СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Птицы" внеклассное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пилипенко Н.А. учитель начальных

классов     КГУ «СШ им. Безродных с ДМЦ»

Алматинская область Алакольский район

Село Ушбулак

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Тема: Птицы - наши друзья!

Цель:

  • сформировать представление о птицах, обмен знаниями,
  • развить любознательность, фантазию, находчивость,
  • воспитывать труд, бережное отношение к птицам, природе.

Оборудование: таблицы,  схемы, выставка работ детей рисунки птиц, кассета “ Голоса птиц”, иллюстрации птиц.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя                                                                                              

    Загадка  

 Кто отправляется в полет В клюве веточку несет? Длинный клюв и два крыла, Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица) 

 

Беседа о птицах по картинкам                                                                                                                                   - Кого вы видите на картинках? (Птиц). Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные – колибри, вес которых составляет 2,4 гр. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Третьи – на берегу моря, а за четвертыми – ухаживает человек. Одни питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей. А все ли они одинаковы? (Нет).                                                                               -  У всех птиц есть 2 ноги, 2 крыла, клюв, тело покрыто перьями, все появляются из яиц. Но у птиц есть различия. У птиц разные ноги, клювы, крылья, перья, они разной величины, живут в разных местах и питаются разной пищей.                                                                                                                  Почему одни птицы улетают от нас в теплые края, а другие зимуют вместе с нами?                             

Рассказ о птицах. Птицы – это удивительные существа. Тело их покрыто перьями. Эти перья красивы.  Птицы бывают: зимующими, перелетными, певчими, редкими, дикими, домашними. Зимующие (оседлые) птицы постоянно живут в одной и той же местности. Это синицы, воробьи, голуби, сороки, галки, дятлы. Твердый клюв птиц позволяет доставать насекомых из-под коры деревьев. Поэтому, даже зимой они находят себе корм и не улетают на зимовку. Но все-таки зимой в морозные дни им трудно добывать корм, и они перелетают ближе к жилью человека, где им легче найти корм. Перелетные птицы из мест гнездования на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно. К перелетным птицам относятся: ласточка, скворец, перепелка, аист, журавль, грач, гусь, жаворонки. Они питаются насекомыми, плодами и семенами деревьев.  Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма.  Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные. Подумайте, почему? Что общего у всех птиц? (Летают, тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов.)                                                                                                            Чем они отличаются друг от друга?(Строением тела, клювом, окраской, голосом, местом обитания.) Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда. Гнезда у птиц разные. У многих птиц гнездо представляет с собой детскую коляску. Иволга строит гнездо – гамачок. Грач строит гнездо на вершине дерева. Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка. Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных. Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы.   Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.               

Народные приметы

  • Если синички долго пищат – к долгой весне.
  • Вороны и галки садятся на верхние ветки деревьев – к морозу, а к нижним веткам – к ветру.
  • Прячет ворона свой нос под крыло – к холоду.
  • Если вороны собираются стаей, летают и кружатся и каркают – жди снега и мороза.
  • Снегирь под окном чирикает – к теплу.
  • Сова кричит – к похолоданию.
  • Если голуби ворчат – будет тепло.
  • Соловей поет всю ночь – к теплу.

Задания.

1.«Раздели на группы» на листочках названия птиц.

Зимующие

Перелетные

Домашние

Воробей Синица  Снегирь Ворона

Скворец                Аист                      Журавль            Грач

Индюк

Петух

Цыплёнок

Курица

2. «Доскажи словечко»

Длиннохвоста , белобока,     А зовут её ….(Сорока)                                                                                            На шесте его дворец, А зовут его ….(Скворец)                                                                                               На суку большого клёна , громко каркает……(Ворона)                                                                                             Серенький воришка, скачет всех сильней, быстрый и проворный….(Воробей)                                                                     Над лесами, над лугами, над просторами полей. Рассыпает нежно трели. Голосистый…(Соловей)             Вот известная нам птица – желтогрудая….(Синица)                                                                                                             Прилетает к нам зимой, ему не нужен летний зной. Грудка ярче, чем заря, у красавца….(Снегиря)

3. «Угадай, чей голосок»  Фонограммы голосов птиц

4. Разгадывание кроссворда. В выделенных клетках слово – ОРНИТОЛОГИЯ. Это наука, которая изучает жизнь птиц.

5. «Кто как поёт?» имитация голосов птиц:  Утка, кукушка, ворона, воробей, грач, петух, сова, гусь.

6.  «Узнай птицу» по её характерному признаку: Птица-рыболов. Птица- доктор. Лесная кошка.                                                                                                                Птица-строитель. Птица-акробат. Пернатый певец.  Ночной хищник. Легкомысленная мамаша.                                                                                                                                                                                       

7. «Разгадай птичьи разговоры»      Гуси  -… Соловьи  -… Журавли-… Утки-… Вороны-… Ласточки-… Голуби-… Синицы-… Совы  -…

8. «Магический прямоугольник» найти названия 10 птиц

9.Физминутка «Цапля»

10.Игра “ Птицы” Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.

11. Разгадывание ребуса про птиц.

12. Чтение стихотворений о птицах учащимися.

13.“Пожелания птицам” – дети из бумаги делают птичку  записывая на них свои пожелания и сажают на дерево.                                                                                                                                                 Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины. Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Чтобы создать условия пернатым, надо принимать активное участие в озеленении местности, в которой мы живем.                                                                                        Берегите птиц, Птиц вы берегите, Ласточек, стрижей, Ворон и синичек, В поле, и в саду, В степи, и в пустыне, Где только можно – Люди, берегите!     

Итог урока.                                                                                                                                                                     И в завершении нашего урока ребята исполнят песню: «Кукушка»