Публичное представление собственного
педагогического опыта учителя химии и биологии МБОУ «Кочкуровская СОШ»
Корнишиной Натилии Анатольевны
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии через технологию проблемного обучения»
В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического и биологического образования является усвоение основ этих наук для обеспечения условий для интеллектуального развития и саморазвития личности.
Изучение химии и биологии в школе, ориентированное на перспективу развития общества через конкретного человека, должно обеспечить свободное развитие личности, способной к самообразованию, повышение интеллекта, наблюдательности, умение выражать свои мысли, обосновывать суждения, строить логически правильные умозаключения с учётом задатков и способностей ученика. Учитель должен донести до ученика идею о том, что современные знания могут устареть уже завтра, и что оставаться на уровне с окружающим миром в условиях быстротечных изменений информационного общества можно только благодаря самообразованию
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем без активизации познавательной деятельности и повышения мотивации обучающихся к изучаемому предмету. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интересным. Поэтому, я работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии через технологию проблемного обучения»
Актуальность и перспективность опыта.
Известно, что познавательный интерес является одним из значимых факторов в учебном процессе, условием его эффективности. В условиях огромного информационного потока и низкой мотивации учебной деятельности у учащихся трудно добиться высокого качества в учебе учащихся. Это проблема. Решить эту проблему необходимо своевременно и правильно. Если обратиться к школьной программе по химии и биологии, требованиям, которые учащиеся должны усвоить, то обнаруживается и огромный теоретический массив, и множество практических работ, требующих конкретных знаний для их осуществления, и решение всех типов задач, предусмотренным стандартом образования (на решение которых практически не отпускается должного количества часов), и написание самых различных уравнений реакций от простых до довольно сложных. Вот и получается, что эти предметы (особенно химия) в школьном курсе оказывается очень трудными для усвоения учащимися. Трудно сегодня, трудно завтра и становится неинтересно, потому что непонятно. А вот если на первое место поставить интерес, то тогда можно перебороть трудности.
Как поддерживать интерес детей на протяжении всего урока, их активность, как привить любовь к столь сложным предметам, как химия и биология?
Концептуальность.
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.
Необходимыми составляющими проблемного обучения являются следующие понятия: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «эксперимент».
Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких-либо противоречий.
Для построения процесса проблемного обучения требуется преднамеренное и систематическое создание соответствующих проблемных ситуаций. Этап создания проблемной ситуации требуют от учителя большого мастерства. Поэтому наибольшее внимание я уделяю этому этапу.
Познавательные процессы при проблемном обучении носят преобразующий (продуктивный, творческий) характер. При традиционном же обучении познавательные процессы носят воспроизводящий, репродуктивный характер: ученик воспроизводит в своей памяти лишь то, что воспринимал и запомнил со слов учителя. Следовательно, при традиционном обучении познавательная деятельность учащихся опирается главным образом на память и мышление. В этом внутреннее отличие двух способов обучения.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса, так как не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. При постановке учебных проблем я руководствуюсь принципом целесообразности.
3.Теоретическая база опыта.
Идея проблемного обучения активно разрабатывалась в трудах ученых И.С. Якиманской и А.В. Хуторской. Их работы представлены в разных методических пособиях. Это – «Развивающее обучение»-М: Педагогика, 1979г. –(Воспитание и обучение. Библиотека учителя.), Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» М: Сентябрь, 1996г..
Е.Н. Степанова «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности» М.: ТЦ Сфера, 2003г. , М.И Махмутов «Организация проблемного обучения в школе» М. 2007г., А.М. Матюшкин «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», М.: Педагогика,1972г.
4. Ведущая педагогическая идея.
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века.
В приоритетном национальном проекте «Образование» подчеркнуто, что
основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
Информационный (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
Коммуникативный (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
Самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Я согласна с тем, что развитие ученика как личности (его социализация) должно происходить не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остаётся развитие мышления учащихся. Так же немаловажная роль отводится и познавательной активности. Это важнейший мотив учения школьников. Он проявляется в интересе и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературы и т.д.
Методически правильное проведение уроков позволяет мне решать целый ряд учебно-воспитательных задач, в частности, способствует улучшению качества усвоения учащимися программных знаний, развитию у учащихся умения познавать окружающий мир и самого себя, использовать знания и умения в реальной жизненной практике, повышению адаптивных возможностей личности в социальной среде, формированию позитивных свойств личности.
Практическая значимость.
Моя задача научить своих учеников инициативности и самостоятельности в приобретении новых знаний, поиске информации; умению преодолевать трудности на пути приобретения знаний; ориентироваться на рынке труда; быть востребованными и успешными.
В своём педагогическом опыте придерживаюсь следующих ключевых моментов: принцип развивающего обучения; эффективное взаимодействие учителя с учеником; создание наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучающихся; создание благоприятного эмоционального фона; доступность и посильность учебного материала.
Ученики сегодня – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Учитель для них не вездесущий оракул, а партнёр по учебному процессу. Учитель строит систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребёнка, создаёт условия комфортного образовательного процесса, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Оптимальность и эффективность средств.
Как показывает опыт учителей, метод проблемного обучения является эффективным методом обучения.
В своей работе я стараюсь продумывать каждый этап урока, находить и подбирать интересный материал для его проведения, преподносить урок доходчивым доступным языком, вовлекать учащихся в анализ поставленных проблем.
При создании проблемной ситуации я применяю следующие взаимосвязанные этапы:
- оцениваю учебный материал на необходимость создания проблемной ситуации, так как не на всех уроках химии и биологии можно применить проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным;
- разрабатываю план урока, где готовлю ряд вопросов подготовки учащихся к восприятию проблемы. Затем ставлю проблемный вопрос и создаю проблемную ситуацию;
- прогнозирую (по плану) поиск решения проблемы учащимися, выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации и обсуждение данных гипотез;
- готовлю информацию, оборудование, реактивы, и всё то, что должно помочь в теоретическом и практическом доказательстве выбранной гипотезы;
- провожу проблемный урок (дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы). Делаю самоанализ, корректирую план урока.
В своей работе я использую следующие способы организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Проблемное изложение.
При проблемном изложении материала учитель руководит познавательным процессом учеников, ставит вопросы, которые заостряют внимание учеников на противоречивости изучаемого явления и заставляют их задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом учителя.
Проблемное изложение применяется обычно в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы.
Чтобы учащиеся приняли к решению учебную проблему, в своей работе я использую следующие способы создания проблемных ситуаций:
1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Например, известно, что любая работа чередуется отдыхом, а сердце работает 24 часа в сутки. Как это возможно?
2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, в начале урока «Углерод» демонстрирую алмаз (картинка), графит, сажу, таблетку активированного угля, и спрашиваю из каких химических элементов образованы эти вещества. Ставлю перед учащимися вопрос: в чём причина такого разнообразия веществ, образованных углеродом?
3. Объяснение фактов на основании известной теории. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, предлагаю расчётную задачу решить двумя способами и обосновать более рациональный.
4. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать возможность учащимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники.
Поисковая (эвристическая) беседа.
Если же учащиеся обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая (эвристическая) беседа.
Она проходит в форме диалога, живого обмена мыслями. С помощью системы целенаправленных вопросов («Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?») я направляю и поддерживаю познавательную активность, контролируя ее степень, что особенно важно для школьников среднего возраста. Отвечая на мои вопросы, учащиеся вынуждены активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, делать определенные выводы, обобщения, выражать свои мысли. В то же время вопросы типа: «Как называется?», «Какие это действия?», «Что мы сделали?», которые преобладают в школьной практике, заставляют учащихся лишь воспроизводить фактическую сторону дела, они выявляют, что запомнил ученик, но не как он понял содержание учебного материала. Например, при изучении признаков химической реакции предлагаю учащимся следующую учебную проблему: «Чем объяснить образование и выделение газа при взаимодействии карбоната кальция и кислоты?» В ходе поисковой беседы вместе с учащимися раскрываем сущность понятия колониальный организм.
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся. Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения предположений, а также умением выдвигать гипотезы. Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий или решения экспериментальных задач.
Экспериментальные задачи способствуют развитию мышления, творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся, повышают их интерес к изучению предмета. Для их разрешения от учащихся требуется творческое применение знаний и умений, поиск дополнительной информации в учебниках и справочниках. Любые экспериментальные задачи - это задачи проблемного характера.
В своей работе для активизации использую большое количество наглядного и раздаточного материала, методических пособий, разнообразные технические средства, а также средства ИКТ.
Главная задача научно-исследовательской работы – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Такая работа дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность. Исследовательские работы, учащиеся начинают выполнять с седьмого класса, защищают их перед одноклассниками или на школьных конференциях.
7. Результативность опыта.
Проблемное построение учебного процесса дает хорошие результаты в повышении эффективности обучения химии и биологии, оно способствует проявлению учениками высокой познавательной активности, самостоятельности и влияет на качество усвоения знаний. Однако, на мой взгляд, частое применение проблемного подхода на уроках не всегда осуществимо, так как самостоятельный поиск учащихся должен опираться на высокий уровень их предварительной подготовки. Некоторые пробелы в знаниях или отсутствие знаний по определенным разделам резко ограничивают возможность учащихся участвовать в проблемных уроках.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, так как данная работа развивает творческие и мыслительные способности учащихся, сохраняет интерес к предмету.
Качество знаний по итогам внешнего мониторинга
предмет | класс | качество знаний |
химия | 11 | 57,1 |
Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде
год | предмет | класс | Муниципальный уровень | Республиканский уровень |
2013-2014 | химия | 8 | призёр | |
2014-2015 | химия | 8 | победитель | участие |
2016-2017 | Биология биология | 7 11 | Призёр призёр | участие |
Технологическая карта урока биологии
(технология проблемного обучения)
Учитель: Корнишина Н.А. МБОУ «Кочкуровская СОШ» с. Кочкурово
УМК: Сонин Н.И.
Предметная область: биология
Класс: 7
Тема урока - «Общая характеристика Подцарства Одноклеточные».
Цель: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.
Задачи: Образовательные:
познакомить обучающихся со строением одноклеточных животных;
выявить общие черты в строении саркодовых, жгутиковых и инфузорий, а также отличия между ними.
Развивающие:
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране животного мира.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – формирование целостных представлений об одноклеточных животных; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности одноклеточных животных; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: сократительная вакуоль, светочувствительный глазок, клеточный рот, колониальность, ложноножки (псевдоподии), простейшие; анализировать полученную информацию об одноклеточных организмах;
метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, умения работать согласно инструкции; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
УУД:
Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Тип урока: комбинированный, открытия новых знаний
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная
работа в группах
индивидуальная
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, ЦОР (http://fcior.edu.ru/) ПК, учебник, рабочая тетрадь.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы |
Актуализация прежних знаний с помощью вопросов: 1.Что является предметом изучения зоологии? 2.Назовите основные признаки животных. 3.Что такое симметрия? Какой бывает симметрия? 4.Предположите какие изменения произошли бы с животными, если у них появилась бы клеточная стенка? 5. Назовите основные признаки растений. Подведение учащихся к формулировке темы урока. 1.Как вы думаете, почему Одноклеточных выделили в отдельное Подцарство? Постановка проблемы. Зачитывается текст. «К третьей группе жгутиковых относятся миксотрофные организмы, со смешанным типом питания (например эвглена ): у них есть хлоропласты и они способны к фотосинтезу, но питаются также органическими веществами, поедая бактерий и других простейших.» О представителях какого царства идёт речь? Эвглена растение или животное? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют значение систематики. Высказывают предположения. Отвечают на вопрос и формулируют тему урока, затем записывают её в рабочие тетради. Высказывают предположения. |
Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них |
Для того чтобы ответить на проблемный вопрос предлагает учащимся наметить пути решения. Учитель подводит учащихся к выдвижению гипотезы: «Особенности строения и жизнедеятельности жгутиковых, позволяют отнести их к организмам занимающим промежуточное положение между Царством Животные и Царством Растения». | Учащиеся формулируют задачи: 1.Изучить строение простейших. 2.Изучить особенности жизнедеятельности простейших. 3.Узнать местообитания одноклеточных. |
Этап III. Опытная проверка принятых гипотез |
1.Учитель предлагает просмотреть ЦОР «Жгутиконосцы». (1-4 пункты) 2. Выполнить задания контрольного ЦОРа по теме «Жгутиконосцы» 3. Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос урока. Эвглена растение или животное? 4. Класс делится на 4 поисковые группы. Группы получают задания. Изучить соответствующий фрагмент текста учебника и подготовить краткий устный отчёт по своим проблемам. | Учащиеся внимательно изучают содержание ЦОРа. Коллективно обсуждают и выполняют интерактивные задания контрольного модуля. Отвечают на вопрос. Группы готовят отчёты по следующим проблемам: Передвижение простейших. Питание простейших. Что такое циста? Где обитают простейшие? Внимательно слушают выступления одноклассников. |
Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике |
Учитель предлагает: 1. выполнить задание в рабочей тетради с.55, № 70 2.Выполнить интерактивные задания контрольного модуля ЦОРа. ( Саркодовые) | Выполняют задание в рабочей тетради. Таблица «Сходство и различие строения простейших». Выполняют индивидуально на ПК. Производят взаимопроверку. Называют ключевые моменты нового материала и как они их усвоили . |
Этап V. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, обучающихся на уроке. Организует беседу с классом по плану: Предлагает провести самооценку. | Высказываются по плану: Главным на уроке было то, что… Я уже знал, что… До сегодняшнего урока я думал, что… Было интересно и неожиданно, что… Мне осталось не понятным…
Самостоятельно или с чьей-то помощью выполнил задания? Какую оценку ты бы себе поставил? |
Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных, метапредметных и предметных результатов обучения |
В результате деятельности на уроке происходит: развитие способности самостоятельно добывать знания, находить выход из проблемных ситуаций, находить ответы на вопросы; развитие умения высказывать своё мнение, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; развитие умения систематизировать знания |
Этап VII. |
Записывает на доске домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник. |