ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авдюкова Светлана Олеговна, учитель. Образование высшее, окончила УрГПУ в 2005 году. Общий педагогический стаж 30 лет, в ГБОУ «Центр «Дар» - 11 лет. Квалификационная категория – высшая. Имею Почетную грамоту Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, звание «Ветеран труда Свердловской области».
Представляю опыт работы обучения ребенка-инвалида индивидуально на дому за три года.
Тема: «Освоение и адаптация технологий обучения и воспитания детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Были поставлены определенные цели и задачи:
Цель деятельности: Создание коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих реализацию коррекционной направленности процесса обучения и эффективно влияющих на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1.Развитие понимания обращенной речи и предпосылок к речевой активности обучающегося на дому.
2.Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук обучающегося.
3.Освоение новых методов и приемов работы с ребенком с детским церебральным параличом.
4.Повышение своего профессионального уровня через обмен опытом на разных уровнях, в том числе, через электронные СМИ.
В своей деятельности руководствуюсь нормативно-правовыми актами различных уровней. Согласно закону «Об образовании в РФ», каждый ребенок имеет право на обучение, т.е. необучаемых детей нет.
У обучающегося, с которым я занимаюсь, сложная структура дефекта – детский церебральный паралич и глубокая умственная отсталость. У него тяжелая форма ДЦП – спастико-гиперкинетическая: поражены руки и ноги. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при попытках к выполнению любых двигательных актов. В 16 лет мальчик не владеет навыками ходьбы, сидения, стояния, голову удерживает кратковременно, сохраняется патологический асимметричный шейный тонический рефлекс – в положении лежа на спине, ребенок не может поднять голову, вытянуть руки вперед, поднести их ко рту. Он не может самостоятельно обслуживать себя, отсутствует контроль физиологических потребностей, нарушена тактильная чувствительность, высокий болевой порог. Отмечается недостаточность ощущения собственных движений. У обучающегося наблюдается слабость мышц речевой мускулатуры, саливация, трудность удержания артикуляционных укладов, отсутствие речи, обращенную речь понимает на бытовом уровне.
Позиция родителей с начала обучения была разной. В семье сложились определенные отношения и распределение обязанностей. Раньше ребенка прятали от всех, беседы с родителями стали менять ситуацию. Теперь мальчик присутствует на всех праздниках, которые проводятся в семье с родственниками. Стало традицией праздновать всем вместе день рождения ребенка, устраивать чаепитие 1 сентября, делать подарки на Новый год, встречаться с одноклассниками. Для обучающегося были куплены разные приспособления для сидения, стояния, передвижения, много музыкальных и заводных игрушек, говорящих книжек. Родители не оставляют мальчика без присмотра ни на минуту, много делают для его развития.
Ежегодно при составлении рабочей программы, анализировала результаты обучения, подбирала специальные методы и приемы работы с ребенком, имеющим двигательные нарушения тяжелой степени. Знание психологических и индивидуальных особенностей подростка помогало определять объем знаний и умений, который доступен обучающемуся.
Продуктивно использовала межпредметные связи, которые позволяют объединить все направления в учебной деятельности, интегрировать их. Каждый учебный день можно назвать тематическим, так как все уроки связываются одним сюжетом-темой с продуктивной деятельностью: профильный труд и изобразительное искусство.
Оснащение.
Математика. Для уроков математики – собран различный материал на формирование понятий: цвет, форма, величина, количество. были изготовлены цифры из пластики, карточки с цифрами, приобретены компьютерные развивающие игры.
Русский язык. Учитывая невозможность полноценного усвоения письменной речи, были подобраны и использованы более удобные принадлежности для письма.
Домоводство. Подбирался к каждой теме наглядный материал: иллюстрации, натуральные объекты и предметы.
Изобразительное искусство. Для уроков изобразительного искусства: инструменты для рисования: штампики, валики, кисти, маркеры, мелки, краски.
Профильный труд. Для уроков труда – сюжетные картинки, различные материалы: бумага, картон, пластилин, вата, фольга, поролон, природный материал.
Физкультура. Для уроков физкультуры – были изготовлены различные массажеры для рук и ног, сенсорные коврики, валики.
В течение каждого учебного года отслеживались результаты обучения ребенка, ежегодно составлялась аналитическая записка по результатам реализации рабочей программы, все данные вносились в карту по оцениванию качества подготовки обучающегося по трем параметрам: личностные, метапредметные и предметные результаты, по которым можно было сделать вывод о динамике воспитания и обучения ребенка.
Мной были проанализировано качество подготовки учащегося. Где 1 балл – умение не сфор., 2 б – слабо сфор. 3б – сформ.
Положительная динамика прослеживается в личностных результатах:
- в выполнении коррекционных упражнений. Стало доступно проведение заданий с различными по структуре материалами, массаж пальцев и кистей рук с использованием различных массажеров
В метапредметных результатах: в умении эмоционально проявлять себя в процессе речевых, дидактических игр. Эмоциональная сфера учащегося наиболее сохранна, он чутко реагирует и эмоционально откликается на все действия учителя улыбкой, смехом. Ему доступно чтение мимики, даже при невозможности повернуть голову, улавливает боковым зрением.
В предметных результатах: положительная динамика, в умении изготавливать изделия с помощью учителя. Уроки профильного труда и изобразительной деятельности нравятся обучающемуся. Успехи ребенка и динамика развития отмечаются именно на этих уроках. Научился расслаблять мышцы рук и пальцы при работе с различными материалами, спокойно реагирует на холодные, шершавые предметы. Радуется результату работы.
Материалы уроков по данным предметам мной систематизированы и были составлены методические пособия для обучения в 1 - 4 классах (всего 8 методических пособий). Четыре методических пособия по ручному труду уже изданы (находятся в продаже и размещены в двух электронных магазинах). Четыре методических пособия по изобразительному искусству находятся в печати издательства города Москвы. На персональном сайте есть ссылки на электронный вариант книг.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы игровые и здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающегося и сохранения его здоровья, использую различные приемы и методы: создание комфортного психологического климата, динамические дидактические материалы, двигательные и пальчиковые гимнастики, массаж, смена видов деятельности, элементы лечебной педагогики.
Перед началом проведения коррекционно-развивающей работы я познакомилась с авторскими методиками обследования детей с детским церебральным параличом. Для наблюдения за динамикой развития обучающегося выбрала диагностическую программу, которая учитывала тяжесть двигательных нарушений и зону ближайшего развития ребенка. Данная диагностика была опубликована в монографии О.Г.Приходько.
Социальное развитие. Заметила, что проявления эмоционально-волевой сферы – наиболее сохранны: улыбается на приветствие, на фразы «Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец». По итогам работы можно констатировать, что за время обучения мальчик научился эмоционально откликаться на действия учителя, ему доступно понимание простых фраз на бытовом уровне, «чтение» мимических и телесных движений учителя. Проведен качественный и количественный анализ результатов достижений ребенка в социальном развитии
Познавательное развитие. Научился расслаблять кисть руки и удерживать непродолжительно предметы с ручкой, баночку с клеем, крутить пальцами валик на массажере; расслаблять руку и с помощью взрослого выпрямлять, засовывать в мешок, сминать бумагу, удерживать одну руку другой. Проведен качественный и количественный анализ результатов достижений ребенка в познавательном развитии.
Речевое развитие. На всех уроках вела работу по развитию речи и обогащению пассивного словаря. Использовала четкие простые инструкции, мимику, жесты, крупные иллюстрации и игрушки, оречевляла всю свою деятельность. В результате, мальчик начал понимать простые бытовые инструкции, откликаться на них эмоционально: махать рукой на прощание; дышать носом, закрывать рот. Отмечалось, что обучающийся понимает названия отдельных предметов, узнает их изображение на картинке. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что ребенок находится на III уровне, что соответствует возрасту здорового ребенка: 12-18 месяцев.
Двигательное развитие. Осваивает несколько движений в год. Ребенок пытается тянуть к предметам руку, кратковременно удерживать предмет, крутить валик пальцами левой руки, махать при прощании, по инструкции поднимать ноги согнутые в коленях, правую руку.
Повышение профессионального уровня.
Участие в конкурсах профессионального мастерства.
Участвовала в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, в том числе в конкурсах по работе с детьми с ДЦП:
- Всероссийский конкурс электронных стендов «Мой раздаточный материал» - лауреат-победитель, 2015 г.,
- Всероссийская олимпиада для педагогов «Методика работы с умственно отсталыми школьниками» - лауреат, 2016 г.
Участие в работе МО.
Ежегодно участвовала в работе методических объединений.
2014 - 2015 учебный год работала в творческой группе по освоению и адаптации коррекционно-развивающих технологий.
2015 - 2016 учебный год – методическое объединение учителей индивидуального обучения.
Приняла участие в выставках дидактического материала для обучения на дому, в проведении родительских собраний и праздников. Разработала рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися со сложной структурой дефекта. Была наставником молодого учителя индивидуального обучения.
Обмен опытом.
Регулярно повышала свою профессиональную компетентность через участие в практико-ориентированных семинарах, тренингах, форумах, педчтениях, научно-практических конференциях. В ходе этих мероприятий участвовала в обсуждениях, демонстрационных сессиях, приобретала опыт педагогического общения, осваивала новые технологии обучения и воспитания детей ограниченными возможностями здоровья.
Так по работе с детьми с ДЦП участвовала в:
- дополнительной профессиональной программе «Современные социально-педагогические технологии с несовершеннолетними и их семьями», 1 модуль «Сказкотерапия как средство социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении», г.Екатеринбург, 2014 г.;
-областной научно-практической конференции «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы», г. Екатеринбург, 2014 г.;
Проведение областных педагогических мероприятий.
Участвовала в организации и проведении практико-ориентированных семинаров и вебинаров для педагогического сообщества Свердловской области:
- семинар «Основные подходы и принципы обучения детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования», 07 ноября 2014 г. для руководителей и педагогических работников Артемовского городского округа на базе СОШ № 56 г. Артемовский.
Участники: заместители директоров по УВР, учителя начальных классов, учителя математики, русского языка, технологии (трудового обучения) учителя, обучающие детей индивидуально на дому – 86 специалистов.
Работа прошла в 6 секциях по темам: 1. «Реализация коррекционно-развивающего принципа в обучении математике детей с умственной отсталостью», 2. «Содержательный аспект уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида», 3. «Особенности профессионально-трудового обучения детей с умственной отсталостью», 4. «Особенности организации учебного процесса детей с умственной отсталостью в начальных классах», 5. «Обучение детей со сложным дефектом индивидуально на дому», 6. «Процессуально-содержательные аспекты организации обучения детей с умственной отсталостью».
- вебинар «От теории к практике», тема выступления: «Развитие сенсорных представлений у детей с различными нарушениями», 2016 г.;
Анализ обратной связи показал, что предложенные темы были значимы и актуальны для участников. Для себя, как для ведущего, определила, над чем, необходимо работать и что учитывать при подготовке семинаров: открытость отношений, смотивированность участников семинаров, соотношение времени и результатов работы.
Курсы повышения квалификации.
Прошла курсы повышения квалификации в том числе по работе с детьми с ДЦП:
- «Механизмы реализации индивидуальной программы инвалидов в части получения образования в обычных образовательных учреждениях», МГППУ, 72 ч., 2012г.
- «Здоровьесберегающие технологии в работе современного педагога», г.Санкт-Петербург, ЧОУ ДО «Центр знаний», 36 ч., 2015г.
Публикации, награды.
Имею публикации на официальных сайтах в сети интернет:
- сайт ГБОУ «Центра «Дар»,
- сайт «Готовим урок»,
- персональный сайт педагога: https://multiurok.ru/defektolog-ru-1/. (На сегодняшний день на сайте размещена 41 авторская методическая разработка, в том числе по детям с ДЦП.