельности МБОУ-ООШ.

Психолого – педагогическая диагностика уровня школьной готовности поступающих в первый класс проводится для выявления школьных рисков, формирования благоприятного адаптационного фона, сформированности внутренней позиции школьника и мотивации учения.

Наблюдение за индивидуальными особенностями школьников и их возможностями в общении, а также выявление учащихся с трудностями в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками.

3 этап (первичная адаптация) – первичная адаптация детей к школе.

1. Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям (выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации).

2. Проведение консультаций педагога по выработке подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны педагога, работающего класса.

3. Организация методической работы педагога, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Выступление на МО учителей начальных классов.

5. Аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

4 этап – психолого – педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия.

- психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

- аналитическая работа (аналитическая справка по результатам психодиагностики) и организация психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики:

- выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в образовательном учреждении, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

- аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на осмысление результатов, проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с результатами коррекционно – развивающей работы по адаптации первоклассников и переводу учащихся во второй класс начальной школы.

- планирование психолого – педагогической работы на следующий год.

2 класс

1 этап (подготовительный, проводится в сентябре) – выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности, при этом оцениваются такие универсальные учебные действия, как : действие, смыслообразование.

2 этап (коррекционно-развивающая работа) – планирование коррекционно-развивающего маршрута для учащихся 2 класса (сентябрь):

- проведение индивидуальных консультаций для родителей для корректировки работы с учащимися.

3 этап (просветительский) – выступление педагога – психолога на родительских собраниях, педагогических советах и МО учителей начальных классов:

выступление на МО учителей начальных классов.

- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с промежуточным результатом корекционно-развивающей работы с учащимися (январь).

- аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на осмысление результатов, проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с результатами коррекционно – развивающей работы с учащимися 2 класса и переводу учащихся в третий класс начальной школы.

- планирование психолого – педагогической работы на следующий год