СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное выступление

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление»

Коллеги, дорогие друзья!

Приветствую вас в преддверии нового учебного года – времени, которое всегда наполнено не только ожиданием, но и вопросами. Сегодня я хочу предложить вам поговорить об одном из самых главных. Он звучит, казалось бы, просто, но от ответа на него зависит наше с вами будущее.

Кого мы воспитываем? Потребителя или творца?

Мы живем в эпоху изобилия. Изобилия товаров, услуг, информации, развлечений. Мир через экран смартфона предлагает нашим детям готовые решения, готовые мнения, готовые эмоции. Формируется новая, очень комфортная и очень опасная модель поведения – модель пассивного потребления.

Ребенок потребляет контент. Подросток потребляет бренды. Студент потребляет знания. А потом взрослый человек приходит в мир и ждет, что ему предложат готовую работу, готовую жизнь, готовое счастье. Он боится создавать свое. Потому что не научен творить.

И здесь наш с вами главный вызов и наша главная миссия. Школа должна стать последним бастионом, где ребенка учат не потреблять, а созидать. Где культивируется не пассивность, а деятельностное начало.

Так как же нам воспитать творца?

Во-первых, нам нужно сменить оптику. Перейти от оценки результата к оценке усилия.
Мы привыкли хвалить за пятерку, за победу в олимпиаде, за идеально сделанную работу. А как часто мы хвалим за три ошибки в диктанте, но которые ученик нашел и исправил САМ? За смелую, но неудачную гипотезу на уроке физики? За попытку организовать одноклассников, даже если ничего не вышло?
Право на ошибку – это фундаментальное право творца. Если мы его у ребенка забираем, мы убиваем в нем всякое желание пробовать.

Во-вторых, мы должны давать ему не готовые знания, а инструменты для их добычи.
Урок не должен быть лекцией. Он должен быть лабораторией, мастерской, дискуссионным клубом. Наша задача – не передать свод фактов, а создать ситуацию, в которой ребенок захочет сам задать вопрос, сам найти на него ответ и сам прийти к выводу. Да, это сложнее. Да, это хаотичнее. Но именно так рождается мысль, а не ее имитация.

В-третьих, мы обязаны предоставлять пространство для реальных, а не игровых дел.
Мы много говорим о самоуправлении. Но часто ли оно настоящее? Голосуют ли дети за реальный, а не символический бюджет? Могут ли они инициировать и действительно провести свой проект, а не тот, что спустили им взрослые? Принимают ли они решения, которые имеют последствия?
Творец – это тот, кто отвечает за последствия своего творения. Этому нельзя научить в теории. Только на практике.

В-четвертых, мы, педагоги, должны сами быть творцами.
Нельзя воспитать творца, будучи исполнителем. Если мы боимся отступить от конспекта урока, если мы не готовы к импровизации, если мы не проявляем искреннего любопытства к мнению ученика – мы будем воспроизводить только исполнителей.
Нам нужно творить самим: создавать новые форматы уроков, придумывать нестандартные мероприятия, рисковать, ошибаться и снова пробовать. Показывать пример личной увлеченности.

Коллеги, мир за стенами школы ждет от нас не успешных сдающих ЕГЭ. Мир ждет от нас людей, способных жить в быстро меняющейся реальности. Людей, которые не ищут готовые дороги, а прокладывают свои.

Выпускник-потребитель смотрит на мир и спрашивает: «Что вы можете предложить мне?». Выпускник-творесмотрит на мир и спрашивает: «Что я могу сделать для вас?».

В наших силах помочь каждому нашему ученику услышать в себе этот второй вопрос. И найти на него свой, уникальный ответ.

Воспитывать творца – труднее. Это путь неопределенности и иногда хаоса. Но это единственный путь, который имеет смысл. Потому что будущее создается только руками творцов.

Спасибо за внимание