МБДОУ детский сад №1
г. Сычевка
Педагогический совет
«Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Юшкова Елена Александровна
ноябрь 2017 г.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
(Сухомлинский В. А.)
Цель:
Объект исследования:
Предмет исследования:
Задачи:
развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности у детей
Задачи для педагога:
анализ и сбор информации из различных источников.
создание предметно-развивающей среды.
Актуальность:
в современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Следствие слабого развития мелкой моторики рук – это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблема с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы.
Все дело в головном мозге, а точнее в центрах, отвечающих за движение пальцев руки. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы стимулируем и активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь. Иными словами наша речь находится на кончиках наших пальцев. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться ещё в младенческом возрасте
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий и дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы, шнуровки, разнообразные застёжки, пальчиковые дорожки, в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски, штампы, трафареты.
Используя пальчиковые игры для развития мелкой моторики и активизации речи, мы в нашей группе следуем правилам.
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагаются детям, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Должны чередоваться новые и старые игры и упражнения.
5. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись детьми правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Определенные движения выполняются одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием детьми) стихотворения.
9. Занятия проводятся эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Необходимо обязательно хвалить каждого ребенка за успехи!
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. И на днях совместно с родителями было проведено мероприятие, где мы наглядно показали им методы, способы и приёмы развития общей и мелкой моторики и активизации речи малышей.
Вывод:
Итак, если систематически развивать мелкую моторику в раннем и младшем дошкольном возрасте, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в старшем дошкольном возрасте, но и в дальнейшем - в школе.
Литература:
Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Вихарева В.А.
Книга «Развитие мелкой моторики у детей» Шевелев К.В.
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Е.А. Янушко
«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики детей 3-5 лет» Е.Н. Бычкова
Познание предметного мира. Методическое пособие для воспитателей