СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичный лекторий «Агрессивный ребенок – причины появления проблемы» (для родителей 1-11 классов)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Агрессивное поведение детей – одно из непростых испытаний для родителей. В таких случаях ребенок кусается, кричит, дерется, ломает вещи и даже причиняет боль самому себе. Выглядит это пугающе, подчас взрослые не знают, как поступить.

Просмотр содержимого документа
«Публичный лекторий «Агрессивный ребенок – причины появления проблемы» (для родителей 1-11 классов)»

Публичный лекторий

«Агрессивный ребенок – причины появления проблемы»

(для родителей 1-11 классов)

Агрессивное поведение детей – одно из непростых испытаний для родителей. В таких случаях ребенок кусается, кричит, дерется, ломает вещи и даже причиняет боль самому себе. Выглядит это пугающе, подчас взрослые не знают, как поступить.

И тогда перед ними стает вопрос: «Почему возникает агрессия в поведении ребенка? Причины проявления агрессии могут быть различными, начиная от физиологических и заканчивая ошибками воспитания. Разнообразны и способы ее выражения: от кулаков и обзывания до жестокого обращения с другими.

Задача взрослых – научить ребенка управлять своими чувствами без внешнего и внутреннего ущерба.

Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка»

- Перед вами шаблон ребенка. Сегодня мы на его примере попробуем ответить на все вопросы об агрессии со стороны детей.

Помогите мне изобразить агрессивного ребенка. Какой он? Как мы определяем, что он проявляет агрессию?

Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения:

- нападает на других детей,

- обзывает и бьёт детей,

- отбирает и ломает игрушки,

- намеренно употребляет грубые выражения.

Одним словом, становится «грозой» всего коллектива, источником огорчений учителей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяют в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ним. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает. Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Родителям не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем». Ребёнок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их…

Тест «Какой вы родитель»

- Предлогаю вам пройти небольшой психологический тест и проверить "Какой вы родитель?"

Вы излишне терпимы или, наоборот, непомерно регламентируете жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы теста, вы узнаете, насколько правильный тон вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Ответить надо лишь одним словом: «да» или «нет».

1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным?

2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку?

3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношением полов?

4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, от чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?

5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?

6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?

7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?

8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника)?

9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время…» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?

10. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?

11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ли вы смотреть телевизор?

12. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время?

13. Если бы придумали робота-воспитателя, способного идеально воспитывать детей, приобрели бы вы такую машину?

14. Критикуете ли вы своих детей в присутствии посторонних?

Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу. Каждый ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается одним балом. Сложив все баллы и заглянув в ключ теста, вы узнаете мнение психологов о вашем методе воспитания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14



нет


нет

да

да

да


нет

да

да


нет

да


нет


нет


нет


нет


1 – 2 балла. Роль родителя освоена вами вполне: вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

3 – 5 баллов. Ваш результат не из лучших. Не будьте так жестки в своих требованиях к детям, дайте им возможность решать что-то самостоятельно.

6 – 8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции. Порой вы слишком требовательны к детям, порой слишком много им позволяете.

9 – 11 баллов. Думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.

12 – 13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора в жизни ребенка.

Рассмотрим все стороны агрессивного ребенка:

  1. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.

Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Если в доме постоянные споры и крик, трудно ожидать, что ребёнок будет покладистым и спокойным.

  1. Возрастные особенности ребенка

Агрессивное поведение у детей - распространенная проблема среди родителей и педагогов, особенно в период перехода из начальной школы в среднюю. Этот этап развития характеризуется многими изменениями, такими как гормональные сдвиги, повышенное академическое давление и социальные требования, которые могут повлиять на эмоции, мысли и действия детей.

Агрессивное поведение может принимать различные формы, включая физическую агрессию (например, удары, толчки, пинки), вербальную агрессию (например, обзывания, дразнилки, угрозы) и агрессию в отношениях (например, исключение, распространение слухов, социальные манипуляции). Каждая форма агрессии имеет свои триггеры и последствия, но часто они проистекают из глубинных факторов, таких как разочарование, гнев, страх, желание власти или внимания.

Дети младшего школьного возраста (6-9 лет), проявляющие агрессивное поведение, могут делать это потому, что им не хватает навыков регулирования своих эмоций и эффективной передачи своих потребностей. Они также могут подражать агрессивному поведению, которое они наблюдали у других, например, у родителей, братьев и сестер, сверстников или СМИ. Кроме того, младшие дети могут быть более импульсивными и эгоцентричными, что может привести к тому, что они будут вести себя агрессивно, не задумываясь о последствиях для себя и других.

6 лет – кризис 6 лет

Очень часто после летних каникул, проведенных у бабушки, мамы и папы наблюдают такую картину: их сын/дочь не слушают, что говорят старшие, спорят, отстаивают свое мнение, не соблюдают режим дня. Детские психологи утверждают, что в период кризиса отношения родителей с детьми претерпевают существенные изменения. При этом часто проявляются отрицательные черты в поведении младшего члена семьи: упрямство, капризность, непослушание и т.д. К 6-7 годам происходит быстрое созревание детского организма. Ребенок уже сам может планировать какие-то действия, принимать собственные решения. Дети в этом возрасте, как правило, непоседливы, много и активно двигаются, часто в поведении проявляются нервность и раздраженность. Нередко возникают проявления агрессии, нервного перевозбуждения. Детская непосредственность, которая так умиляет взрослых, осталась позади.

7 лет

Причинами агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста может быть неспособность справиться с новыми вызовами, когда ребенок становится школьником, учеником, членом нового коллектива – класса. В первый раз агрессивный выпад бывает внезапным, спонтанным, кратким. Но, если ребенка не остановят взрослые, такое поведение может стать привычным.

Важный момент для выявления причин – определить направленность агрессии. Возможно, ребенок злится на мать и отца за то, что в его жизни появилось столько трудностей. Или объектом злости выбраны педагоги или школа в целом, которые ограничивают свободу, заставляют следовать правилам. В случае если агрессия направлена на одноклассников, возможно, дело в желании стать лидером, получить власть.

8 лет

Если ребенок уже привык к школе, но продолжает вести себя агрессивно, в качестве диагностики агрессивного поведения детей родителям рекомендуется выяснить, чем занимается их чадо в свободное время, какая тематика игр и фильмов для него актуальна.

Обычно причиной является слепое копирование поступков отрицательных героев, действующих намеренно жестко, авторитарно, при этом они добиваются своих целей. Но за всем этим в любом случае скрывается нехватка любви и внимания родителей, в обязанности которых входит контроль за тем, какой информацией «питается» ум ребенка.

Дети 9-10 лет

Девятилетним свойственно агрессивно реагировать на такие факторы, как запрет на общение с друзьями и просмотр любимых игр и фильмов, нарушение личных границ, прерывание связи с одним из родителей из-за его ухода из семьи, конфликты с братом или сестрой, младшим по возрасту по причине ревности.

В 10 лет ощущается приближение переходного периода, когда приоритетными становятся взаимоотношения в компании сверстников. Попытки завоевать общее внимание, стать лидером, показать свою значимость иногда проявляются в виде агрессии, притеснении слабых. Для этого возраста не характерно «бороться» со взрослыми.

В этот период агрессивность проявляется под влиянием эмоций и еще не закрепилась в характере как устойчивый признак. Какое она получит развитие, зависит от влияния окружения. Родителям желательно заручиться поддержкой в школе, проконсультироваться с психологом. Только совместными усилиями можно справиться с ситуацией, помочь ребенку преодолеть тревожность, которая вызывает злость и ярость.

Подростки

В подростковом возрасте для мальчиков, и для девочек имеются свои возрастные периоды проявления агрессивности. У мальчиков имеются два пика проявления агрессивности – это 12 и 14-15 лет. Также у девочек определяем два периода проявления – это 11 лет и 13 лет.

Многим известны случаи необоснованной и очень жестокой подростковой агрессивности, абсолютно неприемлемой для человеческого общества. К сожалению, таковы психологические особенности пубертатного возраста, провоцирующие агрессивное поведение детей. Гормональные изменения, происходящие в теле, вызывают ощущения дискомфорта, неприятия себя, своих чувств и эмоций, что может вылиться в жесткость по отношению к окружающим.

Лучшее, что могут делать родители в этот период, это снижать уровень агрессивности до минимума. Что означает на деле:

• вовлекать ребенка подросткового возраста в принятие решений, выслушивать его мнение, узнавать о желаниях, но при этом окончательное решение всегда принимают взрослые;

• давать объяснения всем своим запретам, не допуская со своей стороны обмана («Сегодня ты не сможешь ночевать у друга, вы скоро поедете вместе в трудовой лагерь, и у вас будет много времени для общения»);

• использовать силу и энергию в спорте, творчестве, занятиях любимым делом, походах, путешествиях;

• проводить вместе больше времени, общаться, развивать доверительные отношения.

Непринятие мер, пускание ситуации на самотек может привести к очень серьезным последствиям и для подростка, и для окружающих. Тогда жесткость и злобные выпады становятся характеристиками личности. Плюс к этому такие вещи негативно сказываются на физическом состоянии. Агрессия сопровождается скачками давления, гипергидрозом, неврозами, стрессами, психозами и другими факторами, подрывающими силы и иммунитет.

Когда агрессивные проявления стали постоянными и неконтролируемыми ни ребенком, ни родителями, при этом очевидно страдает здоровье, необходимо срочно обратиться за помощью к психологу.принадлежности и доверия к другим людям.

Чтобы справиться с агрессивным поведением детей младшего школьного возраста при переходе в среднюю школу, родители и педагоги могут использовать несколько стратегий. Одной из наиболее эффективных стратегий является обучение детей социальным и эмоциональным навыкам, таким как эмпатия, саморегуляция, разрешение конфликтов и общение. Эти навыки могут помочь детям понять свои собственные чувства и чувства других людей, выражать свои мысли уверенно, но без насилия, и находить позитив.

Другая стратегия заключается в создании безопасной и благоприятной учебной среды, которая способствует уважению, сотрудничеству и позитивному поведению. Учителя могут установить четкие правила и ожидания, обеспечить положительную обратную связь и подкрепление хорошего поведения, а также быстро и последовательно вмешиваться в случае агрессивного поведения. Родители также могут подкрепить эти идеи дома, моделируя уважительное и эмпатичное поведение, устанавливая четкие границы и последствия неправильного поведения, а также контролируя потребление детьми средств массовой информации и их социальное взаимодействие.

Наконец, родители и педагоги могут обратиться за профессиональной помощью, если агрессивное поведение сохраняется, несмотря на все их усилия. Специалист по психическому здоровью может оценить индивидуальные потребности ребенка и предложить индивидуальные меры, такие как консультирование, поведенческая терапия или, при необходимости, медикаменты. Они также могут работать с родителями и педагогами над разработкой комплексного плана поддержки социального, эмоционального и академического развития ребенка.

  1. Темперамент.

Предрасполагать к агрессивному поведению может и определенный тип темперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента. Темперамент определяет силу и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональности и нервной возбудимости личности. Переделать темперамент невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые, отрицательные, стороны.

Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики. У меланхоликов часты нервные срывы, они постоянно находятся в состоянии эмоционального стресса, любая мелочь расстраивает их и выводит из равновесия. Для ребенка-меланхолика стрессовой является любая ситуация соревнования и любые новшества. Сложные игры, особенно длительные, утомляют их и доводят до стресса. Они быстро утомляются и требуют перерывов в деятельности. Такие дети обладают повышенной чувствительностью, ранимостью и обидчивостью, страдают от неуверенности в себе, часто плачут. При этом реакцией на стресс у меланхолика является уход в себя и свои переживания. Меланхолик предпочтет уединиться и страдать молча. Возможный для него вид агрессии - пассивный, когда агрессивность направляется не на других, а на себя самого, и потому именно меланхолики наиболее склонны к самоубийствам.


Не склонны к активной агрессии и флегматики. Их нервная система хорошо уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Он хорошо переносит трудности. Единственное, что создает ему трудности, это необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях. Чтобы добиться агрессивного поведения от флегматика, надо систематически доводить его, как кота Леопольда. Тогда в какой-то момент срабатывает внутренний природный "озверин", и флегматик отвечает агрессией на агрессию. Но это крайне редкий случай, почти на грани невозможного. В отличие от меланхоликов, флегматики не склонны и к пассивной агрессивности.

Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Он жизнерадостен и оптимистичен, очень общителен. Ребенок-сангвиник обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены. Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации сангвиник будет защищать себя активно, но обдуманно. Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь решения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью. В пассивную агрессивность сангвиника может "загнать" чувство вины и ответственности за собственную ошибку.

Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения. Повышенная возбудимость и быстрота ответных реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, как нужно было поступать. Если что-то их увлекло, они занимаются чрезвычайно интенсивно, но быстро утомляются и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпеливость и неспособность к ожиданию. Нервный спад и общий упадок сил приводит к раздражению, а потому холерики чаще всего вступают в конфликты и наиболее подвержены нервным срывам.


Виды агрессивного поведения детей

Выделяют разные виды агрессии в соответствии с результатами для ребёнка и для тех, кто его окружает:

  • По направленности: гетероагрессия – направлена на внешние объекты (человека, животное, предмет), аутоагрессия – злость направлена на себя, свое тело.

  • По причине проявления: реактивный вид агрессии (ответная реакция) и спонтанный (беспричинный) выпад.

  • По целенаправленности: инструментальный вид – с ее помощью ребенок достигает цели, целевой мотивационный – направлена на получение удовольствия.

  • По открытости проявления: прямой и косвенный виды.

  • По форме проявления: вербальный (с использованием оскорблений, прозвищ, дразнилок), экспрессивный (с применением агрессивной позы, нахмуренного взгляда) и физический вид (ребенок кусается, бьет кулаками, толкается, пинается).


Объектом агрессии ребенка могут быть:

  • - окружающие люди вне дома (воспитатель, учитель, одноклассники);

  • - родители, члены семьи;

  • - животные;

  • - он сам, например, когда ребенок выдергивает себе волосы, кусает ногти, отказывается есть;

  • - какой-то внешний объект (скамейка в парке, мебель, вещи других людей);

  • - символический и воображаемый объект (через рисование или проявление агрессии в компьютерной игре).

торые могут причинить вред человеку, животному или кому-то еще.

Причины возникновения агрессии у детей

Специалисты говорят о следующих факторах, вызывающих агрессию, которые проявляются подсознательно:

  1. Паттерн поведения. В процессе освоения окружающего пространства дети пробуют вести себя по-разному. Если благодаря использованию какой-то модели поведения они получают то, что хотят, этот вариант откладывается в подсознании и преобразуется в устойчивый паттерн. Если этим вариантом оказался агрессивный поступок, малыш будет и дальше пользоваться агрессией как полезным для себя методом.

  2. Копирование. В большинстве случаев дети слепо (бессознательно) копируют поведение взрослых, особенно мамы и папы. Если родители ругаются между собой или позволяют себе резкие высказывания и агрессивность по отношению к окружающим, это становится примером для подражания. Ребенок не сомневается в правильности поведения родителей и поступает аналогично. Он может копировать поведение старшего брата (сестры), учителя, приятеля, любимого героя фильма.

  3. Самозащита. Агрессия и агрессивное поведение детей может быть ответом на несправедливое отношение окружающих. Протестуя, ребенок начинает обзывать, кричать, рыдать (эмоциональное выражение) или стучать кулаками, пинать и кусать противника (поступки). Если ему часто приходится сталкиваться с жестокими проявлениями окружающих, агрессия пускает у него в подсознании крепкие корни.

  4. Недостаток любви. Когда за родительскую любовь и внимание приходится бороться, ребенок будет использовать любые методы. Видя реакцию взрослых на свои агрессивные поступки, он даже не придает значения, что его могут наказать. Важно, что он достигает цели – на него обратили внимание.

Агрессивное поведение детей и подростков чаще основано на следующих психоэмоциональных причинах:

  • - слепом подражании поведению окружающих и «плохих» героев фильмов;

  • - попытке защититься в момент спора или конфликта;

  • недостатке внимания;

  • - сильной эмоциональной привязанности к другому человеку, выражаемому с помощью агрессии;

  • - неуверенности в себе, низкой самооценке;

  • - неспособности следить за эмоциями;

  • - ревности;

  • - проблемах привыкания к детскому коллективу, межличностных конфликтах, асоциальном окружении;

  • - просмотром сцен насилия по телевизору и в компьютерных играх;

  • повышенной возбудимостью;

  • - ситуациях, травмирующих психику, стрессовых обстоятельствах.


Но среди причин также называются физиологические. Агрессия может вызываться:

  • - соматическими заболеваниями;

  • - органическими поражениями головного мозга;

  • - отставанием развития когнитивных способностей: рассеянным вниманием, слабым интеллектом;

  • - наследственными патологиями;

  • - переутомлением, усталостью.

Отношения в семье также влияют на агрессивность детей. Если самые близкие люди:

  • - проявляют жесткость друг к другу и к ребенку;

  • - не придерживаются одних принципов, ведут себя непоследовательно;

  • - воспитывают слишком строго, часто прибегают к критике, унижению, оскорблениям, физическим наказаниям.

Безусловно, у каждой ситуации свои причины




Как помочь агрессивному ребёнку? 


Полезные рекомендации можно найти в книге Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребёнка». Он выделяет пять способов контроля поведения ребёнка: два из них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный. Нейтральный способ контроля предполагает использование поощрения (за выполнение определённых правил) и наказание (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как ребёнок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребёнка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Это скрытая форма агрессии, её цель – вывести из себя, расстроить родителей, причём ребёнок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Он начнёт специально плохо учиться, носить те вещи, которые не нравятся родителям, капризничать без причины. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребёнка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать сразу за проступком, а не через день или неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребёнок сам считает, что заслужил его. Кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

К позитивным способам относятся просьбы, мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребёнка, взять его за руку и отвести и т. д.)

Существует ещё один способ эффективной работы с гневом ребёнка, хотя он может быть применён далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребёнка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребёнку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Психологи советуют:

  • Если ребенок направляет агрессию на другого или самого себя, это действие должно быть остановлено взрослым (увести из зоны конфликта, удерживать его за руки).

  • Не подавлять вспышку агрессии, а перенаправить ее, например, на битье подушек, разрешить крикнуть во весь голос, порвать бумажки.

  • Не оставлять детей в одиночестве, когда им больно, грустно, обидно. В такие моменты ребенок должен чувствовать поддержку близких, знать, что его понимают, любят и ценят. Если он сам хочет уединиться, надо удовлетворить его желание, сказав, что он всегда может позвать вас или выйти из комнаты.

  • Выразить искреннее сочувствие: «Я сожалею, что так получилось». Так ребенок учится проживать чувства печали и грусти.

  • После спада эмоционального напряжения обсудить с ребенком, как он сможет получить желаемое. Составить приемлемый план действий.



Важные моменты:

  • Ребенок – это маленький человек, который может быть не только хорошим и покладистым, но также имеет право проявлять все виды эмоций и состояний. Он должен быть уверен в том, что вы его любите всегда, а не только когда он слушается и ничего не просит.

  • Не давать ребенку обидные прозвища, не называть плаксой, драчуном, злюкой. Он может стать именно таким, как вы его называете!

  • Реализовывать активность в подвижных играх, спортивных занятиях, выполнении самостоятельных заданий.

  • Придумывать игры, в которых ребенок может проявить жесткость и силу, стать на время охотником, дрессировщиком, полицейским, хищным зверем. Взрослый также демонстрирует в игре агрессивные действия – делает вид, что кусает, стреляет, побеждает или принимает позицию побежденного. Такого рода игры не подогревают агрессивность, а отыгрывают.

  • Давать ребенку высказать свое мнение без уничижительных оценок (причем взрослые не обязаны выполнять все желания детей).

  • Учить защите своих границ и интересов, показывать, как это делать сбалансированно и эффективно.

  • Занимать правильную позицию в момент детской агрессии, не выходить из себя, не соглашаться со всем, что он требует, сохранять внутреннее спокойствие.

  • Собственным примером показать, как надо справляться с негативом, злостью и агрессией.

Немного статистики:

Данные полученые исследователями показали:

Мужской пол – присуща физическая и косвенная агрессия;

Женский пол - косвенная вербальная агрессия (сплетни, клевета, злоязычие).

Что касается мальчиков-подростков, считается, что они более склонны к выражению агрессии. Существует такая гипотеза, что в последнее время разница в агрессивном поведении между девушками и юношами сводится на один уровень. Агрессивное поведение мальчиков-подростков обычно проявляется открыто, грубо, ею трудно управлять и контролировать.

Женский пол раньше начинает контролировать свою агрессивность. Девочки-подростки раньше обучаются применять свою агрессивность в сторону определенного человека. У мальчиков способность контролировать свою агрессию гораздо слабее, чем у девочек. Они выплескивают свою агрессию на все окружение, не разобравшись. Некоторым особо впечатлительным подросткам проще распространять свою агрессию на сверстников, чаще всего, именно на тех, чье поведение напоминает им взрослых, поскольку вымещать свою агрессию на них проще и не подвергает опасности.

Заключение: следует отметить, что агрессивное поведение у детей - это сложная и многогранная проблема, требующая проактивного и целостного подхода. Обучая социальным и эмоциональным навыкам, создавая позитивную учебную среду и обращаясь за профессиональной помощью в случае необходимости, родители и педагоги могут помочь детям пережить этот сложный период стойко и уверенно.