Груздева О.В
(Село Усть – Кивда, Россия,
МОКУ Кулустайская СОШ [email protected])
Музей – социальный институт исторической памяти
История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины (Цицерон)
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
В нашей школе также создан историко – краеведческий музей. В нашем музеи оформлены стенды о ветеранах ВОВ, история развития села, первые учителя. Продолжается работа по созданию альбома летопись Кулустайской СОШ, выпускники школы - участники боевых действий в Чечне. Оформлены экспозиции с творческими работами обучающихся. Ведётся работа по созданию экспозиции русская изба. Собирается информация о первых переселенцах, об их быте и т.д.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, так как духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа.
В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Обеспечение духовной безопасности страны тесно связано с защитой культурного, духовно – нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с религиозной грамотностью народа, что может дать только полноценно организованная система воспитания.
Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования общественной активности обучающихся, их исследовательских умений и навыков, их творческих способностей. Деятельность школьного музея является одним из важных условий осуществления патриотического и духовно-нравственного воспитания в учебном заведении. Музей позволяет, вовлекая учащихся в активную деятельность, знакомить с подвигами ратными и мирными земляков, с традициями отчего края, своего народа, его талантами, нравственными качествами лучших представителей России.
Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Его развитие и жизнеспособность определяются особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, школьное краеведение способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
Один из основных источников воспитания гражданственности - память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции. Главное - заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес, юношеский энтузиазм в нужное русло. Необходимо развернуть в каждой школе краеведческую деятельность в виде кружков, научных обществ, школьных музеев.
Музей – социальный институт исторической памяти. Однако, отражая историю культуры, события и ценности ушедших веков, он служит современникам, смотрит в завтра, ориентируется на требования развивающейся цивилизации. Отбирая, сохраняя, реставрируя и экспонируя образцы природной и культурной среды, предотвращая утрату реликтов истории и духовной жизни людей, музей обеспечивает связь веков, преемственность поколений, непрерывность общественного развития. Опираясь на подлинные памятники материальной и духовной культуры, музей гарантирует научную достоверность репрезентативность экспозиции, отражает и пропагандирует непреходящие ценности истории и культуры, превращает документы истории и творения культурной деятельности в эффективные средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Как центры духовной жизни, интегрирующие прошлое и проясняющие настоящее, музеи помогают людям постичь свои истоки, идентифицировать себя с определёнными национально-культурными традициями, освоить новую информацию, осмыслить тенденции общественного развития, сформировать нравственную позицию и эстетическое отношение к действительности. В условиях глобализации музей призван осознать свою особую роль в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у разных групп населения, и в первую очередь детей и молодёжи, чувства любви к человеку, к отечеству, к своему краю. Музей реализует методику обеспечения общения посетителей с «реальными вещами», с представителями различных культур и разных поколений; ориентирует на формирование у аудитории (особенно детской и подростковой) умений и навыков восприятия «языка вещей». Любое учебное заведение остро нуждается в музее, материалы и экспозиции которого дополняют, оживляют и обогащают вербальную информацию педагога
Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, изучая фольклор, обряды, традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.
Целью инновационной деятельности стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины, создание условий для установления у учащихся целостного восприятия в предметной области литературы и литературного краеведения.
Пополняя фонд музея обучающиеся изучают литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея, его тематике;
систематически пополняют фонды музея путем активного поиска в туристических походах, экскурсиях, экспедициях;
обеспечивают сохранность музейных предметов, организуют их учет в инвентарной книге музея;
создают и обновляют экспозиции, выставки;
проводят экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;
оказывают содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно- воспитательном процессе;
организуют и проводят мероприятия, коллективно-творческие дела, акции, праздники;
участвуют в районных и областных творческих конкурсах.
Ребята учатся работать с источниками и литературой, архивами, музейным материалом, обрабатывать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, готовить компьютерный вариант презентации проекта. Знания и умения, приобретенные в кружке, а также материал, полученный в ходе исследования, учащиеся используют на уроках литературы, истории, проводя параллели между действительно произошедшими историческими событиями и теми, что описываются писателями в художественных произведениях, изучаемых по программе.
Поисковая работа помогает глубже и разностороннее изучать программный материал на уроках, многие из которых тесно связаны с деятельностью литературно-краеведческого музея, поэтому они проходят интересно и увлекательно, ведь дополнительный материал к ним отыскали и обработали сами ребята.
Материалы школьного историко - краеведческого музея широко используются педагогами для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Организация музейно-образовательного процесса не подменяет, а дополняет школу; углубляет знания учащихся, повышает их интерес к учёбе.
Это позволяет дать учащимся знания, необходимые для:
реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
организации систематической деятельности школьного музея как учебно - воспитательного и досугового центра учреждения образования.
.Вовлекая школьников в сознательную и личностно значимую, наукоёмкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их креативных качеств. Юные краеведы желают продолжать начатую работу, и это очень важно, потому что их идеи и начинания будут жить в них, в их детях, сохраняя историческое и культурное наследие малой родины.
В судьбе каждого человека есть своя Школа, которая ведет не только в страну знаний, но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека.
А родом я из «Пятилетки».
Среди зеленой тишины
Стоит село, где наше детство
Хлебало горький суп войны…..
Отсюда, с этого причала,
Где горесть с радостью сошлась,
Вся жизнь моя взяла начало,
И вся Россия началась…