Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
самарской области
«Школа –интернат №113
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара.
2018 г.
Публикация по итогам методического выступления
Учителя ИЗО Глебовой. Ю.В.
Формы взаимодействия
родителей педагогов и обучающихся-
на уроке изобразительного искусства.
Пояснительная записка. Указ- 264 пр П.РФ. 2018 Год объявлен годом –десятилетия детства. Направлен на доступность образования, развитие одарённости, отношения усиление взаимодействия с родителями – полноправные патнёрские отношения. Рисование помогает отвлекать его от болезненных переживаний, снимает напряжение, успокаивает, возвращает ощущение собственной ценности.
Развития художественного образа – в работе с детьми с нарушением интеллекта, — это скорее обретение гармонии,
развитие художественно-творческого начала личности, чем просто изобразительное искусство. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в искусстве. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д. Но самое основное –это развитие художественного образа на уроках изобразительного искусства
Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.
Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.
Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым.
Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При развитие художественного образа человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение.
У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.
На МО - учителей обще эстетического цикла, для реализации общешкольного направления
«Сотрудничество школы и семьи», выбрана именно - эта тема . Для наиболее тесного взаимодействия родителей, обучающихся и учителей.
Цель: Выстраивать коммуникативно -конструктивное взаимодействие обучающихся, родителей и учителей.
Создавать условия для полноценного сотрудничества школы и семьи.
Задачи:
Вырабатывать воспитательно - коррекционные формы работы взаимодействия всех участников образовательного процесса на уроках изобразительного искусства.
Понимать причины дивиантного поведения детей и родителей.
Определить формы и границы взаимодействия.
Приобретать опыт взаимодействия детей и родителей на уроках изобразительного искусства.
Раскрывать потенциал каждого ребёнка.
Создать условия для самореализации каждого обучающегося.
Создавать условия для формирования ключевых компетенций.
Создавать комфортные условия обучения.
Школа – это маленький мир возможностей, и должна способствовать творческому поиску.
Вовлечённость в вектор развития образования, это неотъемленая часть детства. Интерес к познанию внешнего мира.
Творческие порывы.
В изобразительном искусстве - и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с обучающимся на уроках предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания.
Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние обучающихся
Содержание
От навыков и умений надо отличать привычки. Так же как и навыки, они приобретаются в результате повторения действий, но в то время как навыки являются способом достижения целей, которые могут отвечать разным потребностям, привычное действие отвечает определенной потребности, которая требует выполнения именно данного действия. Невозможность осуществить привычное действие тогда, когда возникает потребность в нем, вызывает неприятное чувство, так как потребность в этом действии в данном случае не удовлетворяется.
Существенным для различий между навыком и привычкой является также то, что навыки формируются благодаря упражнению, т. е. целенаправленному и определенным образом организованному повторению, привычки же складываются в итоге простого повторения, не вызывающего совершенствования действий. Привычными для нас, например, являются умывание утром и вечером, мытье рук перед едой, соблюдение определенного режима труда и отдыха, определенного порядка в расположении инструментов на рабочем месте, аккуратность и тщательность в работе, общение с другими людьми, некоторые особенности речи (привычные выражения, слова) и т. д.
Различают положительные и отрицательные привычки. Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) — важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья. Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека. Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.
Так, изучение привычек самостоятельной работы у студентов и учащихся средней школы показало, что у одних привычки к систематической работе начали формироваться с I класса школы и были очень устойчивы. У других они складывались только в старших классах, а иногда даже после окончания школы. У некоторых они были непрочны и при неблагоприятных условиях легко разрушались. Некоторыми учащимися привычка к планомерной самостоятельной работе не была усвоена даже в высшем учебном заведении (Шнирман).
Отсутствие привычки к организованной работе вынуждает учащегося каждый раз делать усилие для того, чтобы приняться за дело. При наличии привычки он освобождается от этого, и работа доставляет ему удовольствие.
Необходимы привычки и для выполнения творческой работы. «Творческий труд, — писал Макаренко, — возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл».
Имеются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек.
Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, аккуратному одеванию и раздеванию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке. Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи. В детском саду ребенок привыкает участвовать в работе детского коллектива, ответственно относиться к своей работе, к своим обязанностям в игре, преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в своей деятельности, помогать товарищам и пр. В школе учащиеся привыкают внимательно и напряженно работать во время урока, ответственно относиться к выполнению домашних заданий, соблюдать определенный режим труда, отдыха, сна, питания, терпеливо преодолевать трудности, планировать работу, заранее определяя ее содержание и правильно распределяя во времени. Соблюдая школьные правила, ученик овладевает привычками культурного поведения.
Основными условиями образования привычек в период обучения в школе являются руководство и пример учителя, систематическая оценка работы и поведения ученика учителями, общественное мнение классного коллектива,. Важное условие формирования привычек — непримиримая борьба с отрицательными привычками (со стороны родителей, учителей, классного коллектива), категорическое осуждение каждого проявления дурной привычки. Важно замещать отрицательное действие положительным, а также предупреждать возникновение и возможность развития дурных привычек. Работа по воспитанию привычек в семье, детском саду, в школе должна быть систематической и непрерывной, так как всякое нарушение привычки разрушает у детей потребность в выполнении действий, необходимых для образования или закрепления этой привычки.
Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания.
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством. Каковы же цели и задачи семьи?
Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой». Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка…. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Роль информационных технологий в творческом развитии личности В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий. На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Каковы же условия успешного воспитания ребенка в семье? Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь. Ведь родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Похожая статья: Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этими ощущениями любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви.
В современных условиях, когда коренным образом произошла перестройка и политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпела значительные изменения. Происходит разрушение и ослабление семейных связей. Выделим основные факторы этой тенденции. Первый – это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д) была как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для её социального срастания. Теперь же все члены семьи трудятся вне дома. В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха. Похожая статья: Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста Второй – это стремление к более комфортной жизни в городах. Большая часть населения, жившая на селе и общавшаяся с природой, утратила эти связи, переселившись в города. Естественно, ослабла связь города с деревней. Возникает особая психолого-педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит - и от нравственных истоков нашей жизни, что приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей. Вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Третий – это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная её задача по отношению к детям – воспитание, в котором прослеживается три периода. Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй период: заботиться об умственном их развитии; третий период: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова. Четвертый фактор – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. В связи с расширением самостоятельности женщины, происходит перемена в её психологии, сопряженная, прежде всего с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения . Вследствие ряда условий, связанных, прежде всего с развитием современной культуры, семья в некоторых случаях перестает, по существу, быть надлежащей воспитательной средой. Основные причины этого. Малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один, два) существенным образом ограничивает и сужает семейное общение, лишает необходимой для него живой детской атмосферы. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. 2. Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной, поэтому дети тянутся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком. Связь же с другими родственниками ослаблена. Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками. 3. Ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг людей. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для активности. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным . Не секрет, что успешность воспитательного процесса, в любом учебном заведении, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимания педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ним, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», « Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение?». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Преподавателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично преподаватель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Кратко охарактеризую наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей. Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного. Родительский лекторий – способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов. Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому, в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием. Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в учебном заведении, необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей. Это могут быть различные формы познавательной деятельности: - общественные форумы знаний, - творческие отчеты по предметам, - дни открытых уроков, - праздники знаний и творчества, - турниры знатоков, - совместные олимпиады, - выпуск предметных газет, - заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья - эрудит», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения». Формы трудовой деятельности: - оформление кабинетов, - благоустройство и озеленение двора, - посадка аллей, - создание библиотеки; - ярмарка-распродажа семейных поделок, - выставки «Мир наших увлечений» и др. Формы досуга: - совместные праздники, - подготовка концертов, спектаклей, - просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, - соревнования, - конкурсы, - КВНЫ, экскурсионные поездки.
Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: - День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; - Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. - Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.
Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и внесемейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи. Похожие статьи Роль информационных технологий в творческом развитии личности. Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по изобразительному искусству .Основные термины: жизни ребенка, воспитания ребенка, Роль семьи, семейного воспитания, жизни ребенка неизмеримо, воспитания детей, мотив воспитания ребенка, семье ребенок, успешного воспитания ребенка, жизни ребенка основная, формы взаимодействия педагогов, воспитании ребенка, школа общения ребенка, разумном включении ребенка, младенчества прихоти ребенка.
Навыки, это способы выполнения действий, соответствующие цели и условиям, в каких приходится действовать. Но в отличие от навыков они не предполагают обязательно предварительного упражнения, в результате которого достигается устойчивый и достаточно высокий уровень выполнения действия. Школьник, только что обучившийся грамоте, уже умеет читать и писать, хотя навыками чтения и рисования он еще не обладает. Каждый человек сумеет сшить два куска ткани, но навыка шитья у него может не быть.
Основой умений могут быть не только действия, соответствующие данному умению, но и знания и навыки, приобретенные при выполнении других действий. Мастер на производстве может решить новую для него техническую задачу, требующую изготовления изделия в новых условиях, или изменить технологический процесс так, чтобы изделие отвечало новым требованиям, которые раньше не предъявлялись. Выполнит он эти новые для него задания, опираясь исключительно на уже имеющиеся знания и навыки, относящиеся к его специальности, хотя раньше они никак не были связаны с задачей, которую ему надо решить сейчас.
Между навыками и умениями существуют, следовательно, сложные взаимоотношения. С одной стороны, умением можно обладать, не владея еще соответствующим навыком. В этих случаях формирование навыка осуществляется на базе уже имеющегося первоначального умения. С другой стороны, умение закрепляется и совершенствуется по мере овладения навыком. Мало того, высокий уровень умения означает не только приобретение навыка, но и возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При .высоком развитии умения действие может выполняться в разнообразных вариациях, каждая из которых обеспечивает успех действия в определенных условиях.
Встреча с изобразительным искусством.
Искусство на долгие годы сохраняет в душе ребёнка эмоциональный след, формируя его понимание эстетического в быту и природе.
Дети сохраняют дорогие мгновения навсегда.
В самый трудный час изобразительное искусство и обще-эстетическое развитие помогает обрести силы и не потерять себя в хитросплетениях жизни.
Дети, которые пережили впечатление от искусства смогут даже по глазам услышать крик о помощи, увидеть огорчение или усталость - ближних.
Услышать, отозваться и прийти на помощь.
Основная цель изобразительного искусства это воспитание эмоциональной отзывчивости.
Если родители и учителя будут работать в сотрудничестве, то тем, самым будут созданы условия для жизни ученика и гармонии с самим собой.
Совместная работа раздвигает рамки мышления заставляющих углублённо и самостоятельно исследовать интересующий художественно творческий объект.
Это - формирует у детей - духовную опору, фундамент, в последующий жизни.
Предмет – изобразительное искусство развивает такие психологические процессы у детей как – мышление, воображение.
Дети - видят и наблюдают прекрасное, через восприятие, выражают увиденное в своих рисунках.
Уроки творчества способствуют развитию моторики.
Ежедневная тренировка пальцев рук, улучшает моторику.
Развивает наблюдательность, воображение умение мыслить.
В процессе обучения изобразительному искусству задействованы все психологические процессы.
Родители должны всячески способствовать развитию.
Увидеть задатки своего ребёнка. Создание системы работы всех участников образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию школьников во внеурочной и спортивной деятельности, направленной на формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.



Проект оформления школьной сцены «К НОВОМУ ГОДУ» . К работе привлечены как, дети, так и их родители.
Как бы ни назывался предмет преподавания, его главным смыслом является забота учителей о нравственном мире ребёнка. Забота о воспитании опора в окружающей нас жизни. В наше время осуществить это не просто. Потому так важно собрать воедино весь педагогический и родительский опыт.
Учитель и родитель должны осуществлять воспитательскую деятельность. Если нет совместной работы, то у ребёнка могут быть трудности в общем развитии. Это называется дивиантное поведение. Энергию обучающихся необходимо направить в нужное русло, а такие предметы как изобразительное искусство, физическая культура, музыка-являются спасательным кругом для детей которые ничего не хотят видеть кроме гаджетов и негатива.
Формы взаимодействия детей родителей и учителей на уроке изобразительного искусства.
Неформальные отношения – за чашечкой чая с пироженными. Не в строго рабочем порядке.
Диалог с родителями и их детьми.
Не в рабочих мероприятиях.
В социальных сетях ( ВАЙБЕР, КОНТАКТ )
В рабочих мероприятиях необходимость вовлекать родителей во внеклассные формы работы.
( При оформлении класса, школы, сцены к различным праздникам)
Беседа с родителями.
Совместное занятие
Воспитательно-коррекционные формы работы ( рисование плакатов и беседа по теме здорового образа жизни)
Совместное оформление стенгазет.
Общешкольные мероприятия
Творческие и тематические выставки.
Совместные экскурсии
Конкурсная деятельность.
Проектная деятельность наиболее эффективна, и даёт очень хорошие результаты взаимодействия.
Организация совместной работы родителей и детей.
Совместное обсуждение известных картин.
Родитель должен понимать что мы делаем? И зачем ?
Родители должны понимать что образование это билет в будущее.
Профориентация - вот что важно, для каждого, как для родителя, так и для обучающегося.
Данные мероприятия должны быть направленны на организацию художественно-творческой активности.
Самое главное – это психологическое здоровье семьи.
Учитель должен давать оценку своим действиям.
Необходимо привлекать родителей обучающихся к соучастию. Бывает и такое , что родители иной раз сами организовывают выставки.
Пример : Мама одной из учениц нашей школы состоит в международном союзе православных женщин России.
Она сама организовала нам Выставку АУКЦИОН работ обучающихся, и пригласила туда ГУБЕРНАТОРА г.о. Самара, и БАТЮШКУ. На мероприятие пришли все!
АУКЦИОН –ВЫСТАВКА ! В ШИКАРНОЙ ГАЛЛЕРЕЕ САМАРЫ - «ВАВИЛОН», с концертом, с праздником для детей и родителей, и конечно же! с изумительными подарками! Дети в восторге! Родители то же! Педагог счастлив! Красота!
Для реализации общешкольного направления «Сотрудничество школы и семьи» на уроках изобразительного искусства необходимо выстраивать коммуникативно конструктивные взаимодействия.
Проблемные дети – это прежде всего отношение семьи и детей. Учитель должен знать с какими семьями он имеет дело.
Понимать причины поведения детей и родителей. Только комплексный подход к работе учителя и школьного воспитателя позволит вести обучение и лечение в полной интеграции.
Психологический настрой на уроке –вот что важно.
Родителям нужно говорить так :- Да, это не просто, я вас понимаю.
И для нас и для вас важно - что бы ребёнок получил хорошее образование.
Я преподаватель изобразительного искусства Глебова Юлия Викторовна часто провожу внеурочные мероприятия
( чаще это выставочно-конкурсная деятельность)
Использование развитие художественного образа в работе с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться
с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь
в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
Этот метод работы взяла на вооружение директор Самарской Детской Картинной Галереи.
Детские работы раскрывающие творческих потенциал ребенка пользуются особенной популярностью в музеях Москвы.
Это метод можно назвать методом самореалаксации! Самовыражения!
Важнейшей техникой терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по развитию художественного образа мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас. Методика уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода. Художественный образ – это самостоятельное избавление от стресса.
Заключение.
Внимание в жизни и деятельности людей выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Узкие специалисты школы, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья выявили, что у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта снижен порог внимания. Страдают все функции внимания: объем, устойчивость и концентрация. Особенно следует отметить непреодолимые трудности при переключении внимания с одного объекта на другой.
Присущие школьникам с интеллектуальной недостаточностью грубые нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении.
В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Поэтому, учитывая наличие данных недостатков внимания, был сделан вывод, что необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися с целью предупреждения и исправления имеющихся нарушений. При этом коррекция должна осуществляться с помощью определенных средств.
Обучающиеся лишь посредники между учителями и родителями и игра в одни ворота, в некоторых случаях может привести к плачевным ситуациям.
Рисунок ребёнка не только отражает его ощущения, представления о добре и зле окружающей жизни, но и мечты и фантазии. Часто рисунок обучающегося свидетельствует о мире симпатий и личного отношения .
В психологическом смысле рисунок ребёнка можно было бы назвать – анкетой самого автора картины, сказки, песни. Памятники зодчества картины известных художников могут стать хорошими учителями для наших детей и родителей. Но только при совместном родительско-учительском вмешательстве.
Учителями вкуса, меры, формы выражения своих эмоций и чувств.
Работа обучающегося с ТМНР « Облака в небе»
Работы учеников 4 класса. Чтобы добиться развития художественного образа у обучающихся надо стараться задействовать все доступные нам виды чувств, развивающие эмоциональную отзывчивость. Работы выполнены, на уроке изобразительного искусства. У педагога Глебовой. Ю.В.