Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о проблеме, которая, я уверена, волнует каждого из нас: как не потеряться в лабиринтах формализованного образования? Единые учебные планы, экзамены, критерии, регламенты - все это поглощает учителя, и в таком мире, казалось бы, легко поддаться стандартизации и начать измерять образовательные результаты только через баллы или рейтинги. Но возможен и другой путь, да, он также позволит достичь высоких показателей, но будет построен не на одной погоне за желаемыми цифрами, а на создании пространства для самовыражения, сотрудничества и формирования критического мышления учащихся. Мы, педагоги, не должны стать лишь проводниками информации, наша миссия намного шире, и заключается она в развитии творческой, свободно мыслящей личности. Тогда как же найти баланс между творческой свободой и стандартами? И возможен ли он в современных условиях?
Безусловно, поиск баланса – задача не простая, но выполнимая. Для её решения достаточно понимать, что стандарт – это не оковы, которые связывают нам руки, а дорожная карта, по которой мы можем проложить свой маршрут. А это значит, что именно педагог вправе выбрать ту образовательную среду, в которой будет воспитывать нестандартно мыслящую личность, готовую к любым неординарным решениям. В этой области предлагаю рассмотреть несколько аспектов, которые могут позволить урегулировать путь от свободы к стандартам.
Очень важно, чтобы педагог вдохновлял учеников на самостоятельность в обучении. Не нужно давать знания в готовом виде: предложите им самим сформулировать правило на основе схем или примеров, дайте им возможность взглянуть на текст по-своему, позвольте им включить воображение, побудите к созданию собственных текстов, а затем проанализируйте их со всеми, создавайте с ними мини-спектакли, разрешите составлять вопросы и упражнения для урока. Ведь творческие задания подобного типа позволяют не только развивать мыслительные способности, но и прививать любовь к предмету.
Можно также предоставить ученикам право выбора в формах и видах работ. Очень актуально современному школьнику предложить шведский стол, своеобразную пищу для ума. И пусть он определяет, какое задание является наиболее аппетитным. Лично я постоянно интересуюсь тем, какие блюда учениками интересны, таким образом стараюсь учесть их индивидуальные потребности, и впоследствии подбирать очень вкусные для них задания.
Также нельзя забывать, что о важности создания таких условий, которые бы способствовали формированию социальных навыков, умению работать в команде, решать конфликты, общаться и слушать других. Это особенно важно в мире, где коммуникация и способность взаимодействовать с окружающими становятся не менее ценными, чем знания в узкой области.
Не менее важным является сохранение пространства для ошибок и экспериментов. Иногда, в стремлении к достижениям, мы забываем, что ошибка — это не провал, а важная ступень в процессе обучения. В условиях строгих стандартов, ученик может бояться ошибиться, что ограничивает его способность рисковать, пробовать новое и находить неординарные решения. Педагог должен создавать атмосферу, в которой ученик ощущает поддержку и возможность учиться на собственных ошибках.
Не стоит забывать и об отметках, которые якобы являются мощным средством поощрения учеников, а также являются зеркалом работы школы и учителя, но почему в них сосредоточена вся власть педагога? Безусловно, мы определяем результаты учащихся по чётким критериям, которые едины для всех, и учим детей оценивать свои работы и работы одноклассников в соответствии с общими требованиями. Но ведь можно порой и предоставить учащимся шанс на получение лёгких отметок при помощи выполнения творческих заданий разного характера: создание видеороликов, иллюстраций, карт, писем и множества других. Если педагог будет создавать подобные условия для развития личности, у ученика появится желание выйти за пределы собственных знаний и способностей. Таким образом мы дополнительно создаём ситуацию успеха для каждого ученика. Ведь ребёнок – это целостная личность, и прежде всего надо, чтобы процесс обучения захватывал его полностью, со всеми его стремлениями и потребностями, а для этого необходимо создать ему комфортную атмосферу, учитывая его интересы.
Таким образом, гармоничное сочетание дисциплины, чётких требований и творческой свободы позволяет педагогу не потеряться в лабиринтах формализованного образования, а достойно и смело проходить все его разветвления, приобретая новые возможности и ресурсы для раскрытия творческого потенциала учеников и достижения высоких результатов.