СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Псхилогия подросков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Псхилогия подросков»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ















Психология в подростковом возрасте



Доклад по дисциплине Психология общения

Направление 37.05.01 Клиническая психология

Профиль Психология









Обучающийся Д. С. Лифановский





Борисоглебск 2023

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла тема психология подросткового возраста? Наверно потому что, мне захотелось о ней больше узнать, узнать их мышление, специфику поведения, познание интересов и условий их формирования в подростковом возрасте, определение ценностей подростков.

Подростковый возраст - это период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит огромный путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства. Вступление в мир взрослых.

Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Этот период отмечается бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе, тем не менее, существует позиция разграничения между периодами подросткового возраста и юношеством. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. Ценности являются необходимым регулятором социального поведения. Подростковый возраст является крайне важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Таким образом, можно отметить, что подростковый возраст - это возраст проб и ошибок, а также, возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое «Я», определить границы своих возможностей, подтвердить свое назначение в этом мире находит выражение именно в ситуациях проб, ошибок и экспериментов. В это время складываются и формируются устойчивые нормы поведения, черты характера и способы эмоционального проявления переживаний, реакций на эти переживания, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, социальную и личную зрелость.

Поэтому я решила не только познать их специфику поведения, но и проблемы, которые могут коснуться подростка в этот достаточно трудный период.

Согласно результатам современных исследований, существует значительный разрыв между теоретической значимостью развития волевых качеств у подростков и практической реализацией этого направления в образовательных учреждениях. Несмотря на обширную научную базу, подтверждающую важность формирования волевой сферы в подростковом возрасте, специалисты образовательных организаций зачастую не уделяют данному аспекту должного внимания.

Особенно показательно, что многие практикующие педагоги и психологи не устанавливают прямую связь между типичными проблемами подросткового возраста (проявлениями лени, сопротивлением установленным правилам, нарушениями дисциплины) и уровнем развития волевых качеств учащихся. Это свидетельствует о необходимости усиления работы по повышению профессиональной компетентности специалистов в области психолого-педагогического сопровождения формирования волевой сферы подростков.

Таким образом, на сегодняшний день существует острая потребность в разработке и внедрении эффективных программ, направленных на комплексное развитие волевых качеств у подростков, а также в повышении квалификации специалистов, работающих в данном направлении.

В своих научных трудах выдающийся психолог Э. Мейман представил оригинальную концепцию воли, согласно которой данный феномен тесно переплетается с мотивационной сферой личности и неразрывно связан с высоким уровнем развития мышления.

По мнению исследователя, наличие развитых волевых качеств проявляется через две ключевые способности личности: во-первых, умение принимать взвешенные решения в условиях неопределенности и сложности ситуации, во-вторых, способность к целеполаганию и рациональному планированию путей достижения поставленных целей.

Особенно важным представляется положение Меймана о том, что реализация любых волевых действий возможна только при наличии у индивида развитых аналитических способностей. Таким образом, ученый создал целостную модель, где воля выступает как интегративное качество личности, объединяющее в себе мотивационный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

Данная концепция внесла существенный вклад в развитие психологической теории воли и продолжает оставаться актуальной для современных исследований в этой области.

Настойчивость характеризуется В. А. Крутецким как волевое качество, которое отражает умение индивидуума доводить свои действия до логического завершения, несмотря на трудности и различные жизненные ситуации, которые не были запланированы. Выдержку учёный сравнивал с «самообладанием» и самоконтролем.

Под смелостью В. А. Крутецкий понимал психологическую готовность личности к достижению поставленных задач вне зависимости от наличия каких-либо опасностей, которые могут повлечь ему моральный или физический вред. Не менее значимым волевым качеством, он считал дисциплинированность, то есть умение индивидуума подчинять свои установки и действия общепринятым правилам/

Таким образом, исследователь создал целостную систему понимания волевых качеств, где смелость и дисциплинированность выступают как взаимодополняющие характеристики личности, определяющие ее способность к эффективному целеполаганию и достижению поставленных задач в различных жизненных ситуациях.

Данная теоретическая позиция Крутецкого внесла существенный вклад в развитие отечественной психологии воли и продолжает оставаться актуальной для современных исследований в области формирования и развития волевых качеств личности.

С. Л. Рубинштейн, в результате исследования особенностей развития волевых качеств в детском и подростковом возрасте, пришёл к выводу, что для приобретения таких характерных черт личности следует уже с ранних лет учить управлять своими действиями и контролировать поведение. Автор делал акцент на формировании такого свойства, как произвольность. По словам С. Л. Рубинштейна, развитие волевых качеств будет протекать успешно, если личность будет постоянно заниматься саморазвитием и работать над своими ошибками.

Таким образом, анализ зарубежной и отечественной литературы
позволяет нам заключить, что под волевыми качествами следует
подразумевать различные свойства характера индивидуума, в которых
проявляется его воля. Существует множество точек зрения о том, какие
именно качества следует относить к волевым

Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, - общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Это эпоха - эпоха рассуждающего мышления. Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция - мышление - начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка и юноши. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств. И в школе, и вне школы они имеют репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство своих собственных положений. Порой мышление проявляется с такой избыточной энергией, что производит впечатление как бы игры: спорят ради спора, рассуждают, чтобы рассуждать, и думают над проблемами с виду эксцентричными. И тем не менее это мышление, уже неплохо отражающее связи объективного материального мира и уже в значительной степени историческое, еще имеет ряд крупных недостатков. Однако абстрактное мышление ещё далеко от полной зрелости. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни интенсивно развивается мышление подростка, как ни сильно оно вышло за пределы личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как ни активно проявляет оно себя по отношению к восприятию и памяти, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всесторонне. На его мышлении лежит ещё тень не преодоленной метафизичности, и ему ещё не хватает в должной мере диалектичности. Ему недостаёт ещё философского диалектического мышления. Мышление - одна из тех функций, которые в онтогенезе, как и в филогенезе, развиваются позднее ряда многих других функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дня поступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Пожалуй, ни в каком другом возрасте не бывают люди так сходны друг с другом по содержанию и приёмам мышления, как в средних классах школы. В младших классах ещё продолжают сказываться разнообразие личного опыта дошкольника и разнообразие дошкольной среды. В старших классах, а ещё в большей степени по выходе из школы, разнообразие создаётся рядом других причин. Одна из причин - жизненные установки и интересы общественно почти или совсем определившегося человека. Другая причина - разнообразие степени и характера втянутости в практическую жизнь: заботы о будущем, жизненные затруднения и т.п., при прочих равных условиях, побуждают человека усиленный думать. Наконец, третья причина - разнообразие внешкольной и после школьного образования, чтение и т.п. Ключом ко всему проблем развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях.

По словам психологов, именно желание найти себя и занять высокое место в своём окружении, является для подростков главным источником к саморазвитию волевых качеств. Они осознают, что необходимо стремиться к познанию новых сведений, развивать в себе умение быть ответственным, размышляющим, смелым

Это центральное явление всего переходного возраста, и недооценка оттеснить на задний план изменения интеллектуального характера по сравнению с эмоциональными и другими сторонами кризиса, присущие большинству современных теорий переходного возраста, объясняются в первую очередь тем, что образование понятий представляет собой в вышей степени сложный процесс, отнюдь не аналогичный простому вызреванию элементарных интеллектуальных функций, а потому не поддающийся внешнему констатированию, грубому определению на глаз. Перемены, совершающиеся в мышлении подростка, овладевающего понятиями, - это в огромной степени перемены внутреннего, интимного структурного характера, часто не выявляющиеся вовне, не бросающиеся в глаза наблюдателю. В центре развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует собой действительно революционные изменения как в области содержания, так и в области форм мышления. Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед подростком.

Ум подростка, скорее, тяготится конкретным, и конкретные естествознание, ботаника, зоология и минералогия , отходят у подростка на задний план, уступая место философским вопросам естествознания, происхождения мира, человека и т.п.. Точно так же отходит на второй план интерес к обильным историческим конкретным рассказам. Место их теперь уже всё более и более занимает политика, которой подросток очень интересуется. Наконец, со всем этим хорошо вяжется и то, что подросток в массе охладевает к столь любимому ребёнком в предпубертатном возрасте искусству, как рисование. Самое абстрактное искусство - музыка - самое любимое подростком. Развитие общественно-политического миросозерцания не исчерпывает собой всех изменений, которые происходят в эту эпоху в содержании мышления подростка. Это только одна, может быть, наиболее яркая и значительная часть происходящих изменений. Подросток, переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей полноте и глубине только в понятиях, начинает активно и творчески участвовать в различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Без мышления в понятиях нет понимания отношений, лежащих за явлениями. Целый мир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложных взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между её отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с ключом понятия. Это новое содержание не входит механически в мышление подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Слово есть настолько средство понимать других, насколько оно есть средство понимать самого себя. Слово с самого рождения есть для говорящего средство понимать себя, апперципировать свои восприятия. Благодаря этому только с образованием понятий наступает интенсивное развитие само восприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений. Речь есть могущественное средство анализа и классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности. Слово, ставшее носителем понятия, является настоящей теорией предмета, к которому оно относится. Познавая с помощью слов, являющихся знаками понятий, конкретную действительность, человек раскрывает в видимом им мире заключенные в нём связи и закономерности. Но понятие не только приводит в систему и служит основным средством познания внешней действительности. Оно является также основным средством понимания другого, адекватного усвоения исторически сложившегося социального опыта человечества. Только в понятиях подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания.

Наконец, третья сфера, возникающая вновь в мышлении подростка в связи с переходом к образованию понятий это мир собственных переживаний, систематизация, познание и упорядочение.

Социальная ситуация развития подростка характеризуется фундаментальным противоречием между жизненными требованиями и личными интересами, а также между собственными возможностями и предъявляемыми к себе требованиями. Разрешение этих противоречий предполагает наличие достаточно развитой волевой сферы, которой зачастую подростки еще не обладают.

Поведенческий механизм подростков включает в себя последовательность этапов: сначала происходит острая борьба мотивов (между “надо” и “хочу”), затем формируется намерение и осуществляется его реализация. Однако данный процесс произвольного поведения является крайне сложным и требует существенной перестройки мотивационной сферы, при которой значимый мотив должен обрести доминирующую силу над остальными.

Принятие решений у подростков сопровождается рядом специфических трудностей. Во-первых, наблюдается ярко выраженная тенденция к поиску аргументов в пользу эмоционально привлекательного поведения в ущерб необходимым действиям. Эмоциональные реакции значительно чаще, чем у взрослых, блокируют рациональные решения.

Прогностическая способность подростков развита недостаточно. Они склонны учитывать преимущественно непосредственные последствия своих действий для себя, игнорируя влияние на окружающих. Кроме того, подростки плохо предвидят последствия, зависящие от их собственного психологического и физического состояния. Например, откладывая выполнение неинтересных дел, они не учитывают, что впоследствии мотивация к их выполнению может существенно снизиться.

Ограниченность прогнозирования проявляется как у младших, так и у старших подростков. Они часто не способны оценить полный спектр последствий своих поступков, особенно в долгосрочной перспективе. Это создает определенные сложности в процессе формирования ответственного поведения и требует особого внимания со стороны педагогов и родителей при организации воспитательных воздействий в критический период развития.

Для того, чтобы мотивировать участников психолого-педагогического взаимодействия на развитие собственных волевых качеств, используются беседы, дискуссии, методы стимулирования и самовоспитания. В качестве развивающих средств применяются игры и тренинги.


Скачать

© 2025, 20 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!