Дисциплина «Детская литература»
Темы докладов/презентаций:
1. Понятие «детская литература» (в дальнейшем – д.л.). Место д.л. в отечественном литературном процессе. Связь д.л. с педагогикой и общественной мыслью.
2. Понятие д.л. Специфика д.л.: художественный и педагогический компоненты.
3. Детский фольклор и его виды: детский фольклор и фольклор взрослых для детей. Воспитательный и развивающий потенциал произведений отечественного и зарубежного фольклора. Фольклор и художественная литература для детей.
4. Малые жанры фольклора для детей (колыбельные песни, потешки, считалки, заклички, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки: их разновидности, жанровые особенности).
5. Сказки в детском фольклоре; воспитательный и развивающий потенциал сказки. Виды сказок (на материале отечественного и зарубежного фольклора): их содержательные и композиционные особенности.
6. Былины и исторические песни в детском чтении. Циклы былин, их содержательные и композиционные особенности.
7. Детское чтение в эпоху 10-16 вв.: буквари, наставления, историческая и приключенческая литература. Зарождение детской учебной литературы в период 15- 16 вв.
8. Русская детская литература в эпоху 17-18 вв.: основные жанры детского чтения, учебная и художественная авторская литература для детей.
9. Детская литература эпохи Просвещения. Издательская деятельность русских просветителей. Культ разума и долга в авторской детской литературе.
10. Детская художественная литература эпохи Сентиментализма. Развитие способности к умилению и состраданию средствами детской литературы.
11. 19-й в. в истории развития детской художественной литературы: основные этапы и их своеобразие, основные жанры д.л.1-ой и 2-ой пол. 19 в.; детская периодика, педагогические идеи и литературная критика 19 в.
12. Детская художественная литература эпохи Романтизма: развитие чувствительности, способности к удивлению и фантазии средствами детской литературы. Баллады Жуковского в детском чтении.
13. Причины популярности жанра литературной сказки в детском чтении периода Романтизма. Фольклорные сюжеты и авторские сюжеты литературной сказки. Сказочный юмор и мораль. Особенности сочетания обыденного и фантастического миров в литературной сказке 19-го в.
14. Причины популярности жанра литературной сказки в детском чтении периода Романтизма. Разнообразие проблематики литературной сказки 1-ой пол. 19- го в.: этический, психологический, познавательный аспекты. Методика анализа литературной сказки.
15. Лирика поэтов 1-ой пол. 19-го в. в детском чтении. Особенности изображения картин природы, чувств человека. Методика анализа лирики в младших классах средней школы.
16. Жанр басни в детском чтении. Басни Эзопа. Тематика, художественные особенности басен Крылова.
17. Русская поэзия 2-ой пол. 19-го в. в детском чтении. Пейзажные поэтические зарисовки и методика их анализа.
18. Русская поэзия 2-ой пол. 19-го в. в детском чтении. Изображение России, русского народа в лирике 2-ой пол. 19-го в.
19. Детская литературная сказка 2-ой пол. 19-го в.: новое в проблематике, сюжете и героях; соотношение реального и фантастического в авторской сказке2-ой пол. 19-го в.
20. Жанр детского рассказа в русской литературе 2-ой пол. 19-го в. особенности сюжета, героя. Тематические группы рассказов для детей в литературе 2- ой пол. 19-го в.
21. Рассказы о животных 2-ой пол. 19-го – нач. 20-го в.: система героев, особенности взаимоотношения человеческого мира и мира животных. Воспитательный и научно-познавательный аспекты рассказов о животных.
22. Тема социального неравенства на страницах детского рассказа 2-ой пол. 19-го – нач. 20-го в. Образ и судьба страдающего ребенка.
23. Психология детского и подросткового возраста, окружение ребенка и его внутренний мир в изображении писателей «большой литературы» (Достоевский, Толстой, Аксаков).
24. Энциклопедии для детей 2-ой пол. 19-го в. (педагогическая и художественная деятельность Толстого, Ушинского). Особенности языка, структура энциклопедий. Жанровое и тематическое разнообразие произведений, их воспитательный и развивающий потенциал.
25. 20-й в. в истории развития детской художественной литературы: основные этапы и их своеобразие, основные жанры д.л. начала, середины и последней трети 20-го в.; детская периодика, педагогические идеи и литературная критика 20 в.
26. Литература Серебряного века: причины обращения авторов к теме детства. Образы детских сказок, снов, грез и фантазий в лирике Серебряного века.
27. Лирика Серебряного века в детском чтении: образы родной природы.
28. Лирика Серебряного века в детском чтении: особенности изображения внутреннего мира ребенка (содержательный и стилевой анализ лирики).
29. Жанр литературной сказки в творчестве писателей Серебряного века. Сходство и отличие литературной сказки 19-го и 20-го вв. Своеобразие сказочного вымысла А. Ремизова, А. Толстого, Л. Чарской, Саши Черного.
30. Многообразие поэзии для детей в 20-30-е гг. 20-го в.: основные направления, жанры. Психологическая детская лирика (своеобразие поэтической манеры А. Барто, Е. Благининой).
31. Поэтический вымысел и словесная игра в творчестве поэтов-обэриутов.
32. Сказочно-игровая поэзия 20-30-х гг. 20-го в. Стихотворения и поэмы К.И. Чуковского. Педагогическая и переводческая деятельность К.И. Чуковского.
33. Сказочно-игровая поэзия 20-30-х гг. 20-го в. Жанровое многообразие произведений С.Я. Маршака, их художественные особенности. Мастерство Маршакапереводчика.
34. Многообразие прозы для детей в 20-30-е гг. 20-го в.: основные направления, жанры.
35. Причины популярности жанра рассказа в д.л. 20-30-х гг. 20-го в. Творчество Б. Житкова: Тематическое и стилевое своеобразие его произведений; сюжеты, герои, нравственные итоги детской прозы Б.Житкова.
36. Причины популярности жанра рассказа в д.л. 20-30-х гг. 20-го в. Образ ребенка в рассказах о детях А.П. Платонова. Реально-бытовой и нравственнофилософский аспекты его произведений. Своеобразие художественной манеры писателя.
37. Причины популярности жанра рассказа в д.л. 20-30-х гг. 20-го в. Циклы рассказов о детях в творчестве М.А. Зощенко.
38. Художественно-познавательная литература 20-30-х гг. 20-го в. Жанр научной сказки в творчестве В. Бианки.
39. Художественно-познавательная литература 20-30-х гг. 20-го в. Мир природы, сосуществование природы и людей в произведениях К. Паустовского; особенности художественной манеры писателя.
40. Художественно-познавательная литература 20-30-х гг. 20-го в. Своеобразие рассказов о животных Б. Житкова и Е. Чарушина.
41. Художественно-познавательная литература 20-30-х гг. 20-го в. Особенности творческой манеры М. Пришвина, изображение природы в художественном мире писателя.
42. Сказка как особая стилевая форма детской художественной литературы. Жанр сказа в творчестве С. Писахова, П. Бажова, Б. Шергина.
43. Жанр детской повести в литературе 20-30-х гг. 20-го в. Психология детского и подросткового возраста, окружение ребенка и его внутренний мир в произведениях жанра автобиографической прозы 20-30-х гг. 20-го в.
44. Жанр детской повести в литературе 20-30-х гг. 20-го в. Революционно-приключенческая повесть и сказочная литература 20-30-х гг. 20-го в.
45. Детская литература 40-50-х гг.: основные направления творчества писателей, ведущие жанры, пафос произведений о детях и для детей.
46. Детская лирика второй половины 20-го в. Своеобразие поэтического мира Ю.Мориц, И. Токмаковой, Э. Мошковской, Р. Сефа, Я. Акима.
47. Детская лирика второй половины 20-го в. Лирика для детей поэтов «большой» литературы (Г. Сапгир, А. Кушнер, О. Григорьев).
48. Детская лирика второй половины 20-го в. Литературная и переводческая деятельность Б. Заходера.
49. Детская лирика второй половины 20-го в. «Детская» и «подростковая» лирика В. Берестова.
50. Лирика для детей 70-90-х гг. (творчество А. Усачева, Ю. Кушака, М. Яснова: анализ творчества одного из авторов по выбору студентов).
51. Литературная сказка, сказочный цикл в литературе второй половины 20- го в.
52. Психологический портрет ребенка, мир и приключения ребенка в малой прозе второй половины 20-го в. (рассказы Н. Носова, Р. Погодина, В. Драгунского, В. Голявкина, Ю. Нагибина).
53. Психология детского и подросткового возраста, окружение ребенка и его внутренний мир в изображении писателей «большой литературы» (рассказы о детях и для детей В. Астафьева, Ф. Искандера).
54. Жанр психологической повести в литературе второй половины 20-го в. Психологический портрет подростка; молодой человек и его сверстники, молодой человек и коллектив в повестях А.Алексина, Б.Железникова, Р. Фраермана, Г Щербаковой).
55. Фантастика в детской литературе второй половины 20-го в.; лирикоромантическое изображение дружбы, чувства долга, чести в фантастической прозе В. Крапивина.
56. Фантастика в детской литературе второй половины 20-го в.; творчество К. Булычева.
57. Историческая литература для детей второй половины 20-го в.
58. Природоведческая литература для детей второй половины 20-го в.
59. Образовательно-воспитательное значение произведений К.Д. Ушинского для детей.
60. Роль Л.Н. Толстого в развитии детской литературы и детского чтения.
61. Мастерство создания детских характеров, глубокое проникновение в психологию ребенка в рассказах А. Чехова о детях.
62. Горький – детям (Горький – детский писатель, теоретик, критик и организатор литературы для детей).
Поэзия В. Маяковского для детей: стихотворения, песни, сказки.
Героические и волшебные сказки писателей ХХ века в чтении младших школьников (П. Бажов, А. Гайдар, А.Н. Толстой, Е. Шварц, Ю. Олеша – по выбору).
Тематическое и жанровое многообразие поэзии С. Маршака.
Идейно-тематическое богатство произведений Б. Житкова для детей.
Характеристика деятельности А. Барто (или С. Михалкова) в области теории и практики детской литературы.
Тематика и специфика творчества С. Баруздина, Л. Воронковой, Л. Кассиля, В. Осеевой, Е. Пермяка (по выбору).
Поэтика К. Чуковского в заповедях для детских поэтов и в собственном творчестве.
Детские образы Н. Носова.
Детская литература Англии.
Детская литература США.
Детская литература Франции.
Детская литература Германии.
Научно-познавательные детские книги о природе, о животных, растениях, машинах, вещах – и их отличительные особенности.
Периодическая печать для детей.