СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовительная группа. Педагогический совет январь 2017 г.  Доклад. 

Просмотр содержимого документа
«Публикации по проблемам развития, воспитания, образования»

МБДОУ детский сад №1

г. Сычевка

















Доклад

«Ручной труд как средство развития социальной компетентности детей подготовительной группы»













Подготовила:

воспитатель Юшкова Е.А.







январь 2017 г.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с переосмыслением цели и результата образования.

Поэтому в настоящее время принято говорить не просто о социальном развитии ребёнка, а о развитии социальной компетентности. Разные авторы дают различные определения термину «компетентность», нам близко определение Хуторского А.В. «Компетенция — это общая способность, основанная на знании, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению».

Разделяя позиции вышеуказанных авторов, мы рассматриваем ручной труд в детском саду как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста, развития их социальной компетентности.

Процесс воспитания и обучения детей в группе мы осуществляем, учитывая следующие возрастные особенности социально-личностного развития:

  • старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и со­трудничеству с ними, а и к уважению со стороны взрослых, взаимопони­манию и сопереживанию.

  • в общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осу­ществляется обмен информацией, планирование, разделение и коорди­нация функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность.

  • в старшем дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оцени­вать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифферен­цировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оцени­вают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в боль­шей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего до­школьного детства дети объективнее оценивают других, чем самих се­бя.

Опираясь на психологические особенности возраста, в старшем дошкольном возрасте мы решаем следующие задачи:

  • развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения

  •  развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие формированию у детей чувства патриотиз­ма — любви к родному краю, родной стране, привязанности, предан­ности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.

  • способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.

  • вос­питывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.

  • воспитывать этически ценные способы общения

  • воспитывать умение осуществлять совместную деятельность.

  • воспитывать умения при необходимости цивилизованными конструктивными способами разрешать возникающие конфликты

  • развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уваже­ние к себе.

Решение перечисленных задач по моему мнению возможно во время такой детской деятельности, как ручной труд. В основе выбора тем занятий, методов и приёмов изготовления поделок для нас лежит практическая значимость результатов детского труда. То есть дети поделки делают всегда для кого-то или для чего-то. Детский ручной труд стараемся организовать так, чтобы результат его (поделка) кого-либо порадовал, был нужным.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» - взрослых и сверстников, — необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение ребенка со взрослым и сверстниками в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности (ин­сценировках сказок, представлениях кукольного, теневого театра).

Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье. Поэтому на занятиях и в совместной деятельности дети изготавливают для себя атрибуты к театральной и игровой деятельности:

  • тряпичных кукол

  • одежду из бумаги для кукол

  • настольный бумажный театр (например: из конусов)

  • кондитерские изделия из солёного теста (сушки, крендельки, пряники…)

  • посуду из солёного теста

На одном занятии изготавливали чайные пары; на другом занятии расписывали их гжельской росписью; индивидуально изготавливали сахарницу, заварочный чайник и тоже их расписывали.

  •  бумажные маски

В старшей группе дети рисовали или раскрашивали картонные маски, а в подготовительной не только раскрашивали, но и пришивали резинку к каждой маске;

  • музыкальные инструменты (например: шумелки) и т.д.

Чем старше дети, чем больше они осваивают на познавательных занятиях, тем больше результат их труда похож на результат труда взрослых. Так как социально-личностное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, бе­речь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми тру­довые действия. Для решения данной задачи организуются занятия комплексные, интегрированные познавательные занятия с участием детей во «взрослой» деятельности.

Данная деятельность помимо воспитания в детях умения заботится о младших, делать приятное сверстникам, воспитания чувства самоуважения и собственной важности имеет и другое значение. Для освоения и практического применения освоенных нравствен­ных ценностей важно создавать проблемные ситуации, ставить творчес­кие задачи, направленные на развитие гибкого социального поведения:

  • умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками);

  • расширение круга общения со взрослыми, формирование способов контактов с малознакомыми людьми (воспитатель и дети другой группы, заведующая, методист, психолог, гости детского сада, родители кого-либо из сверстников);

Коллективный характер труда на занятиях позволяет развивать у детей умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к предложениям и советам других детей; умение открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные; умение договариваться при планировании и осуществлении деятельности; умение конструктивно разрешать возникающие конфликты.

А коллективные поделки, выполненные в разных техниках (например: осеннее панно «Рябинка» или ваза с цветами «Подснежники» в технике оригами, зимняя картина из бросового материала) ещё и очень украшают группу. Кроме того, похвалы и восхищения родителей и сотрудников очень повышают детскую самооценку.

Очень важно использовать естественно возникающие ситуации для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности), их нравственных ценностей, деловых и личностных / качеств, возможностей в различных видах деятельности. Чтобы развить стремление предвидеть и почувствовать эмоциональное состояние близких взрослых, детей и свои переживания в определенных ситуациях важно обучать ребенка пониманию связи меж­ду поведением людей и их эмоциональным состоянием (а также состоянием других людей), пониманию такой модели рассуждений: «Можно так сделать — будет хорошо другому и радостно мне»; формированию у детей не только понима­ния, но и умения действовать в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».

Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов дошкольного учреждения, работающих с детьми, и родителей. Этому способствует благодарность и удивление сотрудников ДОУ, которые заходят в группу и видят результаты ручного труда; и которые получают от наших детей подарки к праздникам (поделки из бумаги, солёного теста, вышивку и др.).

Мы активно сотрудничаем с родителями: часто организуем выставки работ, выполненных дома детьми, совместно с родителями:

  • выставка макетов по сказкам

  • выставка стенгазет

  • выставка «Чудеса для детей из ненужных вещей»

  • выставка кормушек из бросового материала

  • выставка новогодних поделок

  • выставка открытка маме

В результате нашей работы мы видим достижения в становлении образа самого себя и отношения к себе (чувство собственного достоинства, самоуважения); а также в развитии общения и отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, которые концентрируются в такой комплексной базисной характеристике личности, как социальная компетентность.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.

  2. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.