СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ №10» Рузаевского муниципального района РМ Невлютовой Галии Наильевны.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное  представление  инновационного педагогического опыта       учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ №10» Рузаевского  муниципального района РМ  Невлютовой  Галии Наильевны.

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ №10» Рузаевского муниципального района РМ Невлютовой Галии Наильевны.»

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ №10» Рузаевского муниципального района РМ Невлютовой Галии Наильевны.

1.Актуальность и перспективность опыта.

Писатель дарит людям книги, художник–картины, музыкант -песни.

Но самое огромное счастье - воспитать на Земле Человека, сильного, мудрого, самостоятельного.

В современном обществе процесс обучения должен формировать жизненные позиции ученика, так как заказ общества - яркая творческая личность. Человек должен стать творцом своей деятельности. А задача учителя - будить творческую мысль каждого ученика, «питать» ее свежей струей родника , помочь найти шаги в творчестве.

Я работаю в школе с 1993 года. Вот уже 23 года каждый день с радостным ожиданием встречи с моими учениками вхожу в класс и говорю: «Здравствуйте, ребята».

Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала детей, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые чувства, воспитывать и обучать, исходя из запросов и интересов. В своей деятельности стараюсь придерживаться правила: «Обучая, воспитывать - воспитывая, обучай».

Третий год работаю над проблемой «Уроки внеклассного чтения как средство повышения читательской самостоятельности учащихся». Выбор данной темы актуален. Педагоги в последние годы испытывают большую тревогу и озабоченность из-за того, что читательская культура подрастающего поколения значительно снизилась. Я считаю, что идея формирования читательской самостоятельности учащихся является значимой.

2. Условия формирования опыта.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям привлекли мое внимание. Перед собой я ставила вопросы: Как сделать так, чтобы ребята хотели читать? Сделать так, чтобы уроки литературы помогли каждому найти себя? Наверное, не заставлять, а увлечь, не ограничивать, а представлять свободу выбора. Вот такой круг вопросов я пыталась и пытаюсь решить через вышеуказанную проблему.

В своей педагогической работе я исходила из опыта педагогов-новаторов. Меня заинтересовала методика проведения уроков внеклассного чтения. Познакомилась с методикой В.Г. Маранцмана, В. П. Полухиной, В. Шереметьевской. Изучив методику, пришла к выводу, что внеклассное чтение вводит учащихся в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у школьников собственное видение и восприятие окружающей действительности.

Рассмотрим понятие «читательской самостоятельности» в работах разных авторов (таблице 1).

Таблица 1.

Сущность понятия «читательская самостоятельность», предложенная различными авторами


Исследователь

Суть взглядов

К. Ушинский

Читательская самостоятельность – это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н. Рубакин

        

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Н. Светловская

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан

Г. Наумчук

Читательская самостоятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

О. Джежелей

Читательская самостоятельность – это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта

С. Дорошенко

Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное.

        

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Для ее формирования в процессе внеклассного чтения необходимо соблюдать ряд требований:

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Школьники приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнениями, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.

5. Словарная работа, как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все непонятные слова на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги. Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

7. Беседа на уроках внеклассного чтения, как уже говорилось, используется, но не так развернуто, как обычно на уроках литературного чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых: элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи. Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую, чем обычно, самостоятельность учащихся, на развернутые, несложные ответы, на привлечение дополнительных сведений – из жизни, из других книг.

На основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых рассмотрим принципы организации уроков внеклассного чтения (табл. 2).

Таблица 2.

Принципы организации внеклассного чтения, предложенные разными авторами


Исследователь

Основные принципы организации внеклассного чтения

О.Джежелей

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

- последовательное усложнение учебного материала и увеличение самостоятельности учащихся

С.Михалков, Т.Полозова        

ориентация на общее требование связи обучения с жизнью

Т.Калечич

связь классного и внеклассного материала

Н.Светловская

- комплексный подход: при организации уроков внеклассного чтения должна решаться не одна профессиональная задача, важно, чтобы каждый урок решал максимум возможных задач

- внеурочная подготовка учащихся

М.Качурин         

тематическое и жанровое разнообразие учебных материалов

К.Мальцева, М.Борисова

взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о необходимости использования на уроках внеклассного чтения все перечисленные принципы, ибо правила их реализации во взаимосвязи позволяют развивать читательскую самостоятельность школьников.

Осознанность чтения – это понимание читающим:

  • основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание читающим содержания и своего отношения к прочитанному.

  • содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав), не только того, о чем говорится в данной части, но и что этим сказано;

  • содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;

  • слов, употребленных как в прямом, так и в переносном смысле.

При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);

- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа,  обзор, композиция, концерт, семинар,  викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации  читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства,  межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации (17 , с.35).

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника?

2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX — начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.

Задачи уроков внеклассного чтения 5-9 классы

Воспитание общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике (30 , с.67).

Требования к урокам внеклассного чтения

Список литературы для внеклассного чтения должен быть дан учащимся в сентябре, обсужден с ребятами, исправлен, дополнен по их желанию.

В классе все учащиеся класса должны быть распределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основная работа делается во внеурочное время.

Уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ждут с нетерпением. Чаще выходить из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)

За две недели до урока внеклассного чтения должны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы и т.д.

Желательно чаще проводить игры. Так как эта форма урока помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.

Уроки-игры, семинары, конференции, концерты надо проводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться, сплачивает класс.

На уроке-игре никогда не должно быть просто зрителей. Обязательны задания для всех.

Учитель должен делиться с учащимися открытиями, которые он сделал, читая данный текст.

Сотворчество, содружество. Учащиеся – это творцы урока (3 , с.10).

Глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, уровня его общего развития, начитанности, жизненного опыта и других факторов. Именно поэтому одно и то же произведение может быть по-разному понято и осознано любым человеком, независимо от того, взрослый это читатель или ребёнок.

Резюмируя результаты научного исследования, можно сказать, что внеклассное чтение параллельно с уроками литературы вводит учащихся в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у школьника собственное видение мира и восприятие окружающей действительности.

Внеклассное чтение –  это особый раздел обучения детей чтению, цель которого - не только обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны.

Создание именно системы  занятий, несколько свободных от программных требований  по внеклассному чтению позволяют уделять больше внимания именно развитию личности школьника  литературному воспитанию, и в частности, развитию личностных творческих способностей учащихся.


123

3. Технология опыта.

Одним из благоприятных периодов развития читательской самостоятельности является средний школьный возраст. Именно в этом возрасте совершенствуется читательское восприятие, развивается художественный вкус. Для полноценного решения задач внеклассного чтения необходимо использовать задания, которые тренируют школьников в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе. При этом учитель на уроке должен активно использовать различный иллюстративный материала, дидактические игры, викторины.

С целью повышения интереса учащихся к самостоятельному чтению художественной литературы на базе нашей школы проводится читательская конференция « Чтение без границ». Мы, учителя-словесники, разрабатываем положение конференции, приглашаем учащихся Рузаевского муниципального района к нам в школу. Для детей 5-6 классов проводим игру ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (например, по мифам Древней Греции или «Знаешь ли ты сказки?».) Ребята 7-8 классов презентуют понравившееся произведение из сборника рассказов В.П. Астафьева « Последний поклон». Презентация книги сопровождается либо инсценировкой эпизода, либо электронной презентацией.

Для старшеклассников я проводила уроки –конференции. В 2014-2015 учебном году очень живо прошел разговор по роману Б.Васильева « В списках не значился», в 2015-2016 - обсуждалась повесть Эрнеста Хэмингуэя « Старик и море».Дети узнали о творчестве писателей, познакомились с историей создания книг, отвечали на проблемные вопросы, которые были даны заранее. )

В течение трех лет я работала в 11 классах. С выпускниками анализировали романы У. Голдинга « Повелитель мух», Ч.Айтматова «Плаха». Для родителей 9 класса проводила урок по повести В. Закруткина

« Матерь человеческая», посвященный Дню матери.

5. Анализ результативности.

Анализируя свой опыт педагогической деятельности, могу сказать, проведенная мною работа привела к хорошим результатам. Ребята осознанно относятся к изучению литературы, потому что полученный багаж знаний помогает им при сдаче экзамена по русскому языку (часть С). Выпускники успешно сдают ЕГЭ по русскому языку и литературе. Мои ученики учатся на факультете русского языка и литературы в МГПИ им. Евсевьева, в МГУ им. Н. П. Огарева.

Средний балл по русскому языку:2015год-67; 2016год-71;по литературе 2015год-67; 2016год-68.

6. Адресность опыта.

Рекомендую свой опыт работы и начинающим педагогам и учителям - стажистам.

7.Наглядные приложения.

1.Презентации к урокам внеклассного чтения.

2. Фотографии.