Публикация Глебовой Юлии Викторовны
Учителя изобразительного искусства
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения
Самарской области «Школа – интернат №113
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара.
Групповое обучение как развитие социализации, и коммуникации.
Урок в котором используется групповое обучение - требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных художественно-творческих задач на уроке изобразительного искусства.
Ученикам предлагается обсудить поставленную задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, представить совместно найденный результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Урок как форма взаимодействия.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти форма взаимодействия позволяет реализовать основные условия коллективности: и осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Сотрудничество как подход к обучающимся.
Приспособление как дань социализации.
Коммуникация, общение, без которого невозможно распределение учебного материала, информационного обмена и взаимопонимания,.
При групповой форме работы обучающихся на уроке изобразительного искусства в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Помогающий получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, и приобретают гибкость, закрепляясь именно при объяснении своему однокласснику.
Сотрудничество как форма взаимодействия.
Как же происходит подготовка к выполнению группового задания?
1) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
2) Инструктаж о последовательности работы.
3) Раздача дидактического материала по группам.
4 ) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5) Распределение заданий внутри группы.
6 ) Индивидуальное выполнение задания.
7) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания (замечания, дополнения, обобщения), и) Подведение итогов задания.
Формы обычного текущего контроля знаний, в котором используются групповые эффекты на уроках изобразительного искусства для обучающихся с ОВЗ.
1) Заключительная часть.
2) Сообщение о результатах работы
3) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
4) Общий вывод и достижении поставленной задачи.
Дополнительная информация учителя изобразительного искусства.
Во время групповой работы учитель изобразительного искусства выполняет разнообразные функции:
1.контролирует ход работы в группах,
2.отвечает на вопросы,
3.регулирует споры,
4.порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
А учитывая, что на уроках изобразительного искусства основной формой работы на уроке является практическая работа естественно что в ходе урока максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
Разновидности работы педагога в групповой технологии.
Групповой опрос.
Своеобразной разновидностью группового урока является опрос, который проводится для повторения и закрепления учебного материала после завершения определенного раздела программы.
Опрос может быть организован как после уроков, так и на самом уроке.
Во время группового опроса учитель в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Помимо высокой интенсивности группового опроса в классе , позволяющего в течение урока выявить знания всех обучающихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Общественный смотр знаний желательно проводить в форме контрольного опроса, итогового тестирования, или тестирования в игровой форме.
Мои излюбленные контрольные уроки:
1.Таможенный инспектор,
2.на таможне,
3.на границе,
4.в картиной галереи,
5.на совете реставраторов,
6- операция консилиум.
7.На вокзале.
8. В аэропорту.
9.В порту. На причале.
Мой любимый вид тестирования, или контрольного урока:
- Налоговый инспектор - любящий подсовывать таможенную декларацию, которую необходимо заполнить обучающимся …..класса – с имеющимся определённым багажом состоящим из репродукций самых известных художников, заранее подготовленных учителем изобразительного искусства
Контрольный урок - смотр открывает:
1.председатель жюри,
2.таможенный инспектор,
3.налоговый инспектор,
4.директор картинной галереи,
5.пограничник,
6.главный реставратор города.
7. комиссия по смотру
Комиссии по смотру придается приподнятый, торжественный характер.
Учащиеся приходят в праздничной форме.
Помещение украшается, делается выставка работ обучающихся и учебно-методических материалов и т.д.
Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна.
Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс.
Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся.
Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям
ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, художественно-творческих задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняют работу у доски,
часть - сидя за отдельными столами,
часть отвечают с мест.
После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его.
Все ответы и поправки также учитываются.
Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему.
На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант по художественной терминологии (словарная работа),
Текст - в котором нужно найти смысловую ошибку, перфокарты или простые художественно-творческие задачи, требующие для выполнения немного времени).
В программу контрольного урока могут быть включены развлекательные элементы,
домашние заготовки (по типу известного КВН).
Школьный клуб художников интеллектуалов.
Творческая викторина.
Результаты общественного смотра, знаний контрольного урока зачитывает перед всем классом председатель жюри.
Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные,
характеризующие работу интеллектуально-творческих групп.
Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.
Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время.
Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса.
Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса
(на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).
Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.
Встреча протекает следующим образом.
Ведущий задает вопрос одной стороне.
Отвечает тот, кто первым поднял руку.
Учащиеся из той же команды могут дополнить его.
Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона.
Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ.
Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером.
Диспут.
Разновидностью учебной встречи является диспут.
Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело.
Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог изобразительного искусства тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения.
В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
Учителя изобразительного искусства! Обратите на это внимание!
Вы часто ведёте диспуты не правильно!
Практически все диспуты у вас переходят в форму эврестической беседы!
А у любого введения диспута – есть свои правила введения!
Итак:- Ваши ключевые или опорные слова
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Очень велика роль ведущего на диспуте.
Он обязан предоставлять слово желающим,
следить за соблюдением регламента,
репетировать очередность выступлений и,
главное,
заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений.
Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
Нетрадиционные уроки.
Примеры:
урок-конференция,
урок-суд,
урок-путешествие,
интегрированы урок и др.
Нюанс - для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс
(не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе)