МБДОУ детский сад №1
г. Сычевка
Доклад
«Ручной труд как средство развития социальной компетентности детей подготовительной группы»
Подготовила:
воспитатель Юшкова Е.А.
январь 2017 г.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с переосмыслением цели и результата образования.
Поэтому в настоящее время принято говорить не просто о социальном развитии ребёнка, а о развитии социальной компетентности. Разные авторы дают различные определения термину «компетентность», нам близко определение Хуторского А.В. «Компетенция — это общая способность, основанная на знании, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению».
Разделяя позиции вышеуказанных авторов, мы рассматриваем ручной труд в детском саду как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста, развития их социальной компетентности.
Процесс воспитания и обучения детей в группе мы осуществляем, учитывая следующие возрастные особенности социально-личностного развития:
старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, а и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию.
в общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность.
в старшем дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя.
Опираясь на психологические особенности возраста, в старшем дошкольном возрасте мы решаем следующие задачи:
развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения
развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие формированию у детей чувства патриотизма — любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.
способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.
воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.
воспитывать этически ценные способы общения
воспитывать умение осуществлять совместную деятельность.
воспитывать умения при необходимости цивилизованными конструктивными способами разрешать возникающие конфликты
развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.
Решение перечисленных задач по моему мнению возможно во время такой детской деятельности, как ручной труд. В основе выбора тем занятий, методов и приёмов изготовления поделок для нас лежит практическая значимость результатов детского труда. То есть дети поделки делают всегда для кого-то или для чего-то. Детский ручной труд стараемся организовать так, чтобы результат его (поделка) кого-либо порадовал, был нужным.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» - взрослых и сверстников, — необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение ребенка со взрослым и сверстниками в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представлениях кукольного, теневого театра).
Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье. Поэтому на занятиях и в совместной деятельности дети изготавливают для себя атрибуты к театральной и игровой деятельности:
тряпичных кукол
одежду из бумаги для кукол
настольный бумажный театр (например: из конусов)
кондитерские изделия из солёного теста (сушки, крендельки, пряники…)
посуду из солёного теста
На одном занятии изготавливали чайные пары; на другом занятии расписывали их гжельской росписью; индивидуально изготавливали сахарницу, заварочный чайник и тоже их расписывали.
В старшей группе дети рисовали или раскрашивали картонные маски, а в подготовительной не только раскрашивали, но и пришивали резинку к каждой маске;
Чем старше дети, чем больше они осваивают на познавательных занятиях, тем больше результат их труда похож на результат труда взрослых. Так как социально-личностное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия. Для решения данной задачи организуются занятия комплексные, интегрированные познавательные занятия с участием детей во «взрослой» деятельности.
Данная деятельность помимо воспитания в детях умения заботится о младших, делать приятное сверстникам, воспитания чувства самоуважения и собственной важности имеет и другое значение. Для освоения и практического применения освоенных нравственных ценностей важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, направленные на развитие гибкого социального поведения:
умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками);
расширение круга общения со взрослыми, формирование способов контактов с малознакомыми людьми (воспитатель и дети другой группы, заведующая, методист, психолог, гости детского сада, родители кого-либо из сверстников);
Коллективный характер труда на занятиях позволяет развивать у детей умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к предложениям и советам других детей; умение открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные; умение договариваться при планировании и осуществлении деятельности; умение конструктивно разрешать возникающие конфликты.
А коллективные поделки, выполненные в разных техниках (например: осеннее панно «Рябинка» или ваза с цветами «Подснежники» в технике оригами, зимняя картина из бросового материала) ещё и очень украшают группу. Кроме того, похвалы и восхищения родителей и сотрудников очень повышают детскую самооценку.
Очень важно использовать естественно возникающие ситуации для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности), их нравственных ценностей, деловых и личностных / качеств, возможностей в различных видах деятельности. Чтобы развить стремление предвидеть и почувствовать эмоциональное состояние близких взрослых, детей и свои переживания в определенных ситуациях важно обучать ребенка пониманию связи между поведением людей и их эмоциональным состоянием (а также состоянием других людей), пониманию такой модели рассуждений: «Можно так сделать — будет хорошо другому и радостно мне»; формированию у детей не только понимания, но и умения действовать в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».
Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов дошкольного учреждения, работающих с детьми, и родителей. Этому способствует благодарность и удивление сотрудников ДОУ, которые заходят в группу и видят результаты ручного труда; и которые получают от наших детей подарки к праздникам (поделки из бумаги, солёного теста, вышивку и др.).
Мы активно сотрудничаем с родителями: часто организуем выставки работ, выполненных дома детьми, совместно с родителями:
выставка макетов по сказкам
выставка стенгазет
выставка «Чудеса для детей из ненужных вещей»
выставка кормушек из бросового материала
выставка новогодних поделок
выставка открытка маме
В результате нашей работы мы видим достижения в становлении образа самого себя и отношения к себе (чувство собственного достоинства, самоуважения); а также в развитии общения и отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, которые концентрируются в такой комплексной базисной характеристике личности, как социальная компетентность.
Литература:
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.
Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.