«Окружающий мир» 3 класс
Тема: Здоровью цены нет.
Цели урока:
Образовательные – обобщить и систематизировать знания учащихся о здоровом образе жизни, способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Развивающие – развивать навыки здорового образа жизни, умение заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, развивать умение формулировать и излагать свои мысли, добывать новые знания, обсуждать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.
Воспитательные – воспитывать чувство личной ответственности человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья и здоровья окружающих, формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом и духовно-нравственном совершенствовании, умения работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Предметные:
На уроке учащиеся получат знания о здоровом образе жизни;
Научатся заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих;
Получат установку на безопасный, здоровый образ жизни,
физическое и духовно-нравственное совершенствование.
Метапредметные:
Познавательные:
Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию о здоровом образе жизни;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
Строить логические рассуждения, включающие причинно - следственные связи;
Коммуникативные:
Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
Аргументировать свою позицию;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Составлять простейший план действий;
Осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Оборудование: оформление доски, компьютер, проектор, карточки с заданиями, жетоны.
Ход урока:
Эмоционально-организационный момент.
-Поздоровайтесь руками, поздоровайтесь глазами, поздоровайтесь словами.
-С вами вдруг и стар и млад пообщаться будет рад!!!
2.Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, дорогие гости!
-Такими словами мы приветствуем друг друга при встрече. А что они означают?
-Когда мы произносим «здравствуйте», то искренне желаем друг другу чего? (здоровья, добра и радости). Да, так как слово «здравие» означает здоровье!
-Здравствуйте – это, значит, будьте здоровы.
-А здоровы ли вы, дорогие мои?
-Хорошее ли у вас сегодня настроение?
- Я очень рада, что у вас все отлично!
-Чего вы в первую очередь желаете себе и своим близким? (здоровья)
- В народе говорят: «Здоровому – все здорово». Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет
по-настоящему и работать, и отдыхать.
-Часто ли вы болеете?
-По какой причине у нас недавно был карантин, мы учились дистанционно?
- Многие болели.
-Давайте сначала определим уровень своего здоровья. У вас на столах лежат разноцветные жетоны. Известный русский врач Николай Михайлович Амосов предложил определять уровень здоровья следующим образом:
если Вы не болели в течение всего учебного года - у Вас самый высокий уровень здоровья( зелёный цвет)- покажите.
Если заболевание возникло во время эпидемии или во время больших учебных нагрузок – средний уровень здоровья (синий цвет)
Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий (красный цвет)
- Определим уровень своего здоровья.
-У нас проблема!
-Мы часто болеем, пропускаем занятия, а это мешает нам в учёбе.
-Как же нам быть? Что же делать?
- Может мы, не умеем заботиться о своём здоровье?
-Нам надо научиться заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, вести здоровый образ жизни.
-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
-О том, как укрепить здоровье, будем пополнять наш багаж знаний о здоровом образе жизни. Эта тема для нас очень актуальная.
( Актуальность темы!)
3.Самоопределение к деятельности.
-Что может быть дороже здоровья? Ничего! Это самое дорогое.
-Сколько стоит здоровье? Назовите цену. Есть ли цена здоровью? Нет!
Тема сегодняшнего урока: Здоровью цены нет.
-Предлагаю с вами разобраться, какими способами достичь победы над болезнями, научиться заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, знать правила гигиены, вести здоровый образ жизни.
-Что такое гигиена?
Словарная работа. Гигиена - (с греческого - целебный, целительный, оздоровительный). Так называется мудрая наука о сохранении и укреплении здоровья
- Гигиея -древние греки звали богиню здоровья. От её имени произошло слово «гигиена»?.
Рефлексия. (Самооценка уровня знаний по данной теме).
- Сначала предлагаю оценить уровень ваших знаний по теме.
Мои знания о здоровье | Моя оценка (в начале урока) | Моя оценка (в конце урока) |
1. Знаю о правилах личной гигиены – науки о здоровье. | | |
2. Умею ценить и беречь здоровье. | | |
+ хорошо знаю; с - сомневаюсь; - плохо знаю. |
(Знаками показывают согласие и несогласие).
-Что вы мы понимаем под словом здоровье?
-Итак, здоровье- это…(когда ничего не болит, когда человек бодрый и весёлый, когда человек хорошо работает или учится..).
- Обратите внимание на доску, сначала выберем слова, которые характеризуют здорового человека (красивый, сутулый, сильный, ловкий, слабый, бледный, хилый, румяный, статный, стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый)
Красивый, сильный, ловкий, румяный, статный, стройный, крепкий
, подтянутый.
-Одного мудреца спросили:
"Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?" Мудрец, подумав, ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля".
-Вы согласны с мнением мудреца?
-Понятие «здоровье» очень многогранно. Исследуем его глубже.
1)-Сейчас я вам предлагаю провести эксперимент! (раздаю детям влажные салфетки!)
Потрите руки хорошенечко.
- Что заметили? (ответы детей)
- А грязь на руках – это….(ответы детей) микробы
- Почему нужно держать руки чистыми?
- Дети, а как часто надо мыть руки?
- Микробы могут попасть не только во время еды. Мы подносим руки ко рту, и не только руки! А сколько там микробов, грязи!
Первое слагаемое здоровья это – Чистота.
Здоровье будет крепче, если мы будем соблюдать чистоту.
2)-Может ли человек быть здоров без полноценного питания? Какое питание можно считать «здоровым», обведи?
1 задание:
а) Разнообразное д) Однообразное
б) Богатое витаминами е) Богатое сладостями
в) Регулярное ж) От случая к случаю
г) Без спешки з) Второпях
- Ребята, послушайте сказку.
«Жил – был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое: конфеты, торты, пирожные, печенье, пряники, мороженое.
И однажды с нею случилась беда…. Принцесса заболела…..»
- А вы как думаете, почему принцесса заболела? (Она питалась только сладостями)
- Можно ли питаться только сладостями? (ответы детей)
2задание: “ Зачеркни лишнее”.
Если продукт вреден, зачеркни:
Рыба, мясо, кефир, чипсы, гречка, подсолнечное масло, фанта, морковь, торты, капуста, сникерс, яблоки, конфеты, пирожные, груши, сало, кока-кола.
Вывод: Правильно питайся!
3)- А что ещё надо делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье?
-О чем нас предупреждает пословица «Ретивая лошадка недолго живет», как вы её понимаете?
-Кто из вас значение слова «ретивая»? Ретивым может быть человек усердный, горячий, пылкий на дело, старательный, ревностный, ражий духом. То есть нужно уметь чередовать что..?
«Много спать - мало жить: что проспано, то прожито» - как вы понимаете эту пословицу?
«Делу время, потехе час»
- Сделайте вывод, так как надо жить и работать?
Вывод: Чередование труда и отдыха
-Вот мы с вами потрудились, а сейчас отдохнём!
4) Закаливание: физминутка
5) Движение.
А что еще мы забыли сказать о здоровье, вспомните, какой урок любят все дети?
- Что вы посоветуете всем, для укрепления мышц и костей?
Действительно, говорят: движение – это жизнь.
30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день.
Недаром говорят: “Здоровье – футляр красоты”. Будешь заниматься спортом – будешь красивым.
По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!
– Какими видами спорта вы любите заниматься летом? Зимой?
– Кто из вас на зимних каникулах с семьей занимался спортом? Каким видом?
Если часто заниматься спортом, можно достигнуть больших результатов.
6)Режим дня.
Одним из важных правил здорового образа жизни является выполнение режима дня.
-Зачем нужен режим дня? Может можно обойтись и без него?
- Кто из вас, ребята, знает, что такое режим дня?
- Режим дня - это определенный распорядок дня, предусматривающий время для работы/учебы, различных дел и отдыха.
Как распределить время с пользой для здоровья? (Ответы детей)
"Загадки о режиме дня"
1. стать здоровым ты решил, значит, соблюдай… (ответ: режим);
2. утром в семь звенит настырно наш веселый друг… (ответ: будильник);
3. на зарядку встала вся наша дружная… (ответ: семья);
4. режим, конечно, не нарушу – я моюсь под холодным… (ответ: душем);
5. после душа и зарядки ждет меня горячий… (ответ: завтрак);
6. всегда я мою руки с мылом, не надо звать к нам… (ответ: Мойдодыра);
7. после обеда можно сладко поспать, а можно и во дворе… (ответ: поиграть);
8. после ужина веселье – в руки мы берем гантели, спортом занимаемся, друг другу… (ответ: улыбаемся);
9. смотрит к нам в окно луна, значит, спать давно… (ответ: пора).
Выберите правильные советы. Неправильные советы зачеркните. Утром делай зарядку. Вовремя ложиться спать. Полдня играть в компьютер. Кушать в одно и то же время. Завтрак можно пропустить. Кушать 3 раза в сутки. Чередовать умственный труд и физический. Долго сидеть перед телевизором. Делать уроки поздно вечером. Сразу после обеда бежать на футбол. После занятий обязательно отдыхать. Ежедневно гулять на свежем воздухе. Обязательно умываться и чистить зубы 2 раза в день. Читать лежа Проверяем. Ответы на доске. 3, 5, 6, 8, 9, 10, 14, | Составить режим дня третьеклассника. Режим дня Ужин. Водные процедуры Свободное время. Сон. Подъем. Завтрак. Дорога в школу. Занятия в школе. Обед Зарядка Помощь по дому. Прогулка на свежем воздухе. Выполнение домашнего задания. Проверяем. Ответы на доске. 5, 10, 2, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 11, 1, 3, 4 |
Вывод: Помни твердо, что режим людям всем необходим.
-Слышали вы такое выражение «сильные духом», о ком так говорят?
Среди окружающих нас людей много людей с ограниченными возможностями, инвалидов. Жить среди обычных людей им сложно. И, чтобы добиться в жизни успеха, получить хорошее образование им порой приходиться затрачивать титанические усилия.
Сильными духом людьми нельзя не восхищаться, о них нельзя молчать, нельзя не знать. Мы должны понимать, как им трудно. Но мы не перестаем удивляться тому, что многие из них достигли больших успехов в спорте и своими достижениями порой превзошли здоровых людей.
Для таких сильных людей планеты и организовываются Паралимпийские игры.
Среди таких людей есть наш земляк Михаил Евгеньевич Асташов.
Заслуженный мастер спорта России.
Достижения и награды
2013 — многократный обладатель Кубка России на дистанции 100 м брассом среди людей с ограничением по здоровью
2014 — чемпион России по плаванию среди людей с ограничением по здоровью
2016 — вице-чемпион мира по паратриатлону в классе РТ-2 Open Race
2016 — золотой призер открытого чемпионата России по плаванию среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (100 м брасс и 200 м комплексное плавание)
2016 — обладатель Кубка России по паратриатлону в классе РТ-2
2016 — обладатель титула «Человек года Бурятии — 2015»
2016 — победитель «Парасибириады» в составе сборной команды Республики Бурятия
2017 — обладатель премии МИРа в номинации «Народная премия»
2018 — победитель международных соревнований по паратриатлону IRONSTAR
2018 — серебряный призер чемпионата России по паратриатлону
2019 — обладатель Кубка мира по паратриатлону в классе PTS-2
2019 — чемпион России по паратриатлону в классе РТ2
2020 — бронза на международных соревнованиях в Австралии в триатлоне.
2020 — победитель на дистанции 1 км и гонке преследования на 3 км на чемпионате России по велоспорту
2021 — победа в индивидуальной гонке преследования на Кубке мира в Бельгии
2021 — золото на Кубке мира по паратриатлону в Испании
2021 — золото Паралимпийских игр в трековой велосипедной гонке на 3 км
2021 — золото Паралимпийских игр в шоссейной велосипедной гонке с раздельным стартом
Лауреат премии имени Николая Островского за особые достижения в спорте
Многократный чемпион Республики Бурятия по настольному теннису
Многократный чемпион России по бадминтону среди юниоров
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Здоровье - бесценное сокровище. Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим, вести здоровый образ жизни, правила которого выработаны народным опытом и современной наукой. При этом всегда важно помнить, что здоровыми должны быть и тело, и душа, и дух человека. Духовное и душевное здоровье помогает преодолеть болезни тела и физические недостатки
Достигли ли мы целей урока?
Что было сложно на уроке?
Почему?
Что было интересно на уроке?
- Давайте проведем небольшую .
Закрепление
Ситуационные задачи.
Задача №1
Жил-был мальчик Витя. Ему было 9 лет. Он учился в 3 «а» классе. Витя учился на «4» и «5», был добрым и отзывчивым мальчиком. Однажды Витя возвращался из школы домой и нёс в одной руке тяжёлый портфель, а во второй- пирожок с луком и яйцом, который Витя ел на ходу. Бабушка Вите всегда пекла пирожки в школу, и Витя ел их, возвращаясь домой. Вдруг Витя увидел бездомного кота. Кот сидел под кустом и мыл лапу. Витя подошёл к коту и погладил его, взял кота на руки, а потом даже дал несколько раз откусить пирожок. Через 2 дня у Вити сильно заболел живот.
Почему Витя заболел?
Ел всухомятку.
Ел грязными руками.
Неправильное питание.
Носил тяжёлый портфель.
Задача № 2
После школы третьеклассник Витя приходил домой и обедал. Затем он любил отдохнуть от занятий. Витя ложился на диван и играл в игры на телефоне, так проходило 2-2,5 часа, а потом Витя ещё 2 часа слушал на полную громкость песни любимой музыкальной группы в наушниках, сидя за компьютером. И наконец, наступило время для выполнения домашнего задания. Через две недели после такого отдыха Витя сел за чтение, но не смог сосредоточиться и стало всё расплываться в глазах.
Почему Витя не справился с чтением?
Долго играл в телефоне.
Громко слушал музыку.
Долгое время проводил за компьютером.
Не соблюдал режим дня.
№ | Название задания | Где (в классе, дома) Как (самостоятельно, в группе) | Критерии оценивания |
Понимание задания | Количество правильных ответов | Дано пояснение ответа | Предложение других вариантов |
| | | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 |
| | | | | | | | | | | | | | |
ответа нет
неполный ответ
полный ответ
- Спасибо всем. Мы с вами очень интересно поработали. Все были очень активны, молодцы! Надеюсь, что сегодняшний урок не прошел даром, и вы многому научились и многое узнали.
Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!”
Самооценка:
Мои знания о здоровье. (Знаками показывают согласие и несогласие). | Моя оценка (в начале урока) | Моя оценка (в конце урока) |
1. Знаю о правилах личной гигиены-науки о здоровье. | | |
5. Умею ценить и беречь здоровье. | | |
+ хорошо знаю; с - сомневаюсь; - плохо знаю. |
-Спасибо. Урок окончен.
7.Домашнее задание: Нарисовать запрещающие знаки к правилам здорового образа жизни.
Самооценка уровня знаний по данной теме.
Мои знания о здоровье | Моя оценка (в начале урока) | Моя оценка (в конце урока) |
1. Знаю о правилах личной гигиены-науки о здоровье. | | |
5. Умею ценить и беречь здоровье. | | |
+ хорошо знаю; с - сомневаюсь; - плохо знаю. |
Какое питание можно считать «здоровым», обведи?
а) Разнообразное д) Однообразное
б) Богатое витаминами е) Богатое сладостями
в) Регулярное ж) От случая к случаю
г) Без спешки з) Второпях
Игра “ Зачеркни лишнее”.
Если продукт вреден, зачеркни (слово или рисунок):
Рыба, мясо, кефир, чипсы, гречка, подсолнечное масло, фанта, морковь, торты, капуста, сникерс, яблоки, конфеты, пирожные, груши, сало, кока-кола.
Выберите правильные советы. Неправильные советы зачеркните. | Составить режим дня третьеклассника. |
Утром делай зарядку. Вовремя ложиться спать. Полдня играть в компьютер. Кушать в одно и то же время. Завтрак можно пропустить. Кушать 3 раза в сутки. Чередовать умственный труд и физический. Долго сидеть перед телевизором. Делать уроки поздно вечером. Сразу после обеда бежать на футбол. После занятий обязательно отдыхать. Ежедневно гулять на свежем воздухе. Обязательно умываться и чистить зубы 2 раза в день. Читать лежа | Режим дня Ужин. Водные процедуры Свободное время. Сон. Подъем. Завтрак. Дорога в школу. Занятия в школе. Обед Зарядка Помощь по дому. Прогулка на свежем воздухе. Выполнение домашнего задания. |
Задача №1
Жил-был мальчик Витя. Ему было 9 лет. Он учился в 3 «а» классе. Витя учился на «4» и «5», был добрым и отзывчивым мальчиком. Однажды Витя возвращался из школы домой и нёс в одной руке тяжёлый портфель, а во второй- пирожок с луком и яйцом, который Витя ел на ходу. Бабушка Вите всегда пекла пирожки в школу, и Витя ел их, возвращаясь домой. Вдруг Витя увидел бездомного кота. Кот сидел под кустом и мыл лапу. Витя подошёл к коту и погладил его, взял кота на руки, а потом даже дал несколько раз откусить пирожок. Через 2 дня у Вити сильно заболел живот.
Почему Витя заболел?
Ел всухомятку.
Ел грязными руками.
Неправильное питание.
Носил тяжёлый портфель.
№ | Название задания | Где (в классе, дома) Как (самостоятельно, в группе) | Критерии оценивания |
Понимание задания | Количество правильных ответов | Дано пояснение ответа | Предложение других вариантов |
| | | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 |
| | | | | | | | | | | | | | |
ответа нет
неполный ответ
полный ответ
Задача № 2
После школы третьеклассник Витя приходил домой и обедал. Затем он любил отдохнуть от занятий. Витя ложился на диван и играл в игры на телефоне, так проходило 2-2,5 часа, а потом Витя ещё 2 часа слушал на полную громкость песни любимой музыкальной группы в наушниках, сидя за компьютером. И наконец, наступило время для выполнения домашнего задания. Через две недели после такого отдыха Витя сел за чтение, но не смог сосредоточиться и стало всё расплываться в глазах.
Почему Витя не справился с чтением?
1. Долго играл в телефоне.
2. Громко слушал музыку.
3. Долгое время проводил за компьютером.
4. Не соблюдал режим дня.
№ | Название задания | Где (в классе, дома) Как (самостоятельно, в группе) | Критерии оценивания |
Понимание задания | Количество правильных ответов | Дано пояснение ответа | Предложение других вариантов |
| | | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 |
| | | | | | | | | | | | | | |
ответа нет
неполный ответ
полный ответ