Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 20 имени
Героя Советского Союза В. Б. Миронова»
Беловой Елены Александровны
Программа педагогического эксперимента
Основные элементы концепции эксперимента по технологии развивающего обучения.
Актуальность и перспективность опыта:
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.
Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время задача школы заключается не только в вооружении молодого человека знаниями, но и в развитии его творческих способностей. Внедрение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы в рамках образовательного процесса задает условия для развития способностей, представлений о себе и Я-концепции.
Все группы качеств личности:
ЗУН - знания, умения, навыки;
СУД - способы умственных действий;
СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
СЭН - сфера эмоционально-нравственная;
СДП – сфера деятельностно- практическая
взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.
Развивающее обучение не ново. Оно волновало творчески работающих педагогов не одно десятилетие. Эффективность обучения в значительной мере зависит от приемов, методов, форм учебной работы, от отношений, которые складываются у учащихся с учителем, от оценок. Развивающая роль приемов, методов и форм зависит от того, насколько они активизируют мысль учащихся, побуждают их к самостоятельным действиям, обобщениям, выводам, насколько успешно служат формированию способности к переработке, систематизации, освоению разнообразной информации.
Концептуальность:
Прежде всего определимся с понятием – «развивающее обучение». Существует несколько подходов и направлений в данной системе. Остановлюсь на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: «Обучение впереди развития». Современные ученые сделали вывод, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.
При этом была выявлена группа основных подходов:
Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.
Сами этапы развивающего урока достаточно размыты. Это некая целостность, объединённая темой и деятельностью учащихся, где учитель лишь режиссёр хорошо поставленного спектакля.
Причиной моего обращения к развивающему обучению в области формирования языковой личности школьника стало участие в эксперименте «Совершенствование структуры и содержания общего образования». С помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся вне урока, на улице), беседы с родителями, учителями-предметниками, мною были обнаружены следующие противоречия.
Социальный заказ общества | Явления из практики обучения |
Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний). | Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики. |
Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать. | Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны. |
Изучение основ развивающего обучения позволило предположить, что решение данных противоречий возможно при использовании на уроках русского языка и литературы приёмов развивающего обучения.
Наличие теоретической базы опыта:
Примерная структура программы эксперимента и ведущая педагогическая идея.
Специфической особенностью современного образовательного процесса является его направленность на личностное развитие и становление школьника. Он призван помочь ученику раскрыться во всей его сущностной глубине, поддержать его порывы и начинания, реализовать его потребности и интересы, развить его во всех заданных ему природой отношениях и направлениях, т.е. сделать ученика приоритетным субъектом процесса обучения. Все эти задачи успешно решаются в рамках развивающего обучения.
Общие цели эксперимента конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:
- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с неожиданным результатом, способностей к анализу собственного места и позиции относительно ситуации действия;
- коммуникативных способностей;
- систематических знаний, обеспечивающих актуализацию указанных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
При этом общие образовательные цели должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования.
Цель развивающего обучения - воспитать субъекта учения, субъекта собственной жизни, т.е. человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Конечная цель развивающего обучения состоит в обеспечении условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
От цели зависит конкретизация смысла содержания, функции содержания учебного материала, методы, формы организации познавательной деятельности учащегося. От нее зависит и тип учебной активности школьников. Именно соответствие содержания каждого компонента системы ее цели обеспечивает их соответствие друг друга, целостность системы и достижение высокого конечного результата ее функционирования.
В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося начать внедрение развивающего обучения рекомендуется на уроках с 5 класса, так как на сегодня УМК для этих классов наиболее соответствует современным требованиям и нацелены на использование инновационных технологий.
Оптимальность и эффективность средств.
Эффективное образование, соответствующее задачам, поставленным перед школой, требует таких методик, которые помогают не только приобрести знания, но и развить социальные и интеллектуальные умения, нужные гражданам демократического общества. Такие методы обучения включают в себя совместную групповую работу, индивидуальные и групповые проекты. Названные методы не только повышают интерес к учению. Но и обеспечивают глубокое усвоение содержания, выработку активной социальной позиции, приверженность демократическим ценностям. Все это возможно при условии, что ученик ставится в центр образовательной среды, а учителя из «передатчиков» знаний превращаются в «дирижеров», организаторов процесса приобретения знаний.
Эффективное внедрение в практику ТРО стало возможным в процессе реальной работы, которая включала в себя:
Теоретическое изучение активных и интерактивных методов обучения.
Знакомство с образовательными программами и учебно-методической литературой.
Консультации с издательством «Русское слово», налаживание системы связи для обеспечения учащихся в течение 4-х лет необходимыми учебниками, хрестоматиями, практикумами.
Создание условий для самоорганизации учащихся и самостоятельного планирования действий.
Прохождение курсов повышения квалификации при МРИО, на ФПКППРО ИПКПК МГУ им. Н.П.Огарева.
Сотрудничество с МГУ им. Н.П.Огарева, МГПИ им. М.Е.Евсевьева (результат-обеспечение методической литературой, соавторство в создании программ по спецкурсам).
Преподавание «Риторики» (5-11 кл.), спецкурсов «Родники народной мудрости» (5 кл.), «Искренность. Красота. Доброта» (6 кл.) и др.
Указанные курсы осуществляются на уроках с использованием технологии развивающего обучения.
Результативность опыта.
Изучение результатов работы проводилось в форме тестирования знаний с использованием компьютерных программ, а также реальной практики решения конкретных вопросов. Проводятся также анкетные опросы.
Результаты исследования показали, что учащиеся профильных классов, в которых преподавание гуманитарных дисциплин осуществляется по ТРО, отличаются высоким уровнем знаний и умений, коммуникабельностью.
Что же нового внесла технология развивающего обучения в систему передачи знаний, в мою практику:
1) Определена структура познавательной деятельности школьников, в соответствии с которой выстраиваются стадии процесса познания, представляющие базовую модель.
Изменена формулировка целей урока, которые стали конкретными и тем самым позволяют реально оценить степень продвижения учащихся к теоретическому знанию.
Критическое отношение и к своей собственной роли в учебном процессе:
-перенос акцента с объяснения нового материала как основного способа передачи знаний на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися;
-признание ценностности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственных учебных приоритетов;
-в использовании мониторинга с целью не только коррекции знаний школьников, но и коррекции собственных педагогических подходов, приемов и методов обучения;
-в постоянной открытости учителя для новых идей, в осуществлении им творческого поиска в своей педагогической практике;
- в понимании того, что ученик находится в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.
Внедрение в практику ТРО позволило качественно преподавать гуманитарные дисциплины и получило выход как на республиканский, так и на всероссийский уровень. В течение последних трех лет в школе проводятся республиканские семинары, учащиеся активно участвуют в республиканских и всероссийских конкурсах, становятся лауреатами.
Практическая часть с использованием ТРО на примере изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов ТРО:
1. Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
8. Письменная рефлексия
Инсерт — один из приемов ТРО
Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
— я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
2.Заполняется таблица
V | + | — | ? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. | Отмечается все новое, что стало известно из текста | Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. | Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Остановлюсь на данном приеме, использованном при анализе фрагмента произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Как вы воспринимаете статью Раскольникова о теории сильной личности в «Периодической печати»?
Текст можно промаркировать с позиции:
+ Я понимаю героя, его убеждения. Раскольников несчастен, «заблудшая» душа, очень искренен, способен сострадать (идея Миссии)
- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. Он ставит себя выше всех, эгоцентризм (идея Наполеона)
? Мне трудно определиться в этом вопросе. Раскольников вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится этот герой, умеющий сострадать ближнему, но мне трудно понять, почему человек, поднимает топор и идет убивать.
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
«Кластер».
Теперь перейдем к следующему приёму, который называется «кластер».
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей.
На завершающей стадии урока можно применить следующий метод: синквейн.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Пример 1.
1.Раскольников.
2. Эгоистичный, несчастный.
3. Отвергает, страдает, убивает.
4. В сознании рождается чудовищная теория.
5. Воскрешение.
Пример 2.
1. Соня.
2. Религиозная, милосердная.
3. Жертвует, страдает, помогает.
4. Идет на каторгу за Раскольниковым.
5.Любовь.
4. «Фишбоун».
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Схемы Фишбоун дают возможность:
1. организовать работу участников в парах или группах;
2. развивать критическое мышление;
3. визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки, расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной, - на них фиксируются основные понятия темы,
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений
Пример.
Фишбоун на примере романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Голова — Обновление Раскольникова на каторге.
Верхние косточки —1. Он раскаялся, осознал свое преступление.
2.Изменил отношение к Соне и к людям.
3.Начинается исцеление души.
4.Усомнился в своей теории.
Нижние косточки —1. Под подушкой Евангелие.
2.Обливается слезами, прильнул к ее ногам, даже бывшие враги стали смотреть на него по-другому.
3.Яркий пейзаж (утро, солнце, поле).
4. Сон про «трихины», люди времен Авраама.
Хвост — Осознание вины, раскаяние – путь к очищению, исцелению.
Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от новых технологий. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.