Публичное выступление на тему: «Проблемы обучения на дому в коррекционной школе».
Составитель:
учитель начальных классов
Юрова А.Н.
г. Королев -2018г.
Для своего публичного выступления я выбрала тему «Проблемы обучения на дому в коррекционной школе», почему эта тема стала для меня актуальной?
Я работаю учителем индивидуального обучения в коррекционной школе с детьми – инвалидами , обучающимися на дому по медицинским показаниям.
Учитель, обучающий ребенка на дому, нередко оказывается один на один со множеством задач, решение которых требует и определенного психолого-педагогического уровня подготовки, и специфических коррекционно - развивающих умений, навыков, а также построения особой системы межличностных отношений в системе учитель - ученик - родитель.
По данным исследователей (Кандыбович Л.В., Кириллова Н., Невский И.А., Силласте Г.Г., Тамбовкина Т.) трудности в методике преподавания учебных предметов детям, обучающимся на дому испытывали от 32% до 50% преподавателей, трудности в общении с детьми отмечают более 60% педагогов; на затруднения при контакте с родителями ссылаются около 40% работающих; на недостаточное обеспечение и наличие соответствующей методической литературы тяжелой степени умственной отсталости - более 50%
В настоящее время в области коррекционной педагогики назрела острая необходимость изучения опыта работы олигофренопедагогов, обучающих детей с нарушениями интеллекта в условиях надомного обучения. Как свидетельствуют статистические данные, рост количества детей, которые в силу физических и психических возможностей не могут посещать школу, постоянно увеличивается. В то же время отсутствует необходимое психолого-педагогическое и методическое обеспечение для учителей и родителей, которое позволило бы эффективно решать проблемы надомного обучения и воспитания.
Опираясь на свой опыт работы учителем индивидуального обучения, а также на опыт коллег, я считаю, что можно условно выделить 3 основные категории семей: «участливые», «сомневающиеся», «требующие». Соответственно, работа учителя в каждой семье имеет свои особенности.
Первая категория – «участливые» семьи, которые обеспечивают необходимые условия для обучения, комфортные ребёнку и учителю. Организуют рабочее место, приобретают школьные принадлежности, нужный дидактический материал, выполняют с ребёнком домашние задания, выполняют рекомендации педагога. Они реально оценивают возможности своего ребёнка, понимают, что совместными усилиями школы и семьи можно достичь положительных результатов. С такими родителями легко и приятно взаимодействовать.
Вторая категория семей – «сомневающиеся» семьи. От них часто можно слышать вопросы: «А надо ли этих детей учить? Есть ли смысл? Можно ли их чему-то научить? Для чего?» Кто-то обеспечит ребёнка всем необходимым для учёбы, но махнёт рукой – «всё равно без толку», а кто-то всё повесит на плечи учителя - «раз пришли учить, учите как есть, лишних денег в семье на канцтовары, нормальную организацию рабочего места ребёнку нет». Таким родителям приходится напоминать, что образование в нашей стране доступно и обязательно для всех граждан, показывать им целесообразность коррекционных занятий и уроков для развития ребёнка, таких родителей приходится постоянно подбадривать, поднимать им дух.
Для этого надо показывать все, даже малейшие продвижения в развитии, воспитании, обучении их ребёнка, обращать их внимание на проявление ребёнком положительных качеств в различных ситуациях. Недопустимо сообщать родителям только о педагогических трудностях, о слабых достижениях ребёнка, недостойном поведении. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения, чтобы у родителей опускались руки, ожесточалось сердце, а у детей угасало желание быть хорошим.
В нашей школе обучаются дети и из неблагополучных семей. И мне нередко приходится до родителей доносить мысль о том, что условием счастливого детства ребёнка, источником благополучия в семье является любовь родителей к своему ребёнку. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их нехватку. Ребёнок должен быть уверен, что любим, что у него есть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от всяких невзгод, что он тоже может любить безгранично. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство душевного покоя, защищённости. Ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, выбирает друзей, увереннее идёт по дороге жизни. Любовь, доброта, нежность, ласка, которые ребёнок получает в детстве, в последующем помогут ему в решении сложных жизненных задач.
Третий тип семей – «требующие» быстрых и высоких достижений в обучении ребёнка. С такими родителями приходится сложнее всего. Родители часто «присутствуют» на уроках: либо садятся рядом с ребёнком, либо оставляют открытой дверь, находясь в соседей комнате или, просто напросто, подглядывают в щёлку двери. Они часто неадекватно, завышено оценивают развитие своего ребёнка, его способности. А при отсутствии видимых результатов после нескольких уроков, начинают винить учителя в некомпетентности, просят «поменять на другого». В то же время, домашние задания с ребёнком они чаще всего не выполняют, объясняя это тем, что «ребёнок их не послушался, отказался», «не смогли его заставить», «он сидит и занимается только с учителем» и т.п.
Особенность детей с ОВЗ (с умственной отсталостью) состоит в том, что результат кропотливого труда учителя не всегда сразу виден, это может произойти и через довольно длительное время (в зависимости от медицинского диагноза). Приходится очень тактично показывать родителям, что ребёнок «особенный» и возможности его «особенные», поэтому результаты отличаются от ожидаемых.
Частью бытия в педагогической практике обучения на дому, к сожалению, есть факт, что родители стыдятся ребенка, имеющего отклонения в развитии, тем самым значительно осложняя качество своей жизни и ощущение чувства собственного достоинства. Зачастую учитель является единственным человеком, а школа единственным местом, где родитель может говорить о своем ребенке , ощущая доверие и безопасность. Учителю важно помочь родителю трансформировать чувство стыда в получение радости от общения с ребенком, а для этого самому учителю необходимо обладать не только профессиональными компетенциями в области коррекционной педагогики, но и личностными качествами, помогающими создавать комфортные условия для раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования и укрепления ситуации успеха.
Такие условия помогут сохранить уникальность и самоценность ребенка, включиться в жизнь общества относительно своих возможностей, с уважением относиться к другим, иметь личные достижения в тех сферах жизни, в которых ребенок может быть успешен!
В результате многолетней работы с обучающимся на дому учитель становится в семье ребёнка близким и родным человеком, в курсе их житейских событий, готовым разделить с ними радости и печали.
И в заключении мне хотелось бы процитировать Василия Александровича Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческой счастье».