Пилипенко Н.А. учитель начальных
классов КГУ «СШ им. Безродных с ДМЦ»
Алматинская область Алакольский район
Село Ушбулак
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Тема: Птицы - наши друзья!
Цель:
- сформировать представление о птицах, обмен знаниями,
- развить любознательность, фантазию, находчивость,
- воспитывать труд, бережное отношение к птицам, природе.
Оборудование: таблицы, схемы, выставка работ детей рисунки птиц, кассета “ Голоса птиц”, иллюстрации птиц.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Загадка
Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
Беседа о птицах по картинкам - Кого вы видите на картинках? (Птиц). Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные – колибри, вес которых составляет 2,4 гр. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Третьи – на берегу моря, а за четвертыми – ухаживает человек. Одни питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей. А все ли они одинаковы? (Нет). - У всех птиц есть 2 ноги, 2 крыла, клюв, тело покрыто перьями, все появляются из яиц. Но у птиц есть различия. У птиц разные ноги, клювы, крылья, перья, они разной величины, живут в разных местах и питаются разной пищей. Почему одни птицы улетают от нас в теплые края, а другие зимуют вместе с нами?
Рассказ о птицах. Птицы – это удивительные существа. Тело их покрыто перьями. Эти перья красивы. Птицы бывают: зимующими, перелетными, певчими, редкими, дикими, домашними. Зимующие (оседлые) птицы постоянно живут в одной и той же местности. Это синицы, воробьи, голуби, сороки, галки, дятлы. Твердый клюв птиц позволяет доставать насекомых из-под коры деревьев. Поэтому, даже зимой они находят себе корм и не улетают на зимовку. Но все-таки зимой в морозные дни им трудно добывать корм, и они перелетают ближе к жилью человека, где им легче найти корм. Перелетные птицы из мест гнездования на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно. К перелетным птицам относятся: ласточка, скворец, перепелка, аист, журавль, грач, гусь, жаворонки. Они питаются насекомыми, плодами и семенами деревьев. Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма. Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные. Подумайте, почему? Что общего у всех птиц? (Летают, тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов.) Чем они отличаются друг от друга?(Строением тела, клювом, окраской, голосом, местом обитания.) Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда. Гнезда у птиц разные. У многих птиц гнездо представляет с собой детскую коляску. Иволга строит гнездо – гамачок. Грач строит гнездо на вершине дерева. Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка. Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных. Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы. Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.
Народные приметы
- Если синички долго пищат – к долгой весне.
- Вороны и галки садятся на верхние ветки деревьев – к морозу, а к нижним веткам – к ветру.
- Прячет ворона свой нос под крыло – к холоду.
- Если вороны собираются стаей, летают и кружатся и каркают – жди снега и мороза.
- Снегирь под окном чирикает – к теплу.
- Сова кричит – к похолоданию.
- Если голуби ворчат – будет тепло.
- Соловей поет всю ночь – к теплу.
Задания.
1.«Раздели на группы» на листочках названия птиц.
Зимующие
|
Перелетные
|
Домашние
|
Воробей Синица Снегирь Ворона
|
Скворец Аист Журавль Грач
|
Индюк
Петух
Цыплёнок
Курица
|
2. «Доскажи словечко»
Длиннохвоста , белобока, А зовут её ….(Сорока) На шесте его дворец, А зовут его ….(Скворец) На суку большого клёна , громко каркает……(Ворона) Серенький воришка, скачет всех сильней, быстрый и проворный….(Воробей) Над лесами, над лугами, над просторами полей. Рассыпает нежно трели. Голосистый…(Соловей) Вот известная нам птица – желтогрудая….(Синица) Прилетает к нам зимой, ему не нужен летний зной. Грудка ярче, чем заря, у красавца….(Снегиря)
3. «Угадай, чей голосок» Фонограммы голосов птиц
4. Разгадывание кроссворда. В выделенных клетках слово – ОРНИТОЛОГИЯ. Это наука, которая изучает жизнь птиц.
5. «Кто как поёт?» имитация голосов птиц: Утка, кукушка, ворона, воробей, грач, петух, сова, гусь.
6. «Узнай птицу» по её характерному признаку: Птица-рыболов. Птица- доктор. Лесная кошка. Птица-строитель. Птица-акробат. Пернатый певец. Ночной хищник. Легкомысленная мамаша.
7. «Разгадай птичьи разговоры» Гуси -… Соловьи -… Журавли-… Утки-… Вороны-… Ласточки-… Голуби-… Синицы-… Совы -…
8. «Магический прямоугольник» найти названия 10 птиц
9.Физминутка «Цапля»
10.Игра “ Птицы” Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.
11. Разгадывание ребуса про птиц.
12. Чтение стихотворений о птицах учащимися.
13.“Пожелания птицам” – дети из бумаги делают птичку записывая на них свои пожелания и сажают на дерево. Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины. Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Чтобы создать условия пернатым, надо принимать активное участие в озеленении местности, в которой мы живем. Берегите птиц,
Птиц вы берегите,
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду,
В степи, и в пустыне,
Где только можно –
Люди, берегите!
Итог урока. И в завершении нашего урока ребята исполнят песню: «Кукушка»
